К предстоящей встрече президентов России, Ирана и Турции по Сирии

Встреча президентов России, Ирана и Турции Владимир Путина, Хасана Роухани и Реджепа Тайипа Эрдогана в Сочи 22 ноября должна помочь стимулировать прямые переговоры сирийского правительства и оппозиции. Об этом заявил в пятницу глава МИД РФ Сергей Лавров. «В последние месяцы мы не наблюдаем большой активности со стороны наших ооновских коллег. Думаю, что трехсторонняя встреча поможет стимулировать движение в направлении прямых переговоров между правительством и всем спектром оппозиции о политическом устройстве в Сирии после завершения конфликта», — подчеркнул он. Что стоит за этим заявлением? Звучит примерно так, что три страны решают подменить собой женевский формат, поскольку в никаких иных переговорных форматах ооновцы не участвуют. Рискнем предположить, что это не так. Ровно по той причине, что  МИД РФ держится за женевский формат как за «священную корову» и неоднократно подчеркивал, что он является одним из основных алгоритмов решения сирийского кризиса. Эта позиция является не спонтанной, Москва всегда подчеркивала, что сирийских кризис должен решаться исключительно под эгидой ООН. «Зонтик» ООН в данном случае — принципиальный противовес монополярной системе принятия решений со стороны  Вашингтона. Но при этом сами переговоры в Женеве уже давно не демонстрирует никакого прогресса в рамках достижения какой-либо реальной договоренности или даже просто диалога между сторонами конфликта. Причина в данном случае очень прозаичная — просаудовский сегмент сирийской  оппозиции в лице «эр-риядской группы» просто не хочет это делать, что сейчас в принципе  просто не нужно, поскольку зона деэскалации в Идлибе им контролируется в должной мере, Москва фактически дала гарантии ее неприкосновенности, а вести переговоры с Дамаском и признавать тем самым Б.Асада в качестве президента Сирии Эр-Рияду просто невыгодно. Отсюда тупик в Женеве, и отсюда же позиция Вашингтона, который неожиданно вновь воспылал любовью к женевскому формату. Американская администрация считает, что единственным путем к мирному пурегулированию конфликта в Сирии является женевский процесс. Об этом заявил, выступая  16 ноября  на конференции в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне, директор отдела политического планирования Госдепартамента Брайан Хук. Как он напомнил, Россия и США на днях подтвердили приверженность участию в женевском процессе по итогам переговоров президентов Владимира Путина и Дональда Трампа, состоявшихся 11 ноября на полях саммита организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во Вьетнаме. Позиция американцев в данном случае понятна — приоритет женевского процесса дает возможность затормозить какой-либо прогресс по мирному выходу из сирийского кризиса практически до бесконечности, а значит сохранить физическое присутствие проамериканских сил на севере Сирии. Так же сильно сомневаемся, что  МИД РФ решил пойти в разрез с договоренностями между президентами США и России на саммите АТЭС и сдать Женеву «в утиль». Тогда что же собираются обсуждать на своей встрече лидеры Турции, РФ и Ирана?

Прежде всего предположим, что речь идет как раз об активизации практики выхода на действенные диалоги оппозиции с представителями Дамаска при посредничестве этих стран. Собственно в этом факте нет ничего нового. Ровно для этой цели в свое время организовывалась переговоры  в Астане, а сейчас «со скрипом», но реализуется идея созыва Конгресса сирийского национального диалога (КСНГ) и совершенно оправданно, что в условиях отсутствия прогресса в женевском процессе необходимо активизировать иные механизмы. Тем более, те, которые организуются и проводятся под эгидой России. То есть речь в данном случае идет не о об организации  каких-то новых переговорных механизмов, а о насыщении новым, более качественным содержанием уже существующих или заявленных форматов, как в случае упомянутого КСНГ. Если рассматривать эту тему более широко, то таким вышеприведенным заявлением российский МИД посылает ясный сигнал США о том, что он начинает активность в рамках формирования таких сценариев выхода из сирийского кризиса, в которых США и Великобритания  участвовать не будут. Или, по крайней мере, не будут играть в них ведущей роли. Мы уже не раз отмечали, что женевский формат по логике должен замыкать, а не начинать процесс мирного урегулирования. Первичным в данном случае являются локальные перемирия с конкретными племенными группами и полевыми командирами, затем более широкие переговорные площадки регионального значения, затем налаживание горизонтальных связей по линии Дамаск — зоны деэскалации и отдельные регионы страны, и только, если это процесс становится устойчивым и демонстрирует прогресс, то вопрос послевоенного устройства Сирии переходит в новое  качество: обсуждение конституции и т.п. И вот в данном случае Женева логична и эффективна, но не ранее. Сейчас начинается «борьба за умы» в Сирии на фоне окончания этапа военного разгрома «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), и оптимальным  механизмом  в данном случае являются именно локальные и региональные перемирия. И в на этом этапе американцы и британцы  не нужны, а нужны турки и иранцы, которые контролируют конкретные племена и группы. Американцы контролируют только лишь сирийских  курдов, и в данном случае этот фактор не играет, поскольку Анкара, Тегеран и Дамаск  в вопросе неприятия курдов как самостоятельной силы в сирийском урегулировании солидарны. Таким образом Запад получает очень адекватный ответ на свои рассуждения по примеру вчерашнего заявления представителя Великобритании в ООН, который откровенно сказал, что «России нет места в политическом процессе в Сирии», и тем самым поставить под сомнение роль Москвы в политическом урегулировании в этой стране. Из уст  министра иностранных дел РФ С.Лаврова таким образом прозвучала классическая «ответка». И теперь самым главным является доведение российской позиции до логического конца, то есть до прямых практических действий. Остается только надеется на то, что предстоящий саммит Турции, Ирана и России станет спусковым крючком для начала этого процесса.

52.09MB | MySQL:103 | 0,452sec