О влиянии американо-турецких переговоров на высшем уровне на ситуацию в Сирии

Президент США Дональд Трамп довел до сведения лидера Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о предстоящих изменениях в оказании поддержки партнеров Соединенных Штатов в Сирии, а также обсудил с ним закупки Анкарой военного оборудования у Вашингтона. Об этом говорится в заявлении пресс-службы Белого дома, распространенном в пятницу по итогам телефонной беседы двух лидеров. Как отмечается в документе, Трамп и Эрдоган подчеркнули «важность выполнения резолюции 2254 СБ ООН и поддержки женевского процесса под эгидой ООН с тем, чтобы мирным путем покончить с гражданской войной» в Сирии. «В соответствии с нашей прежней политикой, президент Трамп также довел до сведения президента Эрдогана о предстоящих корректировках военной поддержки наших партнеров в Сирии после того, как битва за Ракку окончена и по мере того, как мы входим в фазу стабилизации ситуации с целью не допустить возвращения боевиков ИГ (запрещенная в РФ террористическая группировка «Исламское государство)», — информировала американская администрация. Ранее министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу сообщил, что Д.Трамп пообещал турецкому лидеру прекратить поставки оружия сирийским курдским отрядам «Силы народной самообороны» (СНС). При этом глава внешнеполитического ведомства отметил, что «турецкая сторона удовлетворена заявлением» Трампа. Вот собственно и закономерная реакция Вашингтона на последний по времени в общем-то неудачный саммит президентов России, Ирана и Турции в Сочи. Турки в этом триумвирате традиционно были самым «слабым местом», что собственно американцы и учли. Причем отметим, что довольно оперативно. Обратим внимание на практическую разнополярность действий администрации только за одну неделю. Еще неделю назад во время визита представительной турецкой делегации во главе с турецким премьер-министром Б.Йылдырымом в Вашингтон ему было аккуратно заявлено в Пентагоне о том, что «поддержка сил СДС (Сил демократической Срии» — авт.) будут осуществляться еще некоторое время в связи с практическими задачами по борьбе с «Исламским государством» на севере Сирии». Это вызвало самую негативную реакцию турецкого руководства: появились раздраженные реплики Р.Т.Эрдогана, оживилась риторика Анкары по вопросу покупки у РФ системы ПРО и какие-то обнадеживающие намеки на прорывы в рамках сочинского саммита. Но все поменялось буквально за день, и снова благодаря поощрительным намекам из Вашингтона в отношении некого предстоящего «знаменательного» телефонного разговора. Примерно так же как год назад на фоне заявлений Д.Трампа «о союзе с Турцией на сирийском направлении» Р.Т.Эрдоган тут же развернулся на 180 градусов и «поддержал тренд Вашингтона на безусловную необходимость ухода Б.Асада». Обратим внимание на то, что сейчас по итогам саммита в Сочи эта тема вновь был использована Анкарой.
Но сейчас важны не тактические метания Р.Т.Эрдогана между Москвой и Вашингтоном, а какое практическое воплощение слов Д.Трампа произойдет в рамках возможной трансформации стратегии США в Сирии и какие последствия для России это несет. Слово «возможной» в данном случае не случайно, поскольку слова Д.Трампа и дела его администрации и силовых ведомств демонстрирует нам порой совершенно разновекторные направления. Д.Трамп вообще больше пиарщик, нежели чем политик, который много говорит, но очень мало в подтверждение своих заявлений делает. Для него важно проявить себя на публике, что хорошо безусловно для внутреннего потребителя, но совсем не здорово для внешнего. Просто такие вещи проходят на внешней арене пару раз от силы, а затем такого рода президенту (даже американскому) просто перестают доверять. Или, по крайней мере, начинают относиться к нему с подозрением. Навряд ли в КСА и ОАЭ забыли эпизод, когда они фактически с одобрения лично Д.Трампа ввязались в конфликт с Катаром, а затем с удивлением обнаружили, что Вашингтон от этого процесса дистанцировался. Или тот же М.Барзани, который сначала получил из Вашингтона вроде одобрительные сигналы о поддержке референдума о независимости Иракского Курдистана, а затем оказался один на один фактически со всем мировым сообществом при нейтральной позиции США. И это эпизоды «кидка» США своих партнеров только на Ближнем Востоке. А есть еще корейское досье, например. В этой связи рискнем высказать следующее мнение. Мы безусловно в данном случае больше доверяем рассуждениям и заявлениям главы Пентагона по поводу будущих аспектов материально-технической поддержки сирийских курдов. Ровно по той причине, что он находится в отличие от Д.Трампа «на земле» и понимаю, что ситуация на севере Сирии сейчас еще далеко не стабилизирована. По значительному периметру границы с Ираком от Бу-Кемаля сохраняется зона влияния ИГ, процесс поисков компромиссов с местными суннитскими племенами только начинается, и иной военной силы, кроме отрядов курдов там у США фактически нет. Нынешние данные о том, что количество американских военных на севере страны сильно преуменьшали Вашингтоном (вместо 500 заявленных официально, реально около 2000) никого удивлять не должно. Мы сообщали об этом два месяца назад, и очень странно, что агентство «Рейтер» об этом не знало. Но вопрос не в этом. Надо четко понимать, что американцы «на земле» там воевать не будут. Никогда и не при каких обстоятельствах в силу боязни потерь и соответственно негативной реакции в США. Мы имеем ввиду исключительно наступательные операции. Это обстоятельство — вообще слабое место для всех американских военных во всех локальных конфликтах. И оно что пока оставляет курдов в качестве основной опоры американцев в Сирии на среднесрочную перспективу. Общий объем материальной поддержки возможно и упадет, что совершенно никак не отразиться как на финансировании командиров и бойцов СДС, так и на продолжении этого процесса в принципе. Ротация курдов на местные силы самообороны дело не быстрое и рискованное, которое будет проходить с вероятными вооруженными эксцессами. Тогда зачем Д.Трамп позвонил Р.Т.Эрдогану? Прежде всего, с целью поддержать личным авторитетом обещания своих чиновников и военных. Дать надежду на военные поставки в рамках модернизации турецкой армии. Создать базу для переговоров о налаживании материально-технической поддержки через турецкую территорию «американских военных» на севере Сирии, поскольку «курдо-иракский» коридор с учетом усиления иранского влияния на севере Ирака подпадает под потенциальную угрозу. Ну и снова констатировать совместную позицию по вопросу того, что только переговоры в Женеве являются единственным переговорным форматом. И это уже удар по российским соответствующим инициативам.

52.4MB | MySQL:103 | 0,496sec