О мерах Багдада по реинтеграции Иракского Курдистана в состав Ирака

Референдум о независимости Иракского Курдистана, состоявшийся 25 сентября с.г., привел к результатам, прямо противоположным тем, которые ожидали его организаторы. Вместо создания независимого курдского государства на севере Ирака, самодостаточного в экономическом отношении благодаря продажам через территории Турции нефти, в том числе из спорного района Киркук, курдские националисты потерпели сокрушительное поражение, утратив 40% контролировавшейся ими территории, в том числе районы Киркук и Синджар. Поражение правящей партии ДПК привело к отставке бессменного президента курдской автономии Масуда Барзани  и небывалому расколу в курдской правящей элите. Отставка М.Барзани, судя по всему, означает конец лидерства этой семьи в курдистанской политике, продолжавшегося более шестидесяти лет. Все же, несмотря на отставку 71-летний бессменный лидер Демократической партии Курдистана (ДПК) Масуд Барзани продолжает цепляться за им же созданные должности и посты. Так, он возглавил не упомянутый в конституции Высший политический совет, по существу параллельное правительство, состоящее из верных ему полевых командиров пешмерга и шейхов тариката Накшбандийя. Своего племянника Нечирвана Барзани, почти бессменного премьер-министра Иракского Курдистана, он назначил руководителем делегации на переговорах с оппозиционными партиями, прежде всего, с «Движением за перемены» («Горран»). Согласно циркулировавшим в Эрбиле слухам, в случае позитивного исхода референдума 25 сентября М.Барзани планировал выставить на следующих президентских выборах 1 ноября с.г. кандидатуру своего сына, секретаря Совета безопасности  Масрура Барзани для того, чтобы обеспечить своей династии сохранение у власти.

В то же время перед правительством Ирака стоит ряд трудных вопросов, касающихся выстраивания отношений с Иракским Курдистаном в новых условиях и реинтеграции провинции Киркук. Принципиальная позиция Багдада на сегодняшнем этапе состоит в сохранении курдской автономии, но при условии сосредоточения всего нефтяного экспорта в руках Багдада, контроля над границами и аэропортами и налоговыми поступлениями с территории автономии.

Несмотря на то, что Киркук 16 октября с.г. перешел под контроль иракских правительственных войск, политическая элита Иракского Курдистана не оставляет планов достичь с Багдадом компромисс по вопросу о новом губернаторе этой спорной провинции. Руководство Патриотического союза Курдистана (ПСК) выдвинуло Заркара Али в качестве курдского кандидата на пост губернатора Киркука.

В настоящее время багдадское правительство рассматривает три возможности будущего Киркука. Первая заключается в прямом назначении в город военного губернатора из Багдада. Такой вариант поддержали бы многие арабы и туркоманы, живущие в городе. Однако это решение может существенно подорвать доверие между курдами и арабами, так как означает возврат к ситуации до 2003 года. Премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади признался в том, что багдадское правительство в настоящее время может себе позволить прямое военное правление в Эрбиле, но в будущем эта мера может вызвать значительный конфликт между арабами и курдами после разгрома «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России).

Второй вариант предусматривает проведение в провинции Киркук в ближайшие несколько месяцев местных выборов. Это будет вполне обоснованным решением, так как последние по времени выборы в провинциальный совет Киркука проходили в 2005 году. В отличие от других иракских регионов, где провинциальные советы выбирались в 2005, 2009 и 2013 годах. В 2005 году в провинциальный совет Киркука был избран 41 депутат. При этом 26 депутатов представляли «курдский список». Исходя из этого, выборы в Киркуке представляются вполне логичными для установления компромисса между центральным багдадским правительством и местными курдами. Среди остальных были 9 туркоманов и 6 арабов. Арабы и туркоманы настаивают на том, что курдское большинство в провинциальном совете  образовалось в результате «курдификации», переселения курдов в Киркук из Эрбиля и Сулеймании. Учитывая напряженные общины между курдами и другими этническими общинами, иракские эксперты сомневаются в дееспособности такого совета.

Третий вариант подразумевает обновление нынешнего провинциального совета и избрание нового губернатора. Это предложение выдвигает сын покойного президента Ирака и лидера Патриотического союза Курдистана (ПСК) Джалала Талабани Павел Талабани. Оно основано на том, что из 26 депутатов от курдского списка 15 человек покинули Киркук, что изменило баланс не в пользу курдов. При этом пробагдадской фракции Павла Талабани предстоит вести борьбу как с ДПК, так и с соперничающим крылом ПСК, представленным до недавнего времени бывшим губернатором Киркука Наджмеддином Каримом.

Еще более  интересным представляется вопрос о киркукской нефти, послуживший спусковым крючком для восстановления иракского суверенитета над городом. Нефтяные запасы провинции Киркук составляют 35 млрд баррелей с продуктивной способностью от 750 тысяч до 1 млн баррелей в день. 2 ноября с.г. Иракская государственная организация по маркетингу нефти (State Organization for Marketing of Oil, SOMO) подписала соглашение с правительством Турции об экспорте нефти, добывающейся на территориях, отвоеванных у курдов в октябре через турецкий порт Джейхан. В день планируется прокачивать через турецкие порты 500 тысяч баррелей «черного золота». До осени 2017 года примерно такое же количество нефти экспортировало через Турцию правительство курдской автономии. В настоящее время экспорт курдской нефти уменьшился до 200-220 тысяч баррелей.  Одновременно иракское правительство заключило соглашение с компанией British Petroleum о модернизации нефтедобычи в Киркуке. Пресс-секретарь Министерства нефти Ирака Асем Джихад предупредил о том, что «Федеральное правительство будет контролировать все нефтяные месторождения, