Военно-политическая обстановка в Ираке (октябрь 2017 года)

В октябре 2017 года военно-политическая обстановка в Ираке сохранялась сложной и напряженной. В значительной степени это было обусловлено противостоянием между центральным правительством страны и властями иракской курдской автономии после прошедшего 25 сентября референдума о независимости региона Курдистан. В конце октября федеральное правительство начало силовую операцию по установлению контроля над спорными территориями, на которые претендуют Багдад и Эрбиль, и находившихся под контролем курдских вооруженных формирований пешмерга. Напряженной оставалась и ситуация в сфере безопасности, несмотря на успехи проправительственных сил в борьбе с боевиками «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). В целом же Ирак продолжает находиться в состоянии системного кризиса, пути выхода из которого пока отчетливо не просматриваются. Этому в значительной степени препятствует раскол политической элиты Ирака на конфликтующие группировки, серьезные противоречия в иракском обществе. В своей внешнеполитической деятельности руководство Ирака основное внимание, как и прежде, уделяло вопросам получения зарубежной политической поддержки и материальной помощи, в первую очередь, военно-технической и военной.

12 октября в Европейской комиссии после обсуждения ситуации в Ираке отметили, что «перед страной до сих пор стоят угрозы гуманитарного характера, необходимо решение проблем обеспечения безопасности, стабилизации и примирения».

В начале октября руководство Ирака и Иракского Курдистана (ИК) неоднократно выступали с заявлениями о необходимости диалога между сторонами для урегулирования имеющихся проблем политическим путем. Одновременно власти Ирака продолжали вводить ограничительные меры экономического и политического характера в отношении курдской автономии. Одновременно делались официальные заявления и о возможности проведения военной операции для возвращения находившейся под контролем курдов провинции Киркук. 2 октября армии Ирака и Ирана начали совместные учения на границе двух государств. Премьер-министр Ирака Х. аль-Абади предупредил курдские формирования пешмерга против любой конфронтации с иракскими силами, в том числе шиитским ополчением «Аль-Хашд аш-Шаабий».

Говоря о политическом урегулировании спора с курдами, в Багдаде жестко требовали от руководства ИК отмены результатов референдума о независимости, который признавался незаконным, и «подтверждения приверженности Конституции (Ирака) и резолюциям федерального правительства». Центральные власти Ирака не начнут переговоры с руководством курдской автономии до отмены итогов референдума о независимости ИК, заявил 10 октября премьер-министр Ирака Х. аль-Абади. По его словам, «диалог [с ИК] должен основываться на трех [постулатах]: единстве Ирака, уважении конституции и отмене [результатов] референдума». «Местные власти должны признать суверенную власть федерального правительства над экспортом нефти и защитой границ, включая сухопутные и воздушные границы».

3 октября парламент Ирака проголосовал за замораживание всех финансовых операций с курдским регионом. В частности, Центробанку было поручено прекратить продажу твердой валюты как банкам автономии, так и тем банковским структурам, которые имеют там свои филиалы. ЦБ Ирака проинформировал курдские власти о прекращении продажи долларов четырем ведущим банкам автономного района. Однако 4 октября ЦБ Ирака смягчил финансовые санкции против ИК, о которых объявил ранее. Это произошло после согласия курдских учреждений сотрудничать с регулятором. Всем организациям, кроме четырёх крупных банков, снова было разрешено отправлять и получать валютные переводы.

Иракский парламент принял также постановление, согласно которому курдские депутаты, которые не согласны с мерами, принятыми против ИК, не должны присутствовать на заседаниях парламента. Кроме того, было приостановлено членство всех курдских депутатов, которые проголосовали на референдуме за независимость региона Курдистан.

9 октября правительство Ирака приняло решение взять под свой контроль сотовую связь ИК. В этот же день иракские власти инициировали судебное разбирательство в отношении чиновников, участвовавших в организации референдума о независимости ИК, и заявили о создании «списка имен государственных служащих в регионе Курдистан», которые обвиняются в проведении референдума. В Эрбиле же ответили, что не подчинятся решениям судебной власти Ирака, поскольку не считают ее независимым институтом.

В то же время в Багдаде заявили, что не собираются препятствовать иностранным инвестициям в Иракский Курдистан, но просят инвесторов действовать через федеральное правительство.

Вместе с тем, не все иракские политики поддержали санкционные меры багдадских властей в отношении курдской автономии. Так, влиятельный шиитский лидер М. ас-Садр назвал санкции правительства Ирака против ИК «возмутительными».

1 октября в Иракском Курдистане сформировали Высший политический совет для налаживания диалога с Багдадом и зарубежными странами по вопросу референдума о независимости курдского региона. В этот же день политические лидеры ИК провели встречу, по итогам которой подчеркнули, что споры между Эрбилем и Багдадом должны решаться только путем конструктивного и мирного диалога. Одновременно было указано, что никакие «давления и угрозы» не заставят Курдистан сожалеть о решении провести референдум о независимости от Ирака. Командование курдских сил пешмерга неоднократно заявляло, что курды не уйдут из спорных районов, которые они в свое время освободили от боевиков ИГ, и будут оборонять их от вооруженных нападений.

6 октября суд региона Курдистан одобрил итоги референдума от независимости, прошедшего 25 сентября.

Руководство курдской автономии готово к переговорам с федеральным правительством без каких-либо предварительных условий, заявил 8 октября президент региона Курдистан М. Барзани на встрече со спикером Совета представителей (парламента) Ирака С. аль-Джубури в Эрбиле. Ранее М. Барзани провел в Эрбиле переговоры с вице-президентами Ирака У. ан-Нуджайфи и А. Алауи, которые предложили поэтапный план, предусматривающий немедленное снятие всех санкций, введенных в отношении курдской автономии Багдадом. В то же время официальный представитель офиса главы иракского правительства С. аль-Хадиси заявил, что инициатива вице-президентов не отражает позицию Багдада, а встречи проходят без координации с центром.

10 октября курдские депутаты парламента Ирака от правящей в автономии Демократической партии Курдистана (ДПК) решили продолжить бойкот парламентских сессий в Багдаде из-за санкций, введенных центральным правительством против Эрбиля.

Высший политический совет Курдистана 11 октября вновь подтвердил, что результат референдума о независимости будет осуществляться путем переговоров с центральным правительством в Багдаде. ИК готов возобновить открытый диалог с Багдадом при условии, что центральное правительство не выдвинет никаких предварительных условий и дальнейших санкций против народа Курдистана. Руководство ИК призвало федеральное правительство начать переговоры для отмены санкций, введенных Багдадом в ответ на референдум о независимости. В Эрбиле заявили о готовности обсудить вопросы, касающиеся пограничных пунктов, управления аэропортами в ИК, а также работу банков. Вместе с тем, политическое руководство ИК отвергло идею создания конфедерации с Ираком как альтернативу независимости.

