Как сообщают СМИ КНР, на очередной международной выставке техники и технологи для нужд обороны и безопасности в столице Королевства Таиланд (в период с 6 по 9 ноября 2017 г.) представители Королевства Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов проявили серьезный интерес к продукции Китайской судостроительной промышленной корпорации (КСПК). Указанное судостроительное объединение в своем павильоне представило масштабные модели строящихся и перспективных дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ) водоизмещением от 200 до 3000 тонн.
Как отмечают обозреватели китайских специализированных военно-технических журналов, конструкторы и инженеры КСПК разработали три новые модели ДЭПЛ с ВНЭУ под обозначением S1100, MS600, MS200. Указанные модели лодок обладают соответствующим водоизмещением и предназначены для выполнения специальных задач в мелководных охраняемых водных районах вероятного противника. Следует отметить, что три новые ДЭПЛ сконструированы по однокорпусной схеме.
Именно конструкция корпуса позволяет облегчить подлодку, сделать ее более компактной, а кроме того позитивно влияет на стоимость такого проекта. Благодаря анализу открытых публикаций об указанных лодках представляется возможным сообщить некоторые тактико-технические характеристики (ТТХ) продукции КСПК.
Таблица 1.
Сравнительные ТТХ однокорпусных ДЭПЛ с ВНЭУ
Характеристика/модель | S1100 | MS600 | MS 200 |
Водоизмещение (тонн) | 1100 | 600 | 200 |
Длина (м) | 60 | 50 | 30 |
Ширина (м) | 5,6 | 4,5 | 3,6 |
Высота (м) | 6,8 | 5,6 | 4,4 |
Количество отсеков | 6 | 6 | 3 |
Максимальная скорость (узлов) | 15 | 15 | 8 |
Максимальная глубина погружения (м) | 200 | 120 | |
Наличие ВНЭУ | Да | Да | Да |
Вооружение | 10 торпед | 6 торпед | 2 торпеды, 2 мины |
Автономность плавания (сутки) | 30 | 20 | 15 |
Дальность плавания (миль) | 3000 | 2000 | 1500 |
Экипаж (чел) | 18 | 15 | 6 |
По данным китайских источников известно, что в КНР на протяжении последних десяти лет проводятся работы по созданию ВНЭУ разной мощности и разных линейных размеров, которые позволят обеспечить скрытность и большую продолжительность подводного плавания без всплытия для подзарядки литий-ионных аккумуляторных батарей сверх большой емкости. Представляется возможным сообщить, что при наличии АКБ емкостью 2400 кВт/часов (масса 26 тонн) подводная лодка водоизмещением от 1000 до 2000 тонн способна перемещаться с постоянной скоростью восемь узлов и преодолевать 80 миль. В отношении самой компактной лодки MS200 известно, что она предназначена для обеспечения действий группы боевых пловцов или диверсантов численностью не более 8 военнослужащих с личным стрелковым вооружением.
Интерес арабских военных обусловлен тем, что китайские кораблестроители вполне успешно выполняют контракты на строительство трех ДЭПЛ с ВНЭУ проекта S-26T и проекта S-20P, которые предназначены для ВМС Королевства Таиланд и Пакистана. Разница между проектами обусловлена установкой определенного оборудования. Известно, что стоимость одной лодки «тайского» проекта составляет 390 млн долл. США, тогда стоимость «пакистанской» подлодки достигает 625 млн долл. США, однако в эту цену входит создание соответствующего судостроительного предприятии в г.Карачи. Благодаря анализу информации из открытых источников, представляется возможным указать подробные ТТХ проекта S-20P
Таблица 2.
