Ухудшение гуманитарной ситуации в Йемене

К началу ноября 2017 года на фоне обострения военного конфликта и роста насилия против гражданского населения обозначились признаки ухудшения гуманитарной ситуации в Йемене. На сегодня это наиболее наглядный пример того, как сугубо военно-политические причины, во многом спровоцированные фактором внешнего воздействия, служат катализатором гуманитарной катастрофы.

Вот и сейчас, новая фаза гуманитарного кризиса совпала с очередным витком вооруженного конфликта, когда в ответ на запуск Йеменом баллистической ракеты в сторону столичного аэропорта Саудовской Аравии, последняя установила с 5 ноября полную воздушную, наземную и морскую блокаду Йемена, что создает высокие риски для гуманитарных интервенций. Этому предшествовала интенсификация с конца октября обстрелов саудовцами гражданских объектов Йемена и рост жертв среди мирного населения. Всего же с начала гражданской войны в 2015 году в Йемене уже погибло 10 тысяч и было ранено 40 тысяч человек. Как итог – прямое негативное воздействие на гуманитарную ситуацию.

Как известно, Йемен на текущий момент ассоциируется с наиболее масштабным гуманитарном кризисом, в который оказалось втянуто практически все население страны. При этом, масштабы угрозы последовательно растут: к началу ноября 21.2 млниз 27-миллионного йеменского населения нуждаются в гуманитарном содействии, при том что число остро нуждающихся в продовольственном содействии практически не изменилось с лета текущего года. Несмотря на энергичные усилия  гуманитарного сообщества при лидирующей роли ООН, 7 млн человек по-прежнему стоят на пороге голода. В сентябре-октябре казалось, что благодаря повышенным мерам содействия со стороны ООН, в частности за счет имплементации продуманной и скоординированной стратегии помощи, удастся развернуть ситуацию в положительную сторону и сохранить этот тренд до конца года. Однако, гуманитарная ситуация продолжила деградировать, вновь приближая угрозу масштабного голода.

Более того, сегодня над Йеменом нависла двойная угроза: вероятность наступления масштабного голода сочетается с неконтролируемой массовой эпидемией холеры, охватившей с апреля более 900 тысяч человек и уже унесшей жизни 2,2 тысяч человек. По темпам распространения заболевания йеменская эпидемия холеры установила абсолютный рекорд в истории. При этом, пик эпидемии пока преодолеть не удалось: 21 из 22 провинций Йемена официально в зоне заражения (более 90% территории), а 50% заболевших – дети. К сожалению, предпринимаемые меры по предотвращению холеры, включая открытие повсеместно центров лечения и ухода, пока не дают результатов. В последние месяцы ООН удалось наладить поставки дезинфицированной воды в 12 провинциях страны и охватить 3.6 млн человек. В то же время, по данным ООН на начало ноября с.г., 16 млн йеменцев по-прежнему не имеют доступа к чистой воде и санитарным услугам и потенциально входят в группу риска.

Другим фактором, осложняющим выход из гуманитарного кризиса в Йемене является недостаточное донорское финансирование ооновских программ содействия. В условиях полной деградации национальной экономики и служб социальной защиты, помощь по линии ООН в условиях продолжающегося конфликта является чуть ли не единственным действенным инструментом. И если в середине года, благодаря грамотно продуманной и четко выверенной стратегии, агентствам ООН удавалось эффективно работать и сдерживать гуманитарные угрозы, купировав на некоторое время угрозу масштабного голода, но со временем финансовый дефицит все-таки дал о себе знать. За 2 месяца до окончания года гуманитарный План чрезвычайного реагирования (ПЧР) для Йемена остается профинансированным лишь на 56%. Никакая эффективность не способна компенсировать сотни миллионов недостающих долларов (общий бюджет ПЧР на 2017 год был заложен на уровне 1.6 млрд долл.) для поддержания содействия на должном уровне. И это при том, что даже несмотря на столь высокий дефицит ресурсов, Йемен по итогам 2016 года входил в пятерку крупнейших реципиентов гуманитарного содействия.

В то же время, имеются огромные пробелы в финансировании долгосрочных проектов развития, что лишь усиливает эффект гуманитарного кризиса. В частности, окончательное разрушение центральной системы водоснабжения и управления сточными водами привело к неконтролируемому использованию воды в бытовых целях и, как итог, способствовало дальнейшему массовому заражению населения холерой. Кроме того, неспособность восстановить в короткие сроки разрушенную в ходе военного конфликта систему аграрного производства в отсутствие необходимых инвестиций и финансовых вливаний в эту сферу неизбежно провоцирует массовый голод и недоедание. Общая макроэкономическая деградация и беспрецедентная инфляция потребительских цен на базовые продукты и медикаменты свыше 500% в ноябре по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – это лишь некоторые факторы, провоцирующие дальнейшее развитие гуманитарного кризиса.

Думается, доноры приходят к осознанию важности сочетания в Йемене срочных мер содействия с более стратегическими и фундаментальными усилиями в области развития. Без последних выправить кардинально гуманитарную ситуацию не получится и ресурсы будут потрачены лишь на сдерживание, но не ликвидацию первопричин кризиса. В частности, в начале ноября Всемирный банк анонсировал новый грант в размере 150 млн долларов на восстановление базовых служб и услуг в йеменских городах. Новый проект будет направлен на решение таких вопросов как воссоздание централизованной системы сбора мусора, регулирование сточных вод, налаживание системы водоснабжения, что в конечном счете будет способствовать напрямую сокращению эпидемии холеры. Проект также направлен на восстановление транспортной и энергетической инфраструктуры, что будет способствовать обеспечению гуманитарного доступа к временно перемещенным лицам (их число в Йемене превышает 2 млн человек) и созданию более благоприятных условий для проживания этих беженцев (отопление, электричество) накануне зимнего периода. Кроме того, благодаря проекту удастся создать 1.5 млн новых рабочих мест, особенно для женщин, а также стимулировать развитие местного бизнеса, который будет вовлечен в проект в качестве подрядчиков. В общей сложности, инвестиции Всемирного банка в Йемен с лета прошлого года уже превысили 1.1 млрд долларов США.

В то же время, даже самое щедрое и долгосрочное финансирование развития в Йемене не способно стать панацеей от гуманитарного кризиса: ключ к его решению лежит исключительно в военно-политической области. К сожалению, приходится констатировать, что ухудшение военно-политической ситуации и рост насилия способны свести на нет все гуманитарные стратегии сдерживания кризиса. Если заданная в конце октября-начале ноября тенденция продолжится, к концу года ситуация может полностью выйти из-под контроля и обернуться настоящей гуманитарной катастрофой. Важным катализатором этого процесса может стать активизация запрещенной в России террористической организации «Исламское государство», которая – по данным экспертного сообщества – нацелена на раздираемый войной Йемен как потенциальную локацию для постоянного базирования после поражения в Ираке и Сирии. По крайней мере, в последние месяцы террористы «Исламского государства» наращивают здесь свое присутствие, расширяют сеть тренировочных лагерей и увеличивают интенсивность террористических атак против правоохранительных органов и мирного населения. Так, жертвами последней по времени такой акции в Адене 5 ноября стали 15 человек.

62.82MB | MySQL:102 | 0,664sec