Жесткую позицию против итогов референдума о курдской независимости продолжала занимать Турция. В Анкаре настаивали на отмене его итогов и заявляли о возможности ужесточения санкций против ИК. Аналогичную позицию занял Иран. Иран и Турция должны принять все необходимые меры, чтобы не допустить отделения курдской автономии Ирака в результате прошедшего там референдума, заявил 4 октября верховный лидер ИРИ А. Хаменеи на встрече с президентом Турции Р. Т. Эрдоганом в Тегеране. Турция и Иран заявили о непризнании итоги референдума о независимости ИК и готовности поддержать любые шаги федерального правительства Ирака для сохранения единства этой страны, а также призвали курдское руководство воздержаться от «любых шагов, нарушающих конституцию Ирака». Багдад же попросил Турцию и Иран закрыть КПП на границе с ИК, до тех пор, пока управление над пограничными постами не будет передано центральному правительству, а также «заморозить все торговые операции с курдским регионом, в первую очередь, связанные с нефтью».

Президент Сирии Б. Асад заявил 7 октября, что Дамаск не собирается признавать итоги референдума в Иракском Курдистане.

В начале октября США фактически прекратили финансовую помощь ИК, а также сообщили о серьезном сокращении военной помощи. Так, американцы не станут далее покрывать дефицит бюджета курдской автономии в рамках обеспечения выплаты денежного довольствия бойцам пешмерга, что они делали последние два года. Вместе с тем, военнослужащие США по-прежнему осуществляют боевую подготовку курдских сил пешмерга.

Глава Пентагона Дж. Мэттис 13 октября заявил «о самом пристальном отслеживании» американской стороной ситуации в иракской провинции Киркук.

Россия имеет исторически добрые отношения с курдским народом, однако Москва в вопросе вокруг Иракского Курдистана считает нужным делать все, чтобы не «поджигать» ситуацию, заявил 4 октября президент РФ В. Путин, Он отметил, что вопрос о референдуме в ИК — это внутреннее дело Ирака. Путин также выразил понимание, насколько чувствительная эта тема для Турции, Ирана и Сирии.

6 октября руководство ИК поблагодарило Россию за сбалансированную позицию по референдуму о независимости.

Министр иностранных дел Ирака И. аль-Джафаари заявил, что голосование за независимость Курдистана является внутренним вопросом Ирака, и вмешательство других стран не приветствуется. Он подтвердил, что вопросы, возникающие между Эрбилем и Багдадом, должны решаться только посредством мирных диалогов.

Тем временем напряженность в отношениях между Багдадом и Эрбилем продолжала нарастать. Курдское министерство пешмерга 12 октября сообщило дипмиссии США о подготовке Багдадом военных действий против курдов на юге провинции Киркук и к северу от Мосула, призвав США принять немедленные меры для предотвращения любого нежелательного противостояния. В этот же день глава Совета национальной безопасности ИК Масрур Барзани заявил, что неожиданное противодействие США и международного сообщества референдуму за независимость Иракского Курдистана подвигло Багдад принять карательные меры против народа Курдистана.

15 октября один из руководителей иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР) генерал К. Сулемайни прибыл в Иракский Курдистан для обсуждения кризиса между Багдадом и Эрбилем. В этот же день МИД Ирака заявил, что Иран закрыл погранпереходы с ИК по просьбе иракского правительства.

В ночь на 16 октября по приказу премьер-министра Ирака, Верховного главнокомандующего ВС страны Х. Аль-Абади части иракской правительственной армии (9-й бронетанковой дивизии), федеральной полиции, антитеррористические силы МВД и вооруженные формирования шиитского ополчения «Аль-Хашд аш-Шаабий» (четыре бригады, в том числе туркоманская) начали операцию по овладению провинцией Киркук и рядом других районов на севере Ирака, находившихся под контролем курдских сил пешмерга. При этом отряды пешмерга, подчиняющиеся влиятельной части руководства Патриотического союза Курдистана (ПСК), согласно достигнутой с Багдадом договоренности, начали отход со своих позиций, открывая путь для продвижения федеральных сил. Отметим, что до 80% курдских сил в Киркуке составляли формирования ПСК. Спорадическое сопротивление оказывалось иракским войскам лишь в отдельных районах, главным образом на юге провинции Киркук. В итоге уже днем 16 октября правительственные силы вернули под свой полный контроль город Киркук — административный центр одноименной провинции. Сообщалось, что свыше 60 тыс. курдов, проживавших в Киркуке, покинули город (по оценкам властей ИК – свыше 100 тыс. человек). Большая часть курдских формирований отошла от Киркука на расстояние 20-30 км, оставив в городе большое количество вооружения, в том числе тяжелого, и боеприпасов. 16 октября Х. аль-Абади назначил временным главой региона Р. аль-Джубури – первого с 2003 года араба. Ранее этот пост занимали исключительно курды. Прежний губернатор Киркука Н. ад-Дин Карим был отправлен в отставку. Комментируя начатую операцию по восстановлению контроля над Киркуком, Х. аль-Абади, в частности, сказал: «Мы выполнили свой конституционный долг по расширению федеральной власти и защите нефтяных богатств в Киркуке».

Х. аль-Абади приказал иракским войскам снять флаги Курдистана на всех спорных курдских территориях, захваченных иракскими силами, и поднять иракские флаги.

Командование международной антиигиловской коалиции во главе с США заявило: «Силы коалиции и [военные] советники не поддерживают действия в районе Киркука правительства Ирака или правительства Иракского Курдистана. Коалиция наблюдает за передвижениями военной техники и военнослужащих в районе Киркука. Эти передвижения пока не являются наступательными действиями войск. Коалиция призывает все стороны избегать действий, ведущих к эскалации ситуации. Коалиция привержена борьбе с ИГИЛ и выступает против любых действий, которые бы отвлекали от выполнения данной миссии».

Наступление было продолжено 17 октября, когда иракские войска и шиитские ополченцы заняли еще целый ряд населенных пунктов в провинции Киркук, а также в соседних провинциях Найнава, Салах-эд-Дин и Дияла, которые были оставлены курдскими формированиями пешмерга практически без сопротивления. Одновременно, что представляется особенно важным, федеральные власти Ирака «получили полный контроль над нефтегазовой инфраструктурой в провинции Киркук». Напомним, что нефтяные поля Киркука давали 65% нефти, экспортируемой из ИК. 18 октября иракские правительственные силы в основном завершили операцию по возвращению территорий провинции Киркук и спорных районов в соседних провинциях. Речь идет о регионах Дибис (Киркук), Туз-Хурмату (Салах-эд-Дин), Ханакин, Джалаула (Дияла), Махмур, Баашика и Синджар, а также крупнейшей плотине под Мосулом (Найнава). Также иракские правительственные войска взяли под свой контроль два КПП на границе с Ираном в провинции Сулеймания, которая входит в состав ИК. 20 октября иракские силовики вернули под контроль центрального правительства последний в провинции Киркук город, удерживаемый пешмерга — Алтун-Купри, где силы курдов оказали упорное сопротивление – бой длился три часа. В целом проправительственные силы Ирака вышли на линию, которую занимали курдские формирования пешмерга на 17 октября 2016 года – даты начала операции по освобождению крупнейшего на севере страны города Мосул от боевиков «Исламского государства».

