О подоплеке чисток в саудовском руководстве

4 ноября появилась информация о беспрецедентных чистках среди представителей саудовского истеблишмента, проведенных в рамках борьбы с коррупцией. В соответствии с кампанией по борьбе с коррупцией в КСА были арестованы восемь принцев из правящей семьи аль-Саудов и десять бывших и действующих министров саудовского правительства, а также многие представители саудовских деловых кругов. В число арестованных вошли такие видные представители саудовской элиты как сын покойного короля Абдаллы Митеб бен Абдалла, принц Аль-Валид бен Талал, богатейшие бизнесмены королевства Валид бен Ибрагим аль-Ибрагим и Салех Абдалла Камель. Репрессиям предшествовал королевский указ о создании антикоррупционного комитета, действующего «поверх законов, инструкций и указов» и наделенного чрезвычайными полномочиями, включая право «выписывать ордеры на арест, запрещать передвижение и выезд из страны, замораживать банковские счета и проверять финансовые фонды». Председателем нового комитета стал наследник престола принц Мухаммед бен Сальман. Новый комитет наделен правами предъявлять обвинения, совершать аресты, идентифицировать лица и организации, замешанные в коррупционных действиях».

Представляется, что такие резкие меры  вызваны как объективными, так и субъективными причинами. Во-первых, коррупция в Саудовской Аравии, как и в других государствах региона Ближнего Востока действительно является бичом экономической и политической системы. В 2016 году бюджетный дефицит КСА составил 46,5 милрд долларов. В то же время замороженные счета опальных принцев и бизнесменов составляют 33 млрд долларов. Кампания по борьбе с коррупцией вписывается в реформаторскую программу Мухаммеда бен Сальмана по модернизации Саудовской Аравии. Амбициозные планы наследного принца предусматривают модернизацию саудовской монархии, ограничение влияния ваххабитского духовенства и  построение новой экономики на базе концепции «Саудовское видение-2030». Молодой принц постепенно становится кумиром для значительной части саудовской молодежи, требующей перемен, что видно из чатов в «Твиттере», ставшего основным источником для выражения свободного мнения в КСА. В конце октября, выступая в Эр-Рияде на конференции, посвященной презентации проекта нового города Неом на северо-западе страны (проект оценивается в 500 млрд долларов) Мухаммед бен Сальман призвал «разрушить экстремизм и вернуться к умеренному исламу, открытому миру и другим религиям». В стараниях молодого принца явно просматривается реформаторская программа, которая в случае успеха способна сделать Мухаммеда бен Сальмана «саудовским Петром Великим». Данное заявление вызвало полемику со сторону известного и влиятельного некогда саудовского журналиста Джемаля Хашогги, находящегося ныне в опале и пребывающего в эмиграции в Германии. Д.Хашогги подчеркнул, что Саудовская Аравия создавалась как ваххабитское государство и Мухаммеду бен Сальману будет очень сложно отказаться от религиозной составляющей, не меняя его идентичность.

В то же время в действиях Мухаммеда бен Сальмана просматривается намерение уничтожить потенциальных противников в борьбе за власть в королевстве. В этой связи вызывают интерес личности арестованных принцев Митеба бен Абдаллы и Аль-Валида бен Талала. Принц Аль-Валид бен Талал является внуком основателя саудовского королевства и сыном «красного принца» Талала бен Абдель Азиза, бывшего министром финансов и регентом королевства в начале 1960-х годов. Принц Талал был политическим союзником Гамаля Абдель Насера, вынашивал свою программу реформ, но был обойден в борьбе за престол будущим королем Фейсалом. В 1964 году он отправился в европейскую эмиграцию. Матерью Аль-Валида бен Талала была ливанка, дочь первого премьер-министра ливанского государства Рияда ас-Сольха Мона ас-Сольх. Детские годы принца Аль-Валида прошли в Бейруте. В 1979 году Аль-Валид бен Талал, недавно закончивший военную академию в Эр-Рияде, занялся бизнесом и вскоре нажил фантастическое состояние.  В 2013 году его активы оценивались в 18 млрд долларов. Аль-Валид бен Талал является собственником 95% акций Kingdom Holding Company, инвестирующей в туризм, отели, рекламу, СМИ, банковский сектор, сельское хозяйство, нефтехимическую промышленность и авиацию. Принц является самым крупным индивидуальным инвестором американской Citigroup, вторым по значению акционером знаменитой голливудской киностудии XX Century Fox, собственником отеля Four seasons George V в Париже. Одновременно Аль-Валид бен Талал занимается меценатством. Он известен как один из спонсоров Джорджтаунского университета в США и Эдинбургского университета в Великобритании.

В 2015 году он приобрел скандальную известность благодаря тому, что подарил 100 автомобилей «Бентли» саудовским пилотам, принимавшим участие в бомбардировках Йемена. Вплоть до 2012 года Аль-Валид бен Талал не проявлял политических амбиций. Однако в этом году он создал телекомпанию «Аль-Араб». Скорее всего, это было сделано по инициативе окружения покойного короля Абдаллы для информационно-пропагандистского противодействия    волне «арабских революций». Однако, не исключено, что здесь сыграли роль и личные амбиции принца. Так или иначе, Аль-Валид бен Талал наряду с бывшим министром внутренних дел КСА Мухаммедом бен Найефом был одним из наиболее близким к американцам представителем королевской семьи. Известно, что Мухаммед бен Найеф, доверенный человек ЦРУ в Саудовской Аравии, после своей отставки в июне с.г. был помещен под домашний арест. Таким образом, Мухаммед бен Сальман хочет стать единственным контрагентом США на саудовской площадке, убирая конкурентов.

Таким образом, чистки, проведенные в Саудовской Аравии, преследуют несколько целей. Во-первых, зачистка возможных конкурентов Мухаммеда бен Сальмана. Во-вторых, разгром структур «глубокого государства» (deep state), которое могло саботировать его реформы. В-третьих, централизация государственного управления, особенно в части, касающейся силовых структур. Последнее подтверждается арестом принца Митеба. Митеб бен Абдалла долгое время был командующим Национальной гвардией КСА. Вооруженные формирования Национальной гвардии были созданы в КСА в начале 1960-х годов при помощи британских инструкторов и  традиционно формировались на основе племенных ополчений. Основной причиной создания этого института стало желание короля не сосредотачивать все вооруженные силы в руках армейского командования в связи с боязнью возможного военного переворота. Напомним, что перед саудовскими правителями был печальный опыт Сирии и Ирака, которых в то время сотрясали военные заговоры. С начала 1970-х годов Национальная гвардия была опорой будущего короля Абдаллы бен Абдель Азиза. С вступлением Абдаллы на престол командование перешло к его сыну. В 2015 году Митеб бен Абдалла был отстранен от командования Национальной гвардией, а в ходе последних событий чистки коснулись его соратников в командовании этих вооруженных формирований. По мнению саудовской исследовательницы Мадауи аль-Рашид, проживающей в Лондоне, КСА до недавнего времени представляло собой не абсолютную монархию, но скорее конгломерат феодальных владений различных принцев, с чем сейчас хочет покончить Мухаммед бен Сальман.

Таким образом, фактический правитель Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман предпринял достаточно решительные действия по слому саудовской политической системы, о последствиях которых еще рано говорить. Эти последствия могут быть как благотворными, покончив со своеобразной олигархией принцев, так и негативными, учитывая, что они могут привести к дезорганизации управления страной.

52.24MB | MySQL:103 | 0,608sec