Об особенностях ближневосточной и африканской миграции в Европу в 2017 году

Как известно, в последние годы миграция населения из стран Ближнего Востока и Северной Африки в Европу стала новым фактором, который оказывает активное и многоплановое влияние на различные процессы социально-экономического развития стран Евросоюза.

Обнародованные в ноябре свежие данные Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), подкрепляемые статистикой Евростата, свидетельствует об изменении некоторых тенденций миграции из Ближнего Востока в Европу в 2017 году, что, по всей вероятности, связано с изменением военно-политической картины в странах ближневосточного региона.

Во-первых, впервые за последние годы фиксируется небольшое, но снижение интенсивности миграции по сравнению с предыдущими годами. По итогам 9 месяцев текущего года (январь-сентябрь), 397 тысяч человек подали заявки и получили убежище в Европе, что на 56% меньше показателей аналогичного периода в 2016 году. По-прежнему, ближневосточные  мигранты составляли саму большую группу, порядка 146 тысяч человек. При этом, наибольшая часть являлась уроженцами Сирии (58 тысяч), Афганистана (28 тысяч) и Ирака (26 тысяч). Из других регионов лидирующую позицию заняла Нигерия — 26 тысяч мигрантов. В текущем же году, в частности, фиксируется сокращение миграции из Сирии: если в 2015-2016 гг. их доля достигала 27-28% от общего числа заявок на получение убежища в Европе, то в нынешнем году пока не превышает и 15%.

Во-вторых, наблюдается резкое сокращение транзита мигрантов по греческому маршруту (главный вектор для ближневосточных мигрантов). Как известно, доминирующая часть миграционных маршрутов из Ближнего Востока и Северной Африки в Европу традиционно проходит по средиземноморскому пути. Ранее, как с началом событий «арабской весны», так и иракской и сирийской военных кампаний, потоки мигрантов и беженцев довольно равномерно распределялись между Италией и Грецией. Следует отметить, что по этническому составу мигрантов, итальянский и греческий маршруты кардинально различаются. Итальянский маршрут преимущественно используют мигранты из Северной, Западной и Центральной Африки (Нигерия – 16%, Гвинея – 9%, Берег Слоновой Кости – 8%, Мали – 5%) и Бангладеш (8%). При этом, мигранты из Ближнего и Среднего Востока преимущественно избирают греческий маршрут (через Турцию).  Лидируют на этом маршруте сирийцы (35%), иракцы (17%) и афганцы (9%).

Теперь же, после заключения договорённостей между Турцией и ЕС в марте 2016 года, поток мигрантов по восточному греческому пути заметно снизился, почти на 86% в текущем году (сокращение с 170 до 23 тысяч). Кроме того, наблюдается также и другая тенденция, а именно —  сокращение почти на 20% потоков мигрантов в Европу через Италию по сравнению с прошлым годом – с 132 до 105 тысяч человек.

В то же время, выросло число мигрантов, прибывших в Европу через Испанию и Кипр. Так, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года почти вдвое, с 8 до 16 тысяч человек, выросли показатели в Испании. Основная их часть — сирийцы и марокканцы, а также представители западноафриканских стран. На Кипр прибыло 800 мигрантов, что в восемь раз превысило показатель 2016 года. Ожидается, что в следующем году две эти новые тенденции еще более усилятся.

В-третьих, несколько сократилась смертность при транзите мигрантов в Европу. Известно, что миграция ближневосточных беженцев в Европу по-прежнему сопряжена с серьезным риском для их жизни. При этом, морской транзитный путь остаётся для мигрантов наиболее опасным. В то же время по абсолютным показателям статистика снижается: во время пересечения Средиземного моря в 2016 году погибло 4690 мигрантов, в 2015 — 3770. Окончательная статистика 2017 года пока не подведена, но за первые 9 месяцев погибло 2600 беженцев (94% из них мигрировало по ливийскому маршруту в Италию). Тем не менее, в общей сложности, картина довольно удручающая: с 1993 года по настоящий момент при попытке мигрировать в Европу по различным маршрутам погибло более 33 тысяч человек.

Что касается географического распределения мигрантов в странах Евросоюза, то здесь основные тенденции сохраняются. В 2015 г. наибольшее число мигрантов приняли Германия (ежегодно 1.5 млн человек), Великобритания (548 тысяч), Испания (290 тысяч) и Италия (250 тысяч). При этом, основная часть (84%) беженцев из Ближнего Востока предпочитает просить убежище в 5 странах: Германии, Венгрии, Швеции, Австрии и Нидерландах. Германия здесь является явным фаворитом, особенно для сирийцев и иракцев. При этом, в 9 странах Евросоюза (Румыния, Кипр, Нидерланды, Дания, Испания, Венгрия, Германия, Норвегия, Швеция) сирийцы составили от 30 до 40% из общего числа получивших убежище в 2016 году.

Очевидно, что пик активности ближневосточной миграции в Европу в текущем году окажется пройден, и сейчас наблюдается некоторый спад. Похожая динамика наблюдалась во время других политически важных потрясений последних десятилетий — падения Берлинской стены, серии революций «арабской весны» в Северной Африке и пр., когда сразу после кризиса фиксировался резкий всплеск миграционных потоков из кризисных стран в Европу, который через несколько месяцев затихал. В то же время, фактор ближневосточных мигрантов в жизни Европы — это всерьез и надолго. За последние годы был создан прочный фундамент присутствия выходцев из Ближнего Востока и Африки, вклад которых в общее развитие Европы еще предстоит оценить. Уже сейчас можно прийти к некоторым предварительным выводам:

В первых, благодаря миграции, прежде всего ближневосточной, рост населения Евросоюза продемонстрировал положительную динамику и, несмотря на естественную убыль коренного европейского населения, де-факто увеличился с 510 до 512 млн человек. При этом, в странах Балтии и Восточной Европы, аутсайдерах по приему мигрантов, наблюдалась по-прежнему естественная убыль населения, местами довольно значительная, достигающая 10-12%.

Во-вторых, почти 70% от общего прироста рабочей силы в Европе в последнее десятилетие составили мигранты, большая часть которых- выходцы из Ближнего Востока и Африки.

В-третьих, ближневосточные мигранты — это дополнительный человеческий потенциал в копилку Европы, который активно делится с местным населением новыми знаниями, технологиями и профессиональными навыками.

В-четвёртых, ближневосточные мигранты выступают в качестве инвесторов в местную экономику. Они исправно выплачивают налоги и различные социальные взносы в местную казну, которые, по подсчётам экспертов, превышают их личные доходы и прибыль. Таким образом, государство получает огромную финансовую подпитку от деятельности мигрантов, осевших в их стране.

62.81MB | MySQL:102 | 0,551sec