19 октября командование ВС Ирака отозвало аккредитацию на освещение военных операций у курдских каналов «Рудау» и «Курдистан-24», обвинив их в дезинформации и необоснованных обвинениях в адрес военных.

Федеральное правительство Ирака должно сделать все необходимое для обеспечения безопасности курдского населения на севере страны, заявил 20 октября представитель духовного лидера иракских шиитов А. ас-Систани, который призвал все стороны работать для укрепления национального единства и снижения напряженности в Киркуке и других спорных районах Ирака.

17 октября премьер-министр Ирака Х. аль-Абади заявил, что проведенный в Иракском Курдистане 25 сентября референдум о независимости – «это пройденный этап». Он отметил, что Багдад предупреждал власти ИК, что «проведение плебисцита негативно скажется в первую очередь на интересах самих курдов». Вместе с тем, аль-Абади призвал курдское руководство к началу «диалога на конституционной основе».

21 октября в Багдаде заявили, что проведение любых переговоров с курдскими представителями, «безусловно, будет осуществляться на основе условий, а именно целостности Ирака, конституции, передачи [федеральным властям] пограничных портов, аэропортов, богатств страны, сил пешмерга, курдских учреждений безопасности, обеспечения соблюдения закона в спорных областях и предотвращения любого шага, который может быть предпринят регионом Курдистан вопреки конституции. Переговоры о референдуме и его результатах никоим образом не будут проводиться. Правительство Ирака полагается на приговор суда об аннулировании результатов референдума».

Ранее, 19 октября, в заявлении курдского регионального правительства было отмечено, что разногласия между курдской автономией и федеральным правительством Ирака должны быть решены с помощью диалога и при поддержке международного сообщества. Члены курдского кабинета «приветствовали инициативу аль-Абади — провести диалог между Багдадом и Эрбилем для решения проблем, руководствуясь конституцией Ирака, [принципами] партнерства и консенсуса». Министры также призвали «международное сообщество оказать поддержку обеим сторонам».

Командование курдских сил пешмерга обвинило функционеров ПСК «в предательстве и сотрудничестве с Багдадом», что в ПСК отвергли. «Произошедшее в Киркуке стало результатом односторонних решений некоторых личностей в рамках определенной политической партии внутри Курдистана, что в конечном итоге привело к выводу сил пешмерга», — отметил глава курдской автономии М. Барзани, не уточнив при этом, кого именно обвиняет в сдаче Киркука и других территорий. Курдские СМИ сообщили, что член политбюро ПСК и вдова лидера партии Д. Талабани, Х. Ибрагим, распорядилась, чтобы подконтрольные ей и ее сыну, П. Талабани, силы пешмерга оставили свои позиции в Киркуке и Туз-Хурмату, и отступили. Позже, 29 октября, М. Барзани назвал отвод пешмерга из Киркука и сдачу города силам федерального правительства «великим предательством» и «ударом в спину». Он утверждал: «Для нас стало сюрпризом и то, что те, кого в США считают террористами [шиитское ополчение], использовали танки «Абрамс» и произведенное в США оружие для атак на Киркук и курдские регионы». Теперь, по его словам, курдский народ задается вопросом, знали ли о планах Багдада в Вашингтоне и почему не предотвратили наступление.

23 октября представители командования ВС Ирака и пешмерга впервые провели совместные консультации, посвященные обстановке на севере страны. Военные обсудили линии разграничения, а также прекращение кампании правительственных сил на границе с ИК. Переговоры прошли на фоне обвинений Эрбиля в адрес Багдада о наращивании военного присутствия у границы курдской автономии, что в ИК воспринимают как агрессию, подрывающую попытки наладить диалог по выходу из кризиса. В первую очередь, опасения курдов вызывает участие в кампании шиитских ополченцев «Аль-Хашд аш-Шаабий». В то же время Х. аль-Абади подчеркнул, что отряды «Аль-Хашд аш-Шаабий» «состоят из иракских бойцов, которые борются с терроризмом и защищают свою страну», они являются «официальной государственной структурой». Отметим также, что хотя аль-Абади и приказал шиитам уйти из Киркука, «это приказ, в общем-то, не выполняется. Более того, шиитские милиции входят в города провинции по согласованию с командованием иракской армии, после того, как военные устанавливают над ними контроль, а затем оставляют свои позиции в пользу шиитов».

25 октября руководство курдской автономии заявило о своей готовности заморозить итоги референдума о независимости от 25 сентября и начать диалог с Багдадом на основе иракской конституции. В Эрбиле также предложили незамедлительно объявить о прекращении огня и всех военных операций в Курдистане. В ответ премьер-министр Ирака Х. аль-Абади заявил: «Мы примем только отмену референдума и соблюдение конституции». Кроме того, федеральное правительство настаивает на отводе курдских сил пешмерга со спорных территорий «в пределы границы [курдской автономии] от 2003 года» и передаче под контроль Багдада пограничных переходов.

Тем временем в провинциях Киркук и Найнава продолжались боестолкновения иракских правительственных сил с курдскими формированиями пешмерга. Вооруженные столкновения между иракскими правительственными силами и пешмерга серьезно затрудняют борьбу с ИГ, заявил 26 октября официальный представитель международной антиигиловской коалиции во главе с США. По его словам, они «не дают нам возможности перебрасывать и доставлять военную технику, боеприпасы нашим партнерам по борьбе с ИГ в Ираке и Сирии».

26 октября армия Ирака взяла под контроль погранпереход Рабиа на границе между иракской провинцией Найнава и сирийской провинцией Хасака.

Премьер-министр Ирака Х. аль-Абади 27 октября распорядился приостановить на сутки операцию правительственных сил на севере страны, «чтобы дать возможность совместному техническому комитету федеральных сил и сил региона Иракский Курдистан провести работы на месте для размещения федеральных сил во всех спорных районах, в том числе на государственной границе, чтобы не допустить столкновений», а 29 октября иракские правительственные силы и курдские формирования пешмерга договорились продлить режим прекращения огня, который будет действовать до тех пор, пока стороны не согласуют совместное управление спорными территориями, в том числе пограничными пунктами.

Федеральное правительство Ирака настаивает на отводе пешмерга со спорных территорий и передаче под контроль Багдада пограничных переходов, заявил 28 октября начальник генштаба ВС Ирака генерал У. аль-Ганми по результатам прошедших в Мосуле переговоров с командованием пешмерга. По словам генерала, «соглашение [достигнуто] по ряду пунктов, однако командование силами пешмерга» не дало окончательного согласия до получения [его] от администрации главы Иракского Курдистана». Объявлено о создании комитета из представителей пешмерга и иракской армии, который будет обсуждать возможности совместного развертывания сил в спорных зонах. В тоже время пешмерга отказались признать подчинение своих сил Багдаду. Отметим, что встреча прошла под эгидой контртеррористической коалиции во главе с США.

