Данные о населении эфиопского происхождения в Израиле

В минувшую среду эфиопские евреи отмечали праздник Сигд. Речь идет о специфическом для данной общины празднике, который не известен у других групп евреев. Согласно традиции эфиопских евреев, именующих себя «бета Исраэль» («дом Израиля») и известных среди их христианских соседей под названием «фалаша» («пришельцы»), на пятидесятый день после Судного Дня есть день возобновления союза народа Израиля с Богом, сопровождаемый постом и молитвами. В Израиле у эфиопских евреев сложилась традиция собираться на праздник Сигд в иерусалимском квартале Армон га-Нецив, откуда открывается вид на Храмовую гору. На праздник Сигт в  Иерусалим приезжают многие тысячи представителей данной общины со всего Израиля.

В 2008 году Кнессет принял закон, согласно которому Сигд был официально признан в Государстве Израиль праздником, в который граждане по их выбору могут получить выходной. Церемония Сигда в Армон га-Нециве, в рамках которой стали также поминать эфиопских евреев, погибших в 80-е годы прошлого века по пути в перевалочные лагеря на юге Судана, из которых они отправлялись в Израиль (значительная часть из них погибла от рук эфиопских и суданских мусульман), приобрела официальный характер. В ней стали принимать участие израильские политики, не связанные по происхождению с эфиопскими евреями.

В этом году Центральное статистическое бюро Израиля опубликовало в канун праздника Сигд статистические данные, касающиеся граждан Израиля эфиопского происхождения. Было сообщено, что в конце 2016 года в Израиле насчитывалось 144,1 тысяч граждан эфиопского происхождения. 85,5 тысяч из них составляли уроженцы Эфиопии, а еще 58,6 тысяч – уроженцы Израиля, отец которых родился в Эфиопии. Таким образом, в это число не попали дети, родившиеся от межобщинных браков, у которых в Эфиопии родилась только мать. Не попали в него и пока еще малочисленные внуки репатриантов из Эфиопии, отцы которых родились в Израиле, даже если оба их родителя принадлежат к общине эфиопских евреев. С другой стороны в приведенное ЦСБ Израиля число были включены дети уроженцев Эфиопии, матери которых не принадлежат в общине эфиопских евреев. Особо следует оговорить то обстоятельство, что среди репатриантов из Эфиопии в Израиле есть маленькая группа евреев иного, преимущественно йеменского происхождения, которые резко отличают в культурном, лингвистическом и антропологическом плане от общины бета Исраэль.

В статистику выходцев из Эфиопии в Израиле включаются не только представители общины бета Исраэль, но и так называемые фалашмура – потомки бета Исраэль, перешедших в христианство. В Израиле они проходят процедуру гиюра (перехода в иудаизм) для получения статуса новых репатриантов и израильского гражданства. В последнее время к ним  прибавились и эфиопские христиане, состоящие в родстве с фалашмура. Их впускают в Израиль не на основе Закона о Возвращении, а на основе Закона о воссоединении семей. К настоящему времени практически все бета Исраэль и фалашмура уже переселились в Израиль. Тем не менее, небольшой поток мигрантов из этой африканской страны в Израиль продолжается. Так, в 2016 году, согласно официальным данным, в Израиль из Эфиопии приехало 214 человек. Только 40 из них были репатриантами. Еще 174 человека были христианами, въехавшими в еврейское государство в рамках воссоединения семей.

Основная масса израильских граждан эфиопского происхождения проживает в Центральном округе Израиля (порядка 39%), то есть в окрестностях Тель-Авива, и в Южном округе (24%). Нетания была, по данным на конец 2016 года, городом, в котором была сконцентрирована самая крупная группа выходцев из Эфиопии в Израиле – 11,6 тысяч человек (из 211 тысяч человек общего населения). А самую высокую долю от общего числа местных жителей выходцы из Эфиопии составляли в городе Кирьят-Малахи – 16,6% от общего населения 22 тысячи человек.

В 2016 году женщины эфиопского происхождения родили в Израиле 3580 младенцев. Среднее ожидаемое число детей, которых родит женщина эфиопского происхождения в Израиле составляет 2,9. Это чуть меньше, чем аналогичный показатель по Израилю в целом – 2,96.

Как выяснилось, выходцы их Эфиопии в Израиле вступают в брак позже, чем в среднем по еврейскому населению Израиля (54% израильские евреек и 37% израильских евреев впервые вступают в брак до 25 лет). При этом 88% из них вступают в браки с представителями/ницами своей этнической группы. Этот показатель заметно выше среди мужчин эфиопского происхождения (92%), чем среди женщин эфиопского происхождения (85%).  Такое расхождение между мужчинами и женщинами объясняется хорошо известной в социологии склонностью женщин повышать свой социальный статус за счет браков с мужчинами, занимающими более высокое положение, чем их семьи. Косвенным образом это свидетельствует о том, что выходцы из Эфиопии отстают от основного населения Израиля в социально-экономическом и культурном плане. В качестве одного из примеров такого отставания можно привести тот факт, что средний чистый денежный доход на одно домохозяйство выходцев из Эфиопии составлял, по данным на конец 2016 года, 11294 шекеля (около 3218 долларов США) в месяц, в то время, как в среднем по Израилю (у еврейского и нееврейского населения) этот показатель составил 15751 шекелей (около 4488 долларов США).