ТТХ ДЭПЛ с ВНЭУ проекта S20P (класс «Цилинь»)
Характеристика/модель | S20P |
Длина (м) | 66 (77,7) |
Ширина (м) | 8 (8,6) |
Высота (м) | 8 (9,2) |
Водоизмещение надводное (тонн) | 1850 |
Водоизмещение подводное (тонн) | 2300 (2560) |
Максимальная глубина погружения (м) | 300 |
Максимальная скорость (узлов) | 18 |
Максимальная дальность плавания при скорости 17 узлов (миль) | 260 миль |
Крейсерская скорость (узлов) | 10 |
Скорость на ВНЭУ (узлов) | 4 |
Максимальная дальность плавания под ВНЭУ (миль) | 768 |
Максимальная дальность плавания (миль) | 8000 |
Максимальная автономность (суток) | 65 |
Количество двигателей Стирлинга | 4 |
Суммарная мощность ВНЭУ | от 646 кВт/868 л.с до 868 кВт/1180 л.с. |
Гидроакустическая станция | H/SQG-207 |
Дальность обнаружения корабля в пассивном режиме | 50 |
Дальность обнаружения ПЛ в пассивном режиме | 20 |
Дальность обнаружения ПЛ в активном режиме работы носовой и боковых антенн | 100 |
Количество торпедных аппаратов, калибр (мм) | 6, 533 |
Боекомплект (торпеды, ракеты, мины) | 18 |
Экипаж | 38 |
По данным китайских источников, ДЭПЛ указанного проекта могут быть вооружены как обычными электрическими торпедами под обозначениями ЕТ34 (противокорабельная) и ЕТ36 (противолодочная) калибра 533 мм (различаются по дальности пуска), так и противолодочными управляемыми ракето-торпедами (РТ) под обозначением CM708UNA с максимальной дальностью пуска 128 км. В отношении крайнего образца вооружения известно, что пуск данной РТ осуществляется из специального контейнера, установленного внутри торпедного аппарата.
Заинтересованность арабских военных обусловлена и тем, что китайские специалисты не просто освоили технологии производства ВНЭУ и соответствующих АКБ, но самое главное то, что их технические решения гораздо проще, надежнее и главное дешевле, чем разработки немецких конструкторов (проект 212А и 214), которые плотно сотрудничают с ВМС Израиля и Республики Корея (РК). По данным китайских источников, ВМС РК планируют (в среднесрочной перспективе) отказаться от приобретения подобных лодок в пользу ударных атомных подводных лодок, которые позволят нести больший запас торпед и баллистических/крылатых ракет национального производства.
Кроме разных модификаций и возможности вариации в оснащении лодок китайские специалисты предложили арабским военным вариант установки водометных движителей с Х-образными рулевыми устройствами вместо традиционных семилопастных винтов с вертикальными и горизонтальными рулями глубины/направления.
Подводя итог вышесказанному, представляется возможным отметить, что китайские специалисты внимательно наблюдают за возросшим интересом представителей государств Аравийского полуострова к ВВТ российского производства и ДЭПЛ с ВНЭУ не является исключением. По данным китайских специалистов, представители военной разведки КСА и ОАЭ осуществляют сбор информации о процессе отработки российскими специалистами технологий ВНЭУ на опытной лодке проекта 677 «Санкт-Петербург». Причина интереса арабских военных к российским лодкам достаточно проста – регулярные и неожиданные для разведки НАТО пуски КР 3М14 из акватории Средиземного моря, а также стоимость таких подлодок в сравнении с продукцией ОПК Германии, Франции, Японии и Республики Корея.
Китайские специалисты отмечают, что если российским конструкторам и инженерам удастся «довести до ума» энергетические и акустические системы подводного корабля, то ВМФ РФ к 2020 г. вполне могут получить первые две-три неатомные ПЛ пятого поколения. По мнению сотрудников КСПК, именно российские лодки проекта «Амур 1650» и «Амур 950» могут составить серьезную конкуренцию их продукции на международном рынке вооружений. По оценкам китайских аналитиков, основное преимущество российских подлодок будет состоять в новой носовой гидроакустической станции, а также перспективных торпедах калибра 400 мм с проводным управлением.