До конца минувшего месяца Багдад и Эрбиль не смогли договориться по спорным военным и территориальным вопросам. Обстановка на севере Ирака сохраняется напряженной, не исключена возможность новых вооруженных столкновений между проправительственными силами Ирака и курдскими формированиями пешмерга. В Багдаде заявили, что власти ИК отказываются выполнять достигнутые ранее договоренности об отводе пешмерга со спорных территорий и передаче под контроль Багдада пограничных переходов. «Эрбиль 31 октября полностью отказался от проекта технического соглашения, который был ранее согласован, и сейчас пытается выиграть время. Пока шли переговоры, власти региона занимались перегруппировкой своих сил и возведением новых оборонительных линий, чтобы блокировать развертывание федеральных сил и причинить им потери. Но мы не будем сидеть молча, поскольку наша обязанность защищать граждан и собственные войска». Командование ВС Ирака сообщило, что «армия дает курдским властям последний шанс, чтобы выполнить договоренности». В противном случае иракские военные обещают в одностороннем порядке «обеспечить безопасность спорных территорий, границы и граждан». Армия Ирака атакует силы пешмерга в случае обстрела с их стороны. Багдад требует от курдов передать ему контроль над КПП на границе между Иракским Курдистаном и Турцией и аэропортами, а также сократить число сил пешмерга или перевести их под командования Ирака. Пешмерга же считает неприемлемыми и неконституционными требования, выдвинутые федеральными силами для урегулирования разногласий на спорных территориях. В министерстве пешмерга Иракского Курдистана заявили, что курдские силы занимают оборонительные позиции, но готовы «без колебаний встать на защиту народа Курдистана».

Безопасность в провинции Киркук и на других спорных территориях будут обеспечивать исключительно правительственные силы. Такое решение приняли 31 октября депутаты Совета представителей (парламента) Ирака. Законодатели высказались против размещения в этих районах любых сил, не подчиняющихся центральным властям.

Контроль над погранпереходом «Хабур» («Ибрахим-эль-Халиль») на границе с Турцией перешел центральным властям Ирака, заявил 31 октября премьер-министр Турции Б. Йылдырым. «Мы его будем контролировать с турецкой стороны, а Багдад — с иракской».

Сообщается, что в результате наступления иракской армии и шиитского ополчения «Аль-Хашд аш-Шаабий» курды потеряли 30% территории, подконтрольной им на момент проведения референдума о независимости.

По информации Миссии ООН по оказанию содействия Ираку (МООНСИ), к началу ноября 183 тыс. человек, большинство из которых курды, покинули спорные районы Ирака, взятые под контроль правительственными силами и шиитскими формированиями «Аль-Хашд аш-Шаабий».

Между тем сложная политическая и экономическая ситуация сохраняется в самой курдской автономии Ирака. Санкции властей в Багдаде ударили по экономике Иракского Курдистана. Выросли цены на товары и бензин, а также стоимость перелетов. Санкции затронули входящие и исходящие денежные операции и валютные переводы — их теперь можно совершать только через Центробанк в Багдаде, либо приходится использовать нелегальный рынок, что дешевле, но опаснее. Доходы бюджета ИК в связи с политическим и военным кризисом из-за референдума сократились с 800 до 300 млн долларов ежемесячно. Экономическое положение ухудшилось в связи с тем, что центральное правительство взяло под свой контроль поступление от нефтяных прибылей, других доходов региона, установило контроль над аэропортами и пограничными переходами. М. Барзани заявил 20 октября, что курды коллективно наказываются центральным правительством Ирака за то, что «воспользовались своим демократическим правом и озвучили свою волю к государственности».

20 октября бывший член Патриотического союза Курдистана Б. Салих объявил о создании новой партии «Коалиция за демократию». Он призвал к образованию в автономии коалиционного правительства и расследованию ухода отрядов пешмерга из Киркука.

Ведущие политические партии ИК 24 октября достигли соглашения о переносе всеобщих выборов, запланированных ранее на 1 ноября, на восемь месяцев. Курдский региональный парламент утвердил это решение. Президент автономии М. Барзани в послании курдскому парламенту, зачитанном 29 октября, заявил о своем отказе оставаться на посту после завершения срока полномочий 1 ноября. В этот же день курдские парламентарии одобрили закон о распределении полномочий президента ИК между органами исполнительной, законодательной, судебной власти в автономии. Подчеркнем, что на отставке М. Барзани настаивали основные оппозиционные политические партии курдской автономии.

29 октября, в день голосования по отставке М. Барзани его сторонники напали на здание курдского регионального парламента в Эрбиле. Нападение было отбито силами безопасности. В этот же день в некоторых городах ИК сторонники М. Баразани совершили нападения на офисы партий «Движение за перемены» («Горран») и ПСК, а до 10 тыс. человек вышли на демонстрации, протестуя против ухода Барзани со своего поста.

Советник курдского лидера Х. Хаврами подчеркнул 30 октября, что М. Барзани не уходит из политики и остается в руководстве Высшего политического совета Иракского Курдистана.

США заявили о поддержке решения М. Барзани не продлевать мандат и уйти с занимаемой должности 1 ноября 2017 года.

Действия властей Ирака по восстановлению контроля над спорными территориями на севере страны получили полную поддержку правительств Турции, Ирана и Сирии. Соединенные Штаты и их западные союзники, заявив о необходимости сохранения территориальной целостности Ирака, призвали Багдад к диалогу с Эрбилем и снижению напряженности на спорных территориях.

18 октября министр иностранных дел Ирака И. аль-Джаафари провел встречу с послами стран постоянных членов СБ ООН и стран-членов Евросоюза. В ходе встречи он подробно проинформировал зарубежных дипломатов о ситуации в Киркуке и усилиях, предпринимаемых федеральным центром по скорейшему восстановлению «стабильности, мира и законности» в освобожденных районах. Также было уделено внимание проблеме угроз, привнесенных референдумом о суверенитете ИК и восстановлению пострадавших от боевых действий городов и сел севера страны. В свою очередь, послы заверили иракскую сторону в поддержке территориальной целостности, единства и суверенитета Ирака, осудили проведение референдума и высказали свое сожаление по этому поводу, согласившись с законностью и обоснованностью действий иракского правительства в Киркуке.

США не будут вставать ни на одну из сторон в конфликте вокруг ИК, заявил президент Д. Трамп, добавив при этом, что у Вашингтона «отличные отношения» и с Багдадом, и с курдами. Американцы 20 октября призывали правительство Ирака способствовать снижению напряженности в регионах, права на которые заявляет курдская автономия, и координировать там маневры вооруженных сил с курдскими региональными властями. Вашингтон в очередной раз призвал стороны к диалогу в рамках конституции государства. При этом было отмечено: «Восстановление федеральной власти над спорными районами никоим образом не изменяет их статус — они остаются спорными до тех пор, пока их статус не будет урегулирован в соответствии с конституцией Ирака». Госсекретарь США Р. Тиллерсон заявил 22 октября, что считает, что вооруженные отряды, которых поддерживает Иран, должны покинуть территорию Ирака. Он также призвал все стороны в Ираке «придерживаться прежних границ и диалога». В ответ иракское правительство заявило, что «удивлено высказываниями Тиллерсона по поводу деятельности «Аль-Хашд аш-Шаабий». При этом было подчеркнуто: «Бойцы народного ополчения — граждане Ирака, они отдавали свои жизни, защищая свою страну и иракский народ, и подчиняются иракскому руководству, согласно принятому парламентом Ирака закону».