Еще одним проявлением такого отставания является тот факт, что среди окончивших в 2016 году среднюю школу уроженцев Израиля эфиопского происхождения только 39,2% соответствовали, по своим учебным показателям, минимальным требованиям израильских университетов, что в принципе дает им возможность получить в дальнейшем высшее образование. При этом среди уроженцев Эфиопии аналогичный показатель был еще ниже – только 27%. Необходимо отметить, что в среднем по Израилю (среди еврейского и нееврейского населения) этот показатель составил 66,1%. То, что среди уроженцев Израиля эфиопского происхождения доля получивших по окончанию средней школы полноценный аттестат зрелости значительно выше, чем среди уроженцев Эфиопии, свидетельствует, что процесс интеграции общины выходцев из Эфиопии в израильское общество с его высокими образовательными стандартами идет, однако отставание все еще остается очень большим, несмотря на то, что правительства Израиля из года в год вкладывает весьма крупные денежные средства в решение проблемы отставания выходцев из Эфиопии.

В начальных и средних школах Израиля обучались в 2015/2016 учебном году 33184 учащихся эфиопского происхождения, что составляло 2,6% всех учащихся еврейских школ. 46,7% из них учились в государственно-религиозных школах. Данный показатель сокращается из года в год. К примеру, в 2005/2006 учебном году он составлял 57,3%. Следует пояснить, что в Израиле существует три типа еврейских школ: светские (государственные), государственно-религиозные и ультраортодоксально-религиозные (независимые).

В заключение необходимо отметить, что социально-экономическая слабость общины выходцев из Эфиопии находит среди прочего свое выражение в ослаблении института семьи в их среде. Число разводов среди выходцев из Эфиопии в Израиле намного выше, чем в среднем у еврейского населения страны. Оно составляет ежегодно 16 на каждую тысячу состоящих в браке в то время, как в среднем у израильских евреев – только 9 на каждую тысячу состоящих в браке. Соответственно бросается в глаза крайне высокая (по израильским понятиям) доля неполных семей среди семей выходцев из Эфиопии. Она составляет 29%. Это более, чем в двое превосходит аналогичный показатель среди еврейского населения Израиля в целом.

Следует отметить, что учитывая, что выходцы из Эфиопии составляют весьма небольшую группу избирателей на фоне общей численности населения Израиля, приближающегося к 9 миллионам, они неплохо представлены в Кнессете. Так, в Кнессете нынешнего созыва (с 2015 года) есть депутат эфиопского происхождения. Это председатель парламентской комиссии по репатриации и абсорбции Авраам Негусе (Ликуд). Первым в истории депутатом Кнессете эфиопского происхождения стал в 1996 году Адису Массала (Авода). В 2006-2013 годах депутатом Кнессета был уроженец Эфиопии Шломо Мула (Кадима), занимавший пост заместителя председателя Кнессета. В 2006-2007 годах в Кнессете было даже два представителя репатриантов из Эфиопии, поскольку, помимо Шломо Мулы, в эти годы был депутатом и раввин Мазор Бахаина (ШАС). В 2013-2015 годах депутатом Кнессета была уроженка Эфиопии адвокат Пнина Тамано-Шата («Еш атид»). Правда, ни министров, ни даже заместителей министров, родившихся в Эфиопии, в Израиле пока не было.

Известно, служба в ЦАХАЛе служит в Израиле важнейшим социальным лифтом. Выходцы из Эфиопии не являются в этом отношении исключением. Согласно данным 2016 года, доля мужчин призывного возраста, которые в реальности были призваны на службу, составила среди израильтян эфиопского происхождения 88%, что превышает аналогичный общеизраильский показатель. Среди женщин эфиопского происхождения этот показатель составил только 58% за счет отказа многих из них от арамейской службы по религиозным соображениям, что допускается для женщин израильским законом. Вместе с тем 14,5% военнослужащих эфиопского происхождения не смогли окончить полного срока службы, и были демобилизовано досрочно, что намного превышает среднеизраильский показатель.

ЦАХАЛ прилагает большие усилия для улучшения интеграции выходцев из Эфиопии в армии, которой препятствуют их низкий образовательный уровень и специфические для них психологические проблемы. Отмечается, что в последние годы заметно возросло число выходцев из Эфиопии, направляемых на офицерские курсы. Однако доля офицеров среди выходцев из Эфиопии остается значительно более низкой, чем аналогичный общеизраильский показатель, а среди высших офицеров ЦАХАЛа лиц эфиопского происхождения пока нет совсем.

52.23MB | MySQL:103 | 0,476sec