Оценки китайских специалистов военно-технического сотрудничества Исламабада и Пекина и перспективных поставок истребителей «Мираж 2000-9» из ОАЭ

По данным китайских источников, в настоящее время в распоряжении ВВС Пакистана находится около 700 самолетов, из которых 470 это боевые самолеты разных поколений,  а именно:

около 70 истребителей JF-17 «Гром» в модификациях Block 1 и Block 2 (совместное пр-во КНР и Пакистан);

75 истребителей F-16 (пр-во США);

120 истребителей «Цзянь-7» (пр-во КНР);

около 150 истребителей «Мираж-3» (пр-во Франция). В отношении последних следует отметить, что данные боевые самолеты стоят на вооружении ВВС Пакистана около 50 лет и аварийность полетов гораздо ниже чем с аналогичными истребителями ВВС Индии.

Конечно, пакистанские военные вывели большинство «Миражей-3» на базы хранения поскольку срок летной годности планеров практически вышел и дальнейшая эксплуатация таких самолетов повлечет за собой драматический рост воздушных происшествий, в результате которых будут потеряны как самолеты, так и летчики. Вполне очевидно, что официальный Исламабад не может позволить себе терять летчиков, которых можно переучивать при содействии китайских  партнеров, предоставляющих свои одномоторные истребители третьего поколения «Цзянь-10B», а также тяжелые двухмоторные истребители «Цзянь-11B, BS».

Китайские специалисты в своих публикациях указывают, что официальный Исламабад осознает возможности национальных ВВС в случае начала вооруженного конфликта с Нью-Дели и для поддержания высокого уровня летного мастерства регулярно проводит двусторонние межвидовые учения с ВВС НОАК, которые получили условное обозначение «Героический орел». Данные учебные мероприятия проводятся ежегодно,  каждая из участвующих сторон попеременно предоставляет свои воздушные и наземные полигоны.

Именно благодаря регулярным совместным двусторонним учениям пакистанские летчики получают возможность повысить свою квалификацию как в ходе учебных воздушных боев, так и при отработке прорывов рубежей ПВО условного противника, которого имитируют китайские подразделения. Следует отметить, что спустя почти три месяца после окончания упомянутых учений, обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий продолжают анализировать отработанные курсовые задачи.

Так в ходе учений «Героический орел» ВВС НОАК и ВВС Пакистана впервые отработали тактический прием под обозначением 2V2, который подразумевает, что два тяжелых двухместных истребителя «Цзянь-11» со смешанными пакистано-китайскими экипажами обеспечивают прикрытие двум истребителям-бомбардировщикам «Цзяньхун-7». Боевые самолеты второго типа действуют под управлением китайского пилота и пакистанского штурмана на малых и сверхмалых высотах с целью прорыва рубежа ПВО и выполнения пусков авиационных средств поражения по целям на мишенных полигонах.

Также, китайские военные обеспечили пакистанским партнерам возможность практики пилотирования высотных истребителей-перехватчиков JZ-8, которые относятся к самолетам второго поколения.  Китайские оружейники и разработчики ориентируются на поддержание боеспособности этих скоростных машин, позволяющих отрабатывать компоненты перспективных бортовых РЛС и управляемых ракет класса «воздух-воздух» при борьбе с малозаметными истребителями вероятного противника на средних и малых дистанциях.

К настоящему моменту вопрос обновления авиационного парка ВВС Пакистана встал наиболее радикально поскольку, с одной стороны американские законодатели заблокировали финансирование контракта на поставку истребителей F-16 Block 52, а с другой стороны официальный Вашингтон прикладывает максимум усилия для заключения контракта на поставку ВВС Индии партии из 36 истребителей указанной модели. Одновременно в Индии запланировано размещение сборочной линии для производства американских боевых самолетов. Также американские оружейники реализуют контракты на поставку современных разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов MQ-9, которые  являются легкой мишенью для легких истребителей JF-17 «Гром» ВВС Пакистана.

Китайские специалисты отмечают, что со своей стороны прилагают значительные усилия по развитию китайско-пакистанского легкого одномоторного истребителя JF-17 «Гром». Самолет в модификации Block 1 не обладает системой дозаправки, а также оснащен РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой, а истребители модификации Block 2 уже оснащены фиксированной штангой для дозаправки и более современной РЛС с ФАР.