Конфликт между федеральным правительством Ирака и властями ИК был в центре внимания переговоров, которые провел 23 октября с иракским руководством в Багдаде госсекретарь США Р. Тиллерсон. Глава американской дипломатии по их итогам «высказался за единство Ирака и необходимость придерживаться конституции страны». Тиллерсон также указал, что Вашингтон выступает за диалог на конституционной основе между Багдадом и курдскими властями для решения всех разногласий, и призвал Багдад и Эрбиль «избегать любых столкновений между сторонами». Позднее, 26 октября, Тиллерсон сообщил, что администрация США считает, что правительство Ирака должно конструктивным образом ответить на примирительные жесты властей Иракского Курдистана.

Единство и территориальная целостность Ирака — это фактор стабильности для всего региона, но Багдад должен наладить конструктивные отношения с курдами, уважая их права на автономию, заявил 20 октября президент Франции Э. Макрон.

Египет призвал центральное иракское правительство и власти Иракского Курдистана «к сдержанности и проявлению здравого смысла», чтобы не допустить открытого противостояния между сторонами. МИД АРЕ подтвердил позицию Каира, которая заключается в «необходимости сохранения единства Ирака и обеспечения гарантий стабильности и безопасности для всего населения страны».

Сирия выразила поддержку усилиям иракского правительства «по восстановлению центральной власти в провинции Киркук».

Россия последовательно выступает за решение всех спорных вопросов между федеральным правительством Ирака и властями Иракского Курдистана путем политического диалога и на основе иракской конституции. Глава МИД РФ С. Лавров заявил 16 октября, что Москва продолжит поощрять ИК и центральное правительство страны к началу диалогу для разрешения всех спорных вопросов.

Российская сторона понимает чаяния курдского народа в том, что касается стремления к укреплению идентичности, но призывает Эрбиль и Багдад к диалогу, заявил 23 декабря С. Лавров по итогам переговоров в Москве с министром иностранных дел Ирака И. аль-Джаафари. Лавров отмети, что Россия надеется, что вооруженного конфликта между центральными властями Ирака и курдами не будет. При этом Россия не намерена навязывать свое мнение всем участникам конфликта вокруг ИК, стороны должны сами принять решение. Лавров также сообщил, что Генконсульство РФ в Эрбиле продолжает функционировать, «как и генконсульства многих других стран. Генконсульство в Эрбиле подчиняется в своей повседневной деятельности посольству России в Багдаде, столице единого Ирака».

Совет Безопасности ООН выразил 18 октября обеспокоенность ситуацией в районе города Киркук. Члены Совбеза призвали стороны воздержаться от насильственных действий и урегулировать разногласия конституционным путем.

26 октября Совет Безопасности ООН принял заявление по ситуации в Ираке, подтвердив приверженность территориальной целостности страны. «Члены Совета Безопасности выразили беспокойство в связи с ростом напряженности и сообщениями о насилии между федеральными силами и пешмерга», призвали «правительство Ирака и власти Курдистана назначить сроки для начала диалога по урегулированию ситуации в стране», а также воздержаться от применения силы.

Багдад способен сам разрешить ситуацию вокруг Иракского Курдистана и не нуждается в помощи других государств, заявил 25 октября глава иракского МИДа И. аль-Джаафари.

19 октября власти Ирака предостерегли другие страны и зарубежные нефтяные компании от подписания соглашений с курдскими властями. Было заявлено, что заключение каких-либо договоренностей без ведома федерального правительства или министерства нефти Ирака будет рассматриваться как «явное вмешательство» во внутренние дела страны, «нарушение суверенитета и международного права».

Тем временем «Роснефть» и курдское региональное правительство подписали документы, необходимые для вступления в силу Соглашений о разделе продукции в отношении пяти добычных блоков, расположенных на территории ИК, а также объявили о начале реализации инфраструктурного проекта по эксплуатации нефтепровода в курдской автономии. «Роснефть» заверила Багдад, что контракты являются предварительными и еще не готовы к выполнению. Тем не менее, министерство нефти Ирака выразило свое недовольство действиями «Роснефти» и потребовало от российской компании дополнительного разъяснения ситуации с контрактами, которые были заключены с властями ИК.

18 октября правительство Ирака предложило британской компании British Petroleum начать разработку нефтяных месторождений в провинции Киркук.

Американская компания «Шеврон» приостановила деятельность по разведке и добыче нефти в ИК в связи с авиационной блокадой со стороны Ирана, Турции и иракского правительства в Багдаде.

В октябре положение дел в сфере безопасности в Ираке оставалось очень сложным и нестабильным, несмотря на сокращение масштабов военных операций против боевиков ИГ. Основные боевые действия против джихадистов в первой половине октября велись в районе города Эль-Хувейджа в северной провинции Киркук, а затем – в западной провинции Анбар.

В октябре в Ираке уровень террористической активности боевиков различных экстремистских группировок несколько снизился. Теракты совершались в Мосуле, Багдаде, Рамади и ряде других городов и населенных пунктов. Однако крупный теракт был совершен лишь один раз — 12 октября.

В прошедшем месяце турецкие ВВС совершили четыре налета на объекты боевиков сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК, в Турции признана террористической организацией и запрещена) на иракской территории. Удары наносились 16, 17, 18 и 22 октября.

Турция выразила готовность сотрудничать с центральным правительством Ирака в борьбе с членами РПК. В турецком МИДе  подчеркнули, что Анкара «будет оставаться на стороне Багдада, который предпринимает шаги, чтобы сохранялся мир и стабильность».

В октябре двое турецких военнослужащих погибли, еще двое получили ранения на севере Ирака в регионе Зап.

Иракские правительственные силы 11 октября полностью освободили от ИГ город Эль-Хувейджа и прилегающие к нему районы. Тем самым был ликвидирован крупнейший очаг террористов на севере Ирака.

В то же время отдельные отряды и группы боевиков ИГ продолжают действовать в северных провинциях страны. Так, 17 октября спецподразделения по борьбе с терроризмом отбили у ИГ регион Дибис к северо-западу от Киркука. Он был частично занят 16 октября экстремистами, которые воспользовались уходом курдских формирований пешмерга. 24 октября ожесточенное боестолкновение произошло между ополченцами «Аль-Хашд аш-Шаабий» и боевиками ИГ в районе Хатра в 100 км юго-западнее Мосула.

В начале октября армия Ирака и отряды ополчения провели масштабную операцию по выявлению и уничтожению спящих ячеек ИГ в районе Баакуба в северо-восточной провинции Дияла. Командование армии Ирака 28 октября объявило о начале еще одной войсковой операции, направленной на выявление и устранение ячеек ИГ в районе поселения Хави аль-Азим в провинции Дияла.

