Законодательные контуры морской границы Израиля

На днях в Кнессете прошел в первом чтении закон, определяющий морскую экономическую границу Израиля. Проблемы, возникающие вокруг морской границы Израиля и Ливана, были освещены в материале от 25.10.17 (Проблема установления границы на морском шельфе между Израилем и Ливаном. Часть 2)

Хотя данный закон может вновь спровоцировать дебаты с правительством Ливана и «Хизбаллой», которые утверждают, что некоторые из газоносных зон в приграничных водах принадлежат им, Кнессет одобрил проект закона о морских районах, подготовленный Министерством юстиции. Законопроект был принят большинством из 34 против 17 и теперь будет обсуждаться комитетом по экономике под председательством депутата Кнессета Эйтана Кабеля («Сионистский лагерь») для подготовки к голосованию во втором и третьем чтениях.

Закон о морских территориях (так формулируется закон) № 5767 опубликованный на сайте Кнессета*, занимает 54 страницы текста и устанавливает, что такое морская граница страны и где разрешено искать, и добывать газ и нефть. В примечании к закону в частности сказано:

Как и во многих странах мира, государство Израиль уже много лет занимается разработкой морских районов, прилегающих к его берегам, главным образом с целью обнаружения и использования своих природных ресурсов. Правовые рамки, на которые ссылались государственные органы на протяжении многих лет, основывались главным образом на Законе о подводном праве № 5713 от1953 года. В разделе 1 (а) указанного закона предусматривается, что:

«Территория Государства Израиль включает морское дно и недра субморских районов, прилегающих к побережью Израиля, и находится за пределами территориальных вод, в той мере, в которой глубина воды над ними позволяет использовать природные ресурсы на этих территориях».

В указанном законе конкретно не говорится об объеме израильского законодательства, применяемого к территориальным водам за пределами территориальных вод, в районах, которые обычно не включают суверенитет Израиля. Принятое толкование в Израиле заключается в том, что в силу Подводного закона, по крайней мере, территориальные законы Государства Израиль могут применяться к морским районам за пределами территориальных вод государства, которые регулируют площадь нефти и природного газа, законы об охране окружающей среды и фискальные законы Государства Израиль.

Предлагаемый закон направлен на то, чтобы четко определить правовую базу, контролирующую морские районы, права, обязанности и ограничения, которые государство Израиль имеет в этих областях, включая обязательства по защите окружающей среды и экосистем в море, а также пределы полномочий, которые могут использовать различные государственные органы. Предлагаемый закон также направлен на обеспечение уверенности всех сторон, действующих в различных районах моря.

Положения предлагаемого закона были определены с учетом существующей международной практики в этом отношении и с учетом норм международного права, которые, как подробно описано ниже, содержат подробные меры, касающиеся прав и полномочий стран мира в прилегающих морских районах».

Данный законопроект впервые появился почти десять лет назад, когда израильское правительство подготовило меморандум о праве регулировать разведку газа в море. В то время его противником был бывший министр энергетики Моше Шахала, заявлявший, что это регулирование не является обязательным и может вместо этого соответствовать международным законам, согласно которым экономические воды Израиля находятся в 200 милях от береговой линии и что все, что до этой границы, принадлежит Израилю.

Принятию закона сильно противилось Министерство охраны окружающей среды, которое утверждало, что морская экология была изъята из его ведения в пользу Министерства энергетики. Однако после обсуждения вопроса в кабинете министров позиция министра охраны окружающей среды Зеэва Элькина была отклонена, что и привело к утверждению закона в первом чтении.

Экологические организации естественно так же критиковали закон, отмечая, что «Законопроект превращает министра энергетики в министра моря». Экологические организации требуют, чтобы законопроект был возвращен на стол переговоров. «Формулировка законопроекта, подрывает авторитет Министерства охраны окружающей среды как защитника моря от безудержного экономического развития и лишает общественность процессов принятия решений», — сказали они.

Депутат Кнессета Яэль Коэн также сказал, что «хорошо, что правовой статус Средиземного моря будет определен государством, и что использование его ресурсов и сохранение, наконец, будут урегулированы. Эта площадь более чем в два раза больше всей территории страны, и в это время она управляется как на Диком Западе без права, без плана и без ограничений. Проблема в том, что предлагаемая в настоящее время формулировка закона может установить очень плохие и несбалансированные механизмы, которые позволят всей этой обширной территории контролироваться только Комиссией по нефти, предпочитая лишь один интерес в ущерб другим общественным интересам и не позволяя публике высказываться и влиять на ситуацию».

*С полной формулировкой закона о морских территориях, 5767 – 2017, можно ознакомиться на сайте Кнессета  https://www.knesset.gov.il/privatelaw/data/20/3687.rtf

52.27MB | MySQL:103 | 0,484sec