В перспективной модификации Block 3 самолет может получить «стеклянную кабину», двукилевое хвостовое оперение, окраска корпуса будет выполнена с использованием специального состава, обеспечивающего незаметность в тепловом спектре. Известно, что данный состав уже опробован китайским специалистами на опытных экземплярах тяжелых истребителей «Цзянь-11B» модернизированных до модификации BG.

К ключевому элементу развития данного истребителя является достижение соглашения между китайскими самолетостроителями и российскими производителями турбореактивных двигателей, поскольку для истребителя JF-17 Block 3 необходим более мощный двигатель, чем могут предложить китайские производители. Единственным образцом является российский РД-93МКМ, который в форсажном режиме (в течение достаточно продолжительного периода времени) обеспечивает мощность более 9100 кгс./см.кв., что позволит увеличить количество внешних точек подвески авиационных средств поражения с пяти до семи и размещать дополнительное радиоэлектронное оборудование (средства РЭБ) внутри корпуса самолета. Конечно, упомянутая модификация истребителя пока существует только на бумаге и в масштабных моделях и по причине высокой степени секретности подобных разработок пока не представляется возможным сообщить более подробно о производственном процессе.

По данным китайских источников, на очередной выставке авиакосмической техники в Дубай (ОАЭ) , которая стартовала 11 ноября 2017 принимает участие три истребителя JF-17 «Гром» Block1 из состава эскадрильи «Черные Пантеры» ВВС Пакистана. Очевидно, что беспосадочный перелет из Пакистана в Дубай стал возможным благодаря применению подвесных топливных баков, производство которых успешно налажено в Пакистане. Китайские обозреватели  отмечают, что пакистанские строевые пилоты продемонстрировали стандартные тактические приемы пилотирования в небе ОАЭ и по скорости и перегрузкам лишь немного уступили современным европейским истребителям – «Рафаль», «Тайфун», «Грипен».

Одним из ключевых событий выставки стал очередной раунд переговоров между представителями ВВС Пакистана и ВВС ОАЭ о возможности приобретения 32 одномоторных истребителей «Мираж 2000-9» производства французской компании Dassault. Один из таких истребителей выполнил демонстрационный полет перед посетителями выставки.

Следует отметить, что 32 истребителя «Мираж 2000-9» стоят на вооружении ВВС ОАЭ с 2003 г., а всего в эмиратах находится 62 истребителя «Мираж 2000», при этом 30 самолетов «Мираж 2000» были модернизированы до уровня 2000-9 за счет установки нового пилотажного оборудования, РЛС и т.д.

Обозреватели китайских специализированных изданий отмечают, что «Мираж 2000-9» это очень эффективный истребитель третьего поколения, мощный и надежный двигатель которого позволяет поднимать максимальную нагрузку 6600 кг, которую можно разместить на девяти точках внешней подвески.

Как сообщают китайские специалисты, пакистанские военные ведут  переговорный процесс с арабскими партнерами еще с 2009 г., т.е. с момента когда они получили возможность внимательно ознакомится с возможностями указанных самолетов в рамках совместных учений ВВС двух государств под обозначением ATLC. Пакистанские военные отметили, что практически половина «Миражей 2000-9» стоит на базах хранения и находится в отличном техническом состоянии.

Причина такого обращения с техникой в ВВС ОАЭ объяснялась тем, что в Абу-Даби планировали передать французским самолетостроителям несколько «Миражей 2000-9» при покупке более современных истребителей «Рафаль», однако такое предложение арабских военных не нашло ответа у представителей ОПК Франции.

Известно, что кроме Исламабада возможность приобретения этих боевых машин прорабатывали египетские и иракские военные. Именно в дни выставки стало известно, что ВВС ОАЭ планируют подписать контракт с французскими компаниями Dassault и Thales на модернизацию «Мираж 2000-9». Причина такого решения вполне очевидна – стоимость новейших истребителей «Рафаль» высока даже для аравийских монархий.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласиться с оценками китайских специалистов в том, что если Абу-Даби и Исламабад подпишут контракт на поставку 32 истребителей «Мираж 2000-9», то ВВС Пакистана получат достаточно эффективные боевые самолеты с большим летным ресурсом. Данные самолеты могут быть направлены в авиационные части ВМС Пакистана, на вооружении которых приняты противокорабельные/крылатые ракеты воздушного базирования. Кроме того, необходимо учитывать достаточно высокую культуру технического персонала ВВС Пакистана, который знаком с особенностями эксплуатации ВВТ французского производства.

52.25MB | MySQL:103 | 0,660sec