Во второй половине минувшего месяца основные военные события в Ираке происходили в западной провинции Анбар. Командование иракской армии заявило 25 октября о начале наступления на подконтрольные боевикам ИГ западные районы провинции вблизи городов Эль-Каим и Рава недалеко от границы с Сирией. В наступлении задействованы отряды федеральной полиции, армейский спецназ, силы быстрого реагирования, а также шиитские ополченцы «Аль-Хашд аш-Шаабий». Изначально наступление проправительственных сил развивалось успешно. Действия наземных войск активно поддерживала авиация западной коалиции во главе с США и ВВС Ирака.

26 октября проправительственные силы отбили у боевиков ИГ авиабазу к юго-западу от города Эль-Каим и освободили от террористов районы Хабаб и Машариа, приблизившись к окраинам города Рава на 2 км. Оценочно, в районе Эль-Каима – Рава действуют до 1500 боевиков ИГ.

Следует отметить, что иракские и сирийские силы взаимодействуют друг с другом в борьбе против боевиков ИГ в приграничных районах. В командовании ВС Ирака сообщили: «Мы разрабатываем совместный механизм по мониторингу за общей границей, который будет действовать на постоянной основе, чтобы не допустить возвращения в пограничные районы банд террористов.

3 ноября иракские войска полностью овладели городом Эль-Каим — последним крупным оплотом «Исламского государства на территории страны.

По состоянию на 1 ноября, основными районами организованного вооруженного противостояния проправительственных сил с боевиками ИГ оставались некоторые приграничные с Сирией районы в провинции Анбар. Вместе с тем, боевики «Исламского государства» продолжают активно действовать на севере, западе и некоторых других районах Ирака, совершая регулярные нападения на проправительственные силы и различные инфраструктурные объекты. В этой связи эксперты подчеркивают, что «переход активной фазы боевых действий с ИГ в партизанскую, де-факто состоялся», и успех в борьбе с экстремистами «будет зависеть от политики национального примирения с местными племенами».

Премьер-министр Ирака Х. аль-Абади убежден, что «Исламское государство» будет полностью уничтожено на территории республики до конца текущего года.

В Пентагоне также пока не решаются предсказать, когда территория Ирака будет полностью освобождена от боевиков ИГ. «В Ираке все еще остаются небольшие очаги сопротивления, но, чтобы подавить их, уже не требуются боевые операции, достаточно будет проводить операции силами полиции или службы безопасности».

В октябре коалиция во главе с США сообщила, что были зафиксировано использование боевиками ИГ химического оружия в Сирии и Ираке.

Интенсивно продолжают действовать иракские ВВС. В прошедшем месяце основные усилия правительственной авиации были направлены на поддержку сухопутных войск в провинции Анбар.

По мере сокращения масштабов и интенсивности боевых действий против сил боевиков «Исламского государства» в Ираке происходит снижение активности авиации западной коалиции во главе с США. В минувшем месяце авиационные удары наносились на севере Ирака вблизи городов Талль-Афар, Эль-Хувейджа, Кайяра, Туз-Хурмату, Башир и Киркук; по различным целям в провинции Анбар (районы городов Рава, Эль-Каим, Аль-Асад, Эр-Рутба, Эль-Хадита, Рамади, Хит и Султан-Абдалла); в районе города Байджи в провинции Салах-эд-Дин; в районе города Эт-Таджи вблизи Багдада. В боевых действиях участвуют как пилотируемые самолеты, так и ударные БПЛА. Активно ведется воздушная разведка иракской территории. Всего с 8 августа 2014 года по 31 октября  2017 года авиация США и их союзников нанесла по позициям и объектам боевиков «Исламского государства» в Ираке 12272 удара, в том числе в октябре – 182 удара (в августе – 267). Для сравнения отметим, что в Сирии в минувшем месяце авиация западных союзников нанесла по боевикам ИГ и их объектам 503 удара (в сентябре — 1266).

В октябре основные усилия авиации западной коалиции в Ираке были направлены на оказание поддержки с воздуха иракским войскам, участвовавшим в боях против вооруженных формирований ИГ в западной части провинции Анбар. Наибольшее число авиаударов ВВС коалиции нанесли в районе городов Эль-Каим (94, или 52%), Рава (38), Эль-Хувейджа (20), Байджи (10) и Кайяра (5).

По утверждению командования коалиции, все воздушные удары на территории Ирака наносятся по согласованию с правительством и военным руководством этой страны. В минувшем месяце в нанесении ракетно-бомбовых ударов по боевикам «Исламского государства» на иракской территории принимали участие самолеты США, Великобритании, Франции, Австралии, Иордании и Дании. В октябре авиация западной коалиции не понесла боевых потерь в ходе действий в Ираке.

Иракское правительство, несмотря на приближающийся разгром «Исламского государства», прилагает значительные усилия по укреплению армии и других национальных силовых структур, повышению их боеспособности в интересах достижения больших успехов в противостоянии с вооруженными формированиями противников режима. При этом особое внимание уделяется улучшению технической оснащенности войск, насыщению их современными и эффективными образцами вооружения и военной техники, улучшению качества подготовки различных категорий военнослужащих. В данном вопросе основной упор делается на получение необходимой и возможно большей зарубежной помощи.

Вместе с тем, как показывает ход военных действий в стране, боеспособность иракской армии и шиитских ополченческих формирований, а также курдских вооруженных сил пешмерга, несмотря на имеющийся прогресс, в целом все еще остается низкой. Это же можно сказать и о морально-психологическом состоянии основной массы солдат и офицеров. Негативно на положении дел в армии и других силовых структурах отражается и политический кризис в стране, жесткое противостояние между различными группировками и кланами в иракском руководстве.

24 октября премьер-министр страны Х. аль-Абади сообщил, что руководство Ирака намерено провести детальное расследование обстоятельств, которые привели к захвату ИГ трети территории страны летом 2014 года.

Коалиция во главе с США продолжит сотрудничество с правительством Ирака в деле подготовки и оснащения иракской армии, заявил 12 октября генерал Р. Уайт, возглавляющий операцию «Непоколебимая решимость» в Ираке и Сирии. «После разгрома ИГИЛ и освобождения Ирака для коалиции еще останется много работы, — заметил генерал. Мы предложим [иракскому правительству] свои услуги по дальнейшей подготовке [войск]».

Наиболее масштабную военную и военно-техническую помощь оказывают Ираку Соединенные Штаты. Эксперты считают, что «политическая, военная и экономическая зависимость нынешнего багдадского режима от США еще велика».

Американские вооруженные силы располагают на иракской территории несколькими военными базами с инструкторами по боевой подготовке и советниками, консультирующими иракские правительственные силы в операциях по освобождению находящихся под контролем «Исламского государства» районов.

30 октября госсекретарь США Р. Тиллерсон заявил, что американские войска останутся в Ираке до тех пор, пока «Исламское государство» не будет там разгромлено, «к тому же власти страны не просили США вывести свои подразделения».

В октябре при взрыве мины в Ираке погиб военнослужащий армии США и еще один получил ранение.

22 октября Бундесвер ФРГ возобновил инструкторскую миссию в Ираке, которая была прервана 16 октября из-за ситуации вокруг Киркука.

