Саудовско-израильские отношения на фоне «чистки» во властных кругах королевства

В последнее время продолжают распространяться идеи о развивающемся партнерстве Саудовской Аравии и Израиля, получившие дополнительную порцию интереса международного сообщества на фоне антикоррупционной кампании королевства. Возможности для реализации контактов существуют на двустороннем уровне, что вызывает протесты враждебных региональных игроков, претендующих на лидерство, а также вписываются в американскую политику на Ближнем Востоке, с которой, собственно, и начались разговоры о всплеске контактов.

Предположения об объемах двусторонних отношений

Важным элементом текущих саудовско-израильских связей является стремление их скрыть. Небольшим исключением из этого правила становится экономическая область, где предположения о сотрудничестве строятся более охотно. Одним из последних примеров стал задуманный Эр-Риядом проект NEOM на Красном море, для реализации которого королевство, наконец, смогло договориться с Египтом о передаче островов Тиран и Санафир, имеющих стратегическое значение и с точки зрения израильского порта в Эйлате. После его анонсирования в СМИ зародилась смелая идея, что королевство может даже признать Израиль. Дополнительным фактором сближения является уже израильский проект железной дороги из Эйлата через крупнейшие города страны к Средиземному морю (Red-Med Railway), который интересует многих, включая Китай.

С политическим сотрудничеством дела обстоят гораздо сложнее, поскольку на этом уровне практически все связи опровергаются. В качестве примера можно привести визит в Израиль саудовской делегации в сентябре нынешнего года. О нем сообщило местное радио, писали газеты и не комментировали израильские политики. А вот официальный Эр-Рияд предпочел спустя месяц открыто заявить, что никаких тайных переговоров не было. 9 ноября министр иностранных дел королевства Адель аль-Джубейр отказался от комментариев по поводу возможного сотрудничества Израиля и Саудовской Аравии в борьбе с «Хизбаллой», которое стало муссироваться в прессе после отставки ливанского премьер-министра.

Вместе с тем все это не мешает израильской прессе предполагать, что такое взаимодействие существует. В подобном духе выдержаны публикации, появившиеся на текущей неделе в Jerusalem Post. В них речь идет о значимости двусторонних отношений и том, что их открытость достигается со временем. В вопросе о мотивах в израильских СМИ соглашаются практически все – это Иран. Именно он кажется тем объединительным фактором, на базе которого можно укрепить контакты. Исламская Республика озаботилась такими новостями. Например, в среду президент ИРИ Хасан Роухани сделал в адрес Эр-Рияда следующую ремарку в интервью местным СМИ: «Вы делаете ошибку, если думаете, что Иран не ваш друг, а США и Израиль — друзья». Помимо этого Тегеран счел текущие процессы саудовским стратегическим просчетом.

Саудовско-израильские контакты в контексте стратегии США

Все прекрасно помнят в некотором смысле судьбоносную речь Дональда Трампа в Эр-Рияде во время его первого зарубежного турне, с которой и началась нынешняя волна дискуссии о расширяющемся саудовско-израильском партнерстве. Вместе с тем нельзя отрицать, что на тот момент любой шаг нового президента-бизнесмена был судьбоносным, а различные израильские политические деятели, включая премьер-министра Б.Нетаньяху и министра обороны А.Либермана, не раз упоминали, что мирный процесс должен охватить весь регион, а не только отношения с палестинцами. Однако практика показывает, что альянс Иерусалима и Эр-Рияда все же крепко закрепился в американской стратегии на Ближнем Востоке, о чем свидетельствует активность специального представителя президента США на международных переговорах Джейсона Гринблатта и старшего советника Д.Трампа Джареда Кушнера.

Они, как утверждают американские журналисты, наперебой цитирующие друг друга, совершили тайный визит в Эр-Рияд незадолго до волны политических чисток, прокатившихся по королевству. Те же источники заявляют, что встреча Д.Кушнера и наследного принца  Мухаммеда бен Сальмана продлилась до раннего утра, а ее основной задачей стало согласование стратегии. Но о каком именно вопросе шла речь, мнения разошлись.

Американские представители ожидаемо рапортуют об успешном диалоге со всеми умеренными региональными игроками, включая Египет и ОАЭ. Следовательно, переговоры с саудовцами, также как отношения с Израилем, они вписывают в эту работу. По итогам встреч официальные источники в Вашингтоне сообщили, что предметом дискуссии стал палестино-израильский мирный процесс, который остается неизменным приоритетом для американской администрации. Об этом же проинформировал Б.Нетаньяху и Д.Гринблатт.

Оценки успешности таких шагов и их выгоды для израильских интересов звучат противоположные. Есть как явно одобрительные комментарии, так и мнения скептиков. Говоря о динамике региональных событий в начале текущей недели на сессии НПО Израильско-американского совета (IAC), посол Израиля в США Рон Дермер сказал любопытную фразу: «многие процессы сегодня скрыты от глаз, многие значимые процессы». Помимо этого дипломат сообщил, что арабские государства теперь понимают совпадение своих интересов с израильскими. Впрочем, как еще в конце октября встречаясь с экс-главой Моссада Эфраимом Халеви в Нью-Йорке, предположил бывший шеф саудовской разведки Турки ибн Фейсал, Б.Нетаньяху преувеличивает обширность сотрудничества со странами арабского мира, пытаясь таким способом надавить на Иран и показать собственную влиятельность.

Параллельно существует мнение, что наследный принц Мухаммед бен Сальман чуть ли не получил от Д.Кушнера одобрение на так называемую чистку. Израиль, разумеется, открыто такие слухи не комментирует, что не мешает местной прессе довольно осторожно строить предположения на этот счет. К примеру, издание Haaretz предположило, что таким образом наследник престола готовится к проведению в стране масштабной внутренней реформы, которая необходима для создания прочного тыла, необходимого в условиях перехода к активной внешней борьбе. Наконец, наиболее радикальные взгляды в вопросе о том, кто и что стоит за бурными для региона событиями минувших выходных, прозвучали из Турции. Главный редактор газеты Yeni Safak, имеющей славу информационного соратника президента Р.Т.Эрдогана, Ибрагим Карагюль предположил, что список тех, кто был арестован в Саудовской Аравии, готовился при участии израильских спецслужб.

В целом даже при условии отрицания контактов шаги по сближению Израиля и Саудовской Аравии выглядят очевидными. Вместе с тем говорить о том, что они радикально меняют региональную реальность, нельзя, поскольку вписываются в традиционные рамки соперничества между шиитами и суннитами, а также борьбы за лидерство в регионе. Прогнозировать можно дальнейшее укрепление связей при сохраняющихся попытках скрыть сотрудничество. Из этого вытекает, что о признании, даже на волне экономической выгоды речь не идет. Помимо этого сходство риторики представителей Турции и Ирана позволяет предположить, что их сближение, также базирующееся на общих противниках, продолжится.

52.23MB | MySQL:103 | 0,532sec