США разочаровались в политике Южного Судана на гуманитарном направлении

С 2016 года, по мере обострения межэтнического противостояния и де-факто развала созданного в 2015 году правительства национального единства Южного Судана, на международной площадке активно муссируется тема использования правительством президента С.Киира гуманитарной и, в частности, продовольственной помощи в качестве орудия давления на оппозиционные группировки. Речь идёт, в данном случае, о нарушении основополагающих принципов гуманитарного содействия. Тема стала предметом детального и длительного разбирательства в формате Комитета по санкциям по Южному Судану, учрежденного в марте 2015 года резолюцией 2206 Совета Безопасности ООН и функционирующего в рамках его мандата.

Примечательно, что на этом фоне США как главный политический союзник Южного Судана на протяжении длительного времени дистанцировались от прямого порицания политики Джубы, предпочитая использовать для этих целей международные санкционные механизмы и формат Совбеза ООН.

Примечательно, что главной задачей Комитета являлся надзор за исполнением санцкий по замораживанию активов физических лиц и организаций, включенных в санкционный перечень. Однако на практике именно тема гуманитарного содействия и работы гуманитарных организаций в Южном  Судане стала самой животрепещущей и активно педалировалась в периодических докладах специально созданной Группы экспертов для содействия работы этого Комитета и в других материалах Совета Безопасности ООН. В итоге, c 2015 года в открытой прессе появлялись ссылки на различные свидетельства и факты, расследованные и выявленные по линии Комитета по санкциям. Помимо этого, по итогам инспекционной миссии послов стран-членов Совета Безопасности ООН в сентябре 2016 года была обнародована информация о злоупотреблениях в отношении поставок гуманитарной помощи со стороны официальных властей. Происходило это на фоне активизации прямого противостояния команды президента с оппонирующими этническими группами. Неоднократно эта информация вбрасывалась в СМИ. Приводились конкретные примеры ограничения поставок гуманитарной помощи по линии ООН в отдельные районы страны. Например, вплоть до августа с.г. правительство блокировало доступ гуманитарным конвоям ООН, направленным для оказания помощи 12 тысяч бенефициаров в регионе Баггари. В частности, одна из гуманитарных оценочных миссий приводила данные о гибели именно в результате этих ограничительных мер 164 стариков и детей, погибших от голода и болезней с января по сентябрь 2017 года.

Политического давления, оказываемого на правительство Южного Судана по линии Совета Безопасности ООН оказалось по-видимому недостаточно. Несмотря на совместное коммюнике Совбеза и президента С.Киира от сентября 2016 года о беспрепятственном гуманитарном доступе во все районы страны, гуманитарное содействие продолжило подвергаться обструкции. Очередной доклад Группы экспертов Совета Безопасности ООН от апреля 2017 года прямо констатировал, что именно политика официального правительства Джубы по намеренному ограничению гуманитарной помощи во многом спровоцировала объявление в начале текущего года массового голода (famine) в двух провинциях Южного Судана, охватившего по меньшей мере 100,000 человек. Также, в докладе отмечается, что Южный Судан является на сегодня наиболее опасной в мире страной с точки зрения безопасности гуманитарных работников, с наиболее высокой статистикой инцидентов по блокированию гуманитарного доступа, особенно в 2016 году.

Окончательно ситуация обострилась во второй половине 2017 года. Направленный в Совет Безопасности ООН в ноябре с.г. конфиденциальный доклад мониторинговой группы экспертов ООН по этому вопросу, отдельные выдержки которого все-же просочились в прессу, особенно сильно ударил по репутации президента С.Киира.

Именно с этого момента, а именно с середины 2017 года США корректируют свою позицию в отношении официальных властей Южного Судана. Осенью Вашингтон прилюдно пригрозил сворачиванием политической поддержки, если не будут предприняты реальные шаги по исправлению ситуации и беспрепятственному допуску всего нуждающегося населения страны к продовольственной помощи. Это возымело эффект. 9 ноября с.г. был издан президентский указ о разблокировании всех дорог и маршрутов, и оказании полной поддержки со стороны правительства гуманитарным агентствам в их работе в стране. При этом, президентским указом вводился запрет на  любого рода обструкцию гуманитарной помощи и взиманию с неё местных поборов и пошлин.

Однако, по всей вероятности, кредит доверия США к своему союзнику и главному реципиенту американской донорской помощи в предыдущие годы оказался подорванным. Чтобы проконтролировать выполнение властями Южного Судана взятых обязательств, американцы практически сразу направили посла при ООН Н.Хейли в Джубу, чтобы с глазу на глаз переговорить с президентом Кииром и добиться выполнения президентского указа на практике. По словам Н.Хейли по итогамcостоявшегося в конце октября визита, Вашингтон продолжит и дальше пристально мониторить выполнение взятых президентом С.Кииром на себя новых обязательств. Кроме того, с приходом администрации Д.Трампа имеются признаки стратегического изменения американского курса в отношении двух Суданов. Администрация США недавно объявила о поэтапном сокращении в 2018 и последующих годах объемов донорской помощи Южному Судану, в среднем примерно на 30%. Очевидно, наступает осознание того, что выделяемые на построение молодого государства огромные финансовые ресурсы просто растворяются в «черной дыре». Одновременно, американцы делают первые пробные шаги навстречу Хартуму. В октябре Госдепартамент окончательно объявил о снятии большей части двусторонних торгово-экономических санкций против Судана и заодно похвалив его за улучшение ситуации в  правочеловеческой сфере.

Суровая тональность последних заявлений США по Южному Судану, еще более ужесточившаяся после визита американского посла при ООН Н.Хейли в эту страну и очной ставки с президентом С.Кииром, позволяет предположить, что точек соприкосновения найти не удалось. Выступая 16 ноября на мероприятии в Вашингтонском музее Холокоста Н.Хейли продолжила эту риторику, обвинив правительство Южного Судана в проведении буквально «жестокой и длительной военной кампании против оппозиционных групп» и «первостепенной ответственности правительства за убийства по этническому признаку». Думается, в обозримой перспективе всестороннее и открытое давление США на режим президента С.Киира будет только возрастать, а вопрос нарушения гуманитарных принципов и блокирования гумпомощи будет служить главным аргументом для публичного порицания политики официальных властей Южного Судана.

52.18MB | MySQL:103 | 0,458sec