Подразделение словацких офицеров-инструкторов (25 человек) будет направлено для обучения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов Ирака. Словаки будут оказывать помощь «исключительно в обучении и предоставлении консультаций» иракским солдатам и служащим правоохранительных органов. Она, в частности, будет касаться разминирования территории страны и ремонта советской военной техники, которая находится в армии Ирака.

В октябре правительство Канады приняло решение временно приостановить работу своих военных инструкторов в Ираке (230 человек), которые занимается обучением солдат иракской армии и курдских сил пешмерга.

Совет Евросоюза на уровне министров иностранных дел утвердил 16 октября решение об отправке в Ирак до конца этого года гражданской миссии по содействию безопасности. В состав миссии войдут 35 экспертов под руководством немецкого офицера. Бюджет миссии составит 14 млн евро в год, и будет финансироваться из бюджета ЕС.

Международная антиисламистская коалиция готова удалить свои силы из любого места в Ираке по просьбе Багдада, заявил 11 октября премьер-министр Х. аль-Абади, отметив, что руководимые США международные силы присутствуют в стране с согласия федерального правительства. «Они сообщили нам, что «если вы хотите, чтобы мы покинули ту или иную область, мы уйдем».

25 октября Х. аль-Абади вновь заявил, что США и западные коалиционные силы находятся в Ираке по приглашению правительства страны, которое не допустит совершения каких-либо враждебных действий в их отношении. «Любая атака на них является атакой на Ирак, на суверенитет Ирака», подчеркнул глава иракского правительства.

17 октября секретарь Совета безопасности России Н. Патрушев встретился в Москве с советником премьер-министра Ирака по вопросам национальной безопасности Ф. аль-Файядом. В ходе встречи обсуждались вопросы обеспечения безопасности и стабильности на Ближнем Востоке, в том числе ситуация в Ираке. Ф. Файяд также провел переговоры с зам. министра иностранных дел РФ, спецпредставителем президента России по Ближнему Востоку и странам Африки М. Богдановым.

М. Богданов заявил 18 октября: «У нас ВТС только с правительством Ирака. И мы осуществляем ВТС с Ираком с учетом того, что курдский автономный район – это часть Ирака». При этом российский дипломат ответил положительно на вопрос, остаются ли в силе все военные контракты России с Ираком в условиях нынешнего обострения обстановки вокруг провинции Киркук.

23 октября министр иностранных дел России С. Лавров констатировал наличие хорошей базы в сфере военно-технического сотрудничества с Ираком.

В Ираке с 2014 года были перемещены 5,4 млн мирных жителей, сообщил 9 октября официальный представитель генсека ООН С. Дюжаррик.

Насилие, террористические акты и военные действия в Ираке привели в октябре к гибели 109 мирных жителей и ранению 237 человек, заявили в МООНСИ. В число жертв не входят погибшие сотрудники сил безопасности, поскольку иракские военные отказались предоставить информацию о потерях среди военнослужащих. Первое место по числу жертв среди гражданского населения по-прежнему занимает Багдад — 38 убитых и 139 раненых. 36 человек погибли и 55 жителей получили ранения в провинции Анбар.

МООНСИ заявила об обеспокоенности сообщениями о нарушении прав гражданского населения, в основном курдов, со стороны вооруженных группировок на севере Ирака и призывала иракское правительство «принять все меры, чтобы остановить все нарушения и убедиться, что все гражданские лица защищены, а виновники в актах насилия, запугивании и насильственном переселении гражданских лиц ответят перед законом».

В октябре 2017 года внутриполитическая обстановка в Ираке продолжала оставаться очень сложной. «По мере приближения парламентских выборов конкуренция между разными политическими силами Ирака лишь будет усиливаться».

Эксперты отмечают, что «успешная и почти бескровная (благодаря сговору с вооруженными формированиями ПСК) операция резко повысила ставки Абади. Он воспринимается иракским общественным мнением (особенно шиитами) как победитель ИГ, а после возвращения Киркука и как восстановитель территориальной целостности страны. Абади уже является наиболее популярным шиитским лидером и претендентом в премьеры после выборов 2018 года. Шансы же Малики (бывший премьер Ирака, политический соперник аль-Абади) вернуть себе пост главы правительства кажутся маловероятными. Для того, чтобы закрепить свои шансы, Абади осталось добиться популярности у суннитов (по крайней мере, у их части) и привлечь к союзу суннитских политиков. Судя по некоторым признакам, работа в этом направлении уже ведется».

Арабы-сунниты центральных и северных провинций Ирака планируют организовать референдум о создании автономии. Представитель суннитских племен в провинции Найнава, сообщил, что в состав суннитского региона войдут провинции Найнава, Анбар, Дияла, Салах-эд-Дин и суннитские районы Багдада. По его мнению, «сунниты имеют право на создание самоуправляемого региона, чтобы предотвратить повторение массовых убийств и зверств со стороны доминирующих в Ираке шиитских компонентов».

15 октября совет провинции Басра заявил о намерении объявить о самоуправлении региона, если центральное правительство продолжит пренебрегать финансовыми правами провинции. Зам. главы провинциального совета В. Кайтан сообщил, что «провинция Басра занимает самую большую долю в бюджете страны, более 80% общего бюджета, благодаря экспорту нефти, и морским портам, и другим ресурсам». В то же время «правительство Багдада долгое время не предоставляло провинции ее финансовые взносы». Чиновник подчеркнул, что «это негативно отразилось на услугах и стратегических проектах в провинции». Басра страдает от сильного финансового кризиса с момента объявления мер жесткой экономии в Ираке, что затронуло многие правительственные ведомства, которые практически не могут выполнять свои обязанности.

Совет представителей (парламент) Ирака проголосовал 23 октября за новый состав Высшей независимой избирательной комиссии (ВНИК). В новый состав ВНИК вошли девять человек.

31 октября в Багдаде было объявлено, что выборы в Совет представителей Ирака пройдут 15 мая 2018 года. Голосование будет электронным. Партии, имеющие собственные вооруженные формирования, к участию допущены не будут.

В Ираке сохраняется очень сложная социальная ситуация. Почти 35% иракцев живут за чертой бедности, сообщил 9 октября вице-президент страны А. Алауи. По его словам, уровень безработицы в Ираке достиг 31%, а сотни тысяч человек находятся на грани потери работы. За последние годы в Ираке были закрыты 13 328 предприятий.

Бывший президент Ирака и основатель Патриотического союза Курдистана Джалал Талабани 3 октября скончался в ФРГ на 84-м году жизни.

4 октября Ирак подтвердил на высшем уровне готовность выйти на 100% уровень выполнения своих обязательств по сделке ОПЕК+.

Ирак по итогам октября 2017 года снизил экспорт нефти на 7%, а Иракский Курдистан — на 30%.

Министр нефти Ирака Д. аль-Лаиби распорядился восстановить нефтепровод для поставок нефти из Киркука в турецкий порт Джейхан в обход территории Иракского Курдистана. Прокачка нефти будет осуществляться с месторождений в Киркуке через провинции Салах-эд-Дин и Найнава, проектная мощность нефтепровода составит 400 тыс. баррелей в сутки. Ранее Министерство нефти информировало, что Турция подтвердила готовность сотрудничать по вопросам экспорта нефтепродуктов исключительно с иракским ведомством в ответ на официальный запрос Багдада.

