Будет ли у Израиля свой закон Тейлора Форса?

Пока Конгресс США готовится к принятию законопроекта, накладывающего ограничения на поддержку палестинцев из-за финансовой помощи террористам, в Израиле аналогичная законодательная инициатива зашла в тупик. Израильский проект, как и его американский прототип, предусматривает вычет средств, которые Палестинская национальная администрация (ПНА) тратит на активистов террористических организаций и их родственников, из налогов, поступающих в ПНА. Он был предложен членом партии «Еш атид» Элазаром Штерном. Объясняя свой план, депутат сообщил: «Государство Израиль собирает средства для ПНА, которые перечисляют деньги террористам и их семьям в прямой зависимости от тяжести наказания и количества убитых людей… Мы будем удерживать средства для создания противоположного стимула – вместо того, чтобы получать деньги после террористических атак, они получат деньги только после того, как террор закончится».

В начале лета текущего года министерская комиссия по законодательству поддержала законопроект, передав его для предварительного голосования в Кнессет. 28 июня в израильском парламенте состоялось заседание комиссии по иностранным делам и обороне, на котором большинство депутатов, представляющих различные фракции, его также одобрили. Среди них был, например, председатель этой комиссии, член партии Ликуд Ави Дихтер. По его мнению: «этот законопроект, одним из подписавших  сторонников которого я являюсь, стремится найти еще один способ разъяснения палестинской администрации и другим правонарушителям, что мы не будем равнодушно наблюдать за тем, что ПНА, одной рукой подписывает мирное соглашение, а другой поддерживает террористов». Также за принятие законопроекта высказались сотрудники профильных министерств. Представитель внешнеполитического ведомства Сара Вейс-Мауди тогда отметила, что решение не будет противоречить нормам международного права. Ее коллега из Министерства обороны назвал практику замораживания средств по причине поддержки террористов рутинной, заметив, что правильно будет закрепить ее на законодательном уровне. В итоге проект представителя «Ешь атид» был одобрен комиссией и направлен на подготовку к итоговым чтениям.

Традиционно с контраргументами в адрес законопроекта выступил лишь Объединенный арабский список. Один из депутатов данной фракции Ю.Джабарин тогда отметил, что выплаты от ПНА нужны семьям для того, чтобы «сводить концы с концами». Цитируя его, предложенный законороект: «введет коллективное наказание для всего палестинского населения». В этой связи, единственной мерой, которую арабский депутат счел возможной для прекращения поддержки террористов со стороны ПНА, оказалась необходимость отпустить из израильских тюрем всех палестинских заключенных, которые в этом случае будут сами содержать семьи и не нуждаться в помощи. Впрочем, с его аргументами за исключением однопартийцев и активистов пропалестинских НПО никто не согласился. Узнав об одобрении инициативы министерской комиссией, со стороны организации в поддержку палестинских заключенных в израильских тюрьмах под названием Palestinian Prisoners’ Club последовало заявление, что она является формой пиратства и противоречит международно-правовым нормам.

Казалось, что судьба документа предопределена, ввиду значимости вопроса, который он призван регулировать. Помимо представителей политических кругов, он получал одобрительные отзывы в израильской прессе, с периодичностью упоминавшей, что сумма, выделяемая террористам, оценивалась авторами законопроекта в 300 с небольшим миллионов долларов. По информации Института исследования СМИ Ближнего Востока (MEMRI), террорист, отбывающий наказание в израильской тюрьме, мог получать в среднем от 300 до 3000 долларов в зависимости от срока заключения. Также отдельная «стипендия» около 80 долларов полагалась террористам из Иерусалима. Из этого вытекает, что ПНО предполагало выделение даже большей доли средств, чем указали авторы законопроекта в предварительных расчетах. Помимо этого аспектом, подчеркнутым в ведущих израильских изданиях, таких как Times of Israel или Jerusalem Post, было то, что на законодательном уровне попытка таких ограничений стала первой.

Несмотря на обилие позитивных факторов, сопровождавших законопроект, в  понедельник стало известно, что работа над ним временно приостановилась. Мало того, виной для этого послужила политика правящей коалиции, ранее выразившей свою поддержку. На очередном заседании 13 ноября был заслушан представитель юридического департамента Министерства обороны Галь Коэн, заявивший, что правительству было поручено заняться разработкой собственного законопроекта. По его словам, работа теперь ведется в двух направлениях: выяснение целесообразности принятия отдельного документа или дополнения уже действующего закона по близкой тематике, а также сбор конкретных данных по финансированию терроризма. Из этого вытекает, что министерство фактически вступило в спор с самим собой, ранее назвав принятие отдельного документа подходящим шагом. Помимо этого на проведение всех необходимых процедур и исследований было запрошено три месяца. По словам Г.Коэна: «Дух предполагаемого законопроекта согласуется с духом обсуждавшегося документа, но, возможно, мы сможем найти более эффективный механизм». Помимо этого представитель Минобороны Израиля упомянул, что проект Э.Штерна основывается на данных, которые публикуют в открытых источниках сами палестинцы, что может оказаться ошибочным.

Мнения депутатов Кнессета по поводу будущего законопроекта разделились. В ходе заседания Э.Штерн с трудом подавлял возмущение сложившейся ситуацией. Он сказал: «Я сделаю все возможное, чтобы предотвратить переход вопроса в политическую сферу и не расколоть коалицию и оппозицию по теме, которая имеет широкий консенсус». На стороне депутата «Еш атид» был и А.Дихтер, сравнивший происходящее с лесным пожаром, который не тушат, а ждут. А вот депутат от партии «Наш дом-Израиль», возглавляемой, кстати сказать, министром обороны а.Либерманом, Р. Илатов подчеркнул, что приоритет должен быть за законопроектами, спонсируемыми правительством.

В итоге израильский аналог американского закона Тейлора Форса столкнулся с внутриполитическими трудностями, в нарастании которых заметна давняя дискуссия о вмешательстве в полномочия друг друга со стороны различных ветвей власти. Еще одним аспектом случившегося в понедельник можно считать стремление упрочить положение недавно созданного в ЦАХАЛе Управления по экономическому противодействию, которому передана основная масса работы с фактическим материалом. Помимо этого затягивание в процессе принятия законопроекта можно связать с ожиданием решения США по схожему проекту и общим курсом Вашингтона в отношении мирного урегулирования. В этой связи можно прогнозировать уход проблемы в тень, особенно в глазах зарубежной аудитории, о чем свидетельствует преимущественное распространение информации о последнем по времени заседании в израильской ивритоязычной прессе.

52.22MB | MySQL:103 | 0,632sec