О сотрудничестве между Турецкой Республикой и Интерполом по делу ФЕТО

Официальная Анкара продолжает активную борьбу с так называемой «террористической организацией Фетхуллаха Гюлена» или в турецкой аббревиатуре ФЕТО. Выдача со стороны США беглого проповедника, проживающего в Пенсильвании, стала одним из условий must Турецкой Республики, которое она пытается выставлять своему «образцовому партнёру» (наряду с отказом американцев от своей поддержки сирийских курдов – В.К.).

С другой стороны, закрытие гюленовских школ, высылка на родину преподавателей – граждан Турции и выявление сети выпускников этой современной «Азазели» — непременные пункты современной повестки дня любого турецкого официального лица, отправляющегося за рубеж и, особенно, в те регионы, где гюленисты традиционно были наиболее активны. В первую очередь, речь идет о государствах Кавказа, Центральной Азии и Африки.

Одновременно, турецкие посольства по всему миру печатают книги-брошюры на языке страны пребывания для распространения среди местного руководства и представителей СМИ, призванные объяснить произошедшее в ночь с 15 на 16 июля 2016 года. А точнее, официальную позицию турецкого руководства по этому вопросу, которая, по правде говоря, зияет пустотами и дырами, как швейцарский сыр. Что, впрочем, не исключает того факта, что попытка военного переворота в Турции отчётливо носит признаки «политического инжиниринга», если не инспирированного, то поддержанного из-за рубежа.

Но, как бы то ни было, следует констатировать, что отчаянные турецкие попытки «поднять волну» по поводу ФЕТО за рубежом в массе своей натыкаются либо на скепсис и идут по «затухающей», либо переводятся на разговор о массовых репрессиях в Турции образца «1937 года» и о нарушениях свобод и прав человека. Тому, собственно, есть простая причина – «одиозность» турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана.

Характерным примером безуспешности турецких попыток заручиться за рубежом солидной поддержкой для борьбы с гюленистами, является взаимодействие турецких правоохранительных органов с Интерполом по этому поводу. Чему посвящена статья во влиятельной Hürriyet Daily News авторства обозревателя Барчин Йинанч.

Как она справедливо отмечает, анкарское бюро Интерпола, открытое в 1930 году, — старо как сама Турецкая Республика, а сотрудничество с ним восходит ко временам основателя и первого президента Мустафы Кемаля Ататюрка. Как пишет турецкий журналист, Турция всегда тесно сотрудничала с организацией, но после попытки военного переворота 2016 года «ни одного слова соболезнования не прозвучало, когда так много полицейских отдало свои жизни». Более того, по её словам (вполне справедливым, следует признать – В.К.) зарубежные собеседники «устали выслушивать», что Европа продемонстрировала «теплую реакцию» в отношении провалившейся попытки переворота и «хорошо организованной за рубежом структуры, особенно в западных странах, что требует предельно умелого подхода, реализуемого высокого подготовленными специалистами». И, как констатирует автор, за редким исключением турецкие официальные лица не демонстрируют ни профессионализма, ни умного подхода. И даже эти исключения нивелируются общим уровнем и допускаемыми ошибками.

Одной из таких ошибок, как пишет автор, является помощь гюленистам, оказанная в своё время со стороны Партии справедливости и развития (это сложно назвать ошибкой – это была стратегия, которая долго приносила свои плоды, в виде выигранных выборов и референдумов, причем, всех без исключения – В.К.). Это сотрудничество привело к тому, что самые «блестящие государственные служащие» в итоге оказались гюленистами. Таким образом, по словам турецкого обозревателя, в турецких госструктурах правят бал некомпетентные и неквалифицированные служащие и в своей борьбе с гюленистами от них «нередко вреда больше, чем пользы».

В отношениях с Интеполом, в частности, «смертельной ошибкой» было передавать список из 70 тысяч имён (!) в течение нескольких дней после попытки государственного переворота, даже до того, как судебные процессы были начаты и потом «лгать о том, что это были те люди, которые потеряли свои паспорта». Понятно, что такие действия объясняются турецкой стороной той паникой, которая воцарилась в турецкой столице, однако, результатом стало то, что Интерпол закрыл перед представителями Турции все двери по этому вопросу.

В настоящее время, турецкая сторона снизила планку «требований» до 2 тысяч имен. Однако, Интерпол настаивает на подтверждении по каждому имени (то, что не требуется допустим по делам джихадистов — В.К.) и указывает на то, что поскольку речь идёт о попытке переворота – это дело политическое, а, следовательно, они не могут вмешиваться. Другой ошибкой, как пишет автор статьи, стало то, что турецкие официальные лица передали список немецких компаний, подозреваемых в связях с Ф.Гюленом в Интерпол. Проблема усугубляется тем, что турецкие атташе по безопасности посольств, все без исключения, были отозваны из-за рубежа и их места остаются во многом до сих пор не заполненными. Что осложняет контакт с местными правоохранительными органами.

В заключение автор призывает турецкое руководство обратиться к услугам «светской бюрократии», которая имеет многолетний опыт взаимодействия с западными коллегами, особенно в Европе. Они бы тогда подсказали разницу между «террористической организацией» и «криминальной организацией» с юридической точки зрения и не пытались бы определить ФЕТО в качестве первой из них.

В заключение заметим, что та ситуация, о которой пишет автор давно упущена. Руководство Турции не вернет назад профессиональную (но светскую бюрократию), даже если захочет. Сейчас в Турции управляют даже не старые партийные бонзы от Партии справедливости и развития, а «молодые (или относительно молодые – В.К.) технократы», имеющие «аппаратные мускулы», но малопригодные в «полевых условиях». Что делает итоги борьбы Турции с внутренними врагами весьма печальными, когда из страны вычищается все самое здоровое, а в самое стране, и не вчера это началось, возникает атмосфера страха.

52.27MB | MySQL:103 | 0,551sec