Всемирный банк объявил 31 октября о выделении Ираку дополнительных 400 млн долларов, которые пойдут в фонд проекта правительства страны по восстановлению регионов, отвоеванных у боевиков ИГ. Это позволит властям Ирака расширить географию восстановительных работ.

12 октября Европейская комиссия одобрила выделение 60,4 млн евро помощи для стабилизации ситуации в Ираке после освобождения территорий, которые были заняты боевиками ИГ.

В октябре 2017 года правительство Ирака в своей внешнеполитической деятельности продолжало курс на получение зарубежной политической поддержки и масштабной разнообразной помощи, главным образом военно-технической и военной, необходимой для противостояния боевикам «Исламского государства», улучшения экономической и социальной ситуации в стране. Кроме того, как федеральное правительство в Багдаде, так и власти курдской автономии в Эрбиле всячески пытались заручиться внешней поддержкой своих действий в связи с обострением обстановки на севере страны.

В октябре премьер-министр Ирака Х. аль-Абади посетил с визитами целый ряд государств региона: Саудовскую Аравию, Иорданию, Египет, Турцию и Иран.

22 октября в Эр-Рияде саудовский король Сальман и Х. аль-Абади подписали меморандум о формировании Координационного совета двух стран. Аль-Абади назвал этот документ «поворотным моментом для развития сотрудничества и укрепления двусторонних отношений» между странами во всех областях. Король Сальман подтвердил поддержку стабильности и безопасности Ирака, указав, что два государства «связывают исторические и братские узы, а не только совместные границы и интересы». Монарх также поздравил аль-Абади с достижениями Ирака в ликвидации террористической группировки ИГ. КСА и Ирак договорились об открытии погранпереходов между двумя странами и создании торговых зон в приграничных районах.

В первом заседании Координационного комитета КСА и Ирака в Эр-Рияде принял участие госсекретарь США Р. Тиллерсон. Он заявил саудовскому королю и иракскому премьер-министру, что улучшение отношений между сторонами продемонстрировало «большой потенциал». Тиллерсон поддержал улучшение связей между КСА и Ираком «для противодействия растущей военной напористости Ирана в регионе».

18 октября первый за 27 лет самолет из Саудовской Аравии приземлился в международном аэропорту Багдада.

После КСА Х. аль-Абади посетил Иорданию. В Аммане он провел переговоры с королем Абдаллой II. Иорданский монарх заявил о готовности поддержать иракское правительство в его усилиях по стабилизации обстановки в стране. Обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества в сферах экономики и безопасности.

Затем иракский премьер направился в Египет, где провел переговоры с президентом АРЕ А. Ф. ас-Сиси. Египет поддерживает единство и территориальную целостность Ирака, отвергая все попытки посеять рознь в стране, заявил А. Ф. ас-Сиси на встрече с Х. аль-Абади в Каире.

25 октября Х. аль-Абади нанес визит в Турцию. Позиция Анкары в отношении референдума о независимости ИК не изменилась, заявил глава турецкого государства Р. Т. Эрдоган. По оценке Эрдогана, «Турция, Иран и центральное правительство Ирака добилась позитивных результатов, предприняв определенные шаги против Иракского Курдистана». Он также сказал, что Анкара «готова предоставить всю необходимую поддержку Багдаду для строительства нефтепровода» из Ирака в Турцию, который пойдет в обход территории ИК.

26 октября иракский премьер-министр посетил Иран, где встретился с верховным лидером ИРИ А. Хаменеи и президентом Исламской Республики Х. Роухани. На встрече с Х. аль-Абади А. Хаменеи призвал Багдад не доверять США и не полагаться на Вашингтон в борьбе с терроризмом. Иран готов участвовать в процессе восстановления и развития Ирака, заявил Х. Роухани на встрече с Х. аль-Абади. Иранский президент также подчеркнул важность сохранения территориальной целостности и независимости Ирака. Он заявил, что «расширение безопасности и стабильности в Ираке является источником счастья для иранской нации и правительства, так как ИРИ полагает, что безопасность Ирака сообразна с ее собственной безопасностью и безопасностью всего региона». Аль-Абади в свою очередь выразил готовность расширить сотрудничество с Ираном «в соответствии с интересами двух государства, стабильностью и безопасностью региона».

Днем ранее, 25 октября Х. аль-Абади заявил, что США и Иран не должны переносить свои разногласия в Ирак. При этом Багдад хочет продолжить сотрудничество с обеими странами. «Мы всем говорим, включая наших иранских соседей и США, ставших нашими друзьями, поддерживая борьбу с ИГ, что мы приветствуем вашу поддержку, хотим с вами обоими работать, но, пожалуйста, не переносите ваши проблемы в Ирак».

Принципиальная позиция Багдада заключается в возвращении Сирии места в Лиге арабских государств, заявил 23 октября министр иностранных дел Ирака И. аль-Джаафари.

23 октября глава МИД Ирака посетил с визитом Москву. По итогам переговоров с иракским коллегой министр иностранных дел РФ С. Лавров заявил, что Россия поддерживает государственную целостность Ирака и считает недопустимым создание новых линий размежевания по национальному и конфессиональному признакам на Ближнем Востоке. Ирак признателен России за поддержку, которую Москва оказывает в деле укрепления суверенитета и безопасности страны, заявил в ответ И. аль-Джаафари, подчеркнув, что Отношения между Ираком и Россией находятся на превосходном уровне в сферах экономики, политики и безопасности. Он поблагодарил Россию, в частности, за помощь в борьбе с ИГ и за поддержку в вопросе референдума в Иракском Курдистане. И. аль-Джаафари пригласил С. Лаврова и В. Путина посетить Багдад. Лавров принял приглашение.

Спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИД М. Богданов принял 30 октября представителя духовного лидера иракских шиитов А. ас-Систани в Москве шейха М. аль-Мусили. «В ходе беседы состоялось обсуждение развития обстановки в Ираке в свете предпринимаемых усилий по окончательной ликвидации очага международного терроризма и стабилизации ситуации в этой стране, а также событий вокруг Курдского автономного региона».

31 октября парламент Ирака принял решение, согласно которому преступлением признается демонстрация на публичных собраниях «сионистских символов», под которыми подразумевается, в том числе и флаг Израиля. Данное решение обязывает все государственные учреждения препятствовать подобным действиям.

Таким образом, в октябре 2017 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала оставаться очень сложной, что в значительной степени было связано с конфликтом между федеральным правительством в Багдаде и властями Иракского Курдистана. Напряженной оставалась и ситуация в сфере безопасности, несмотря на успехи проправительственных сил в борьбе с боевиками ИГ. В целом Ирак продолжает находиться в состоянии системного кризиса, пути выхода из которого пока отчетливо не просматриваются.

52.48MB | MySQL:103 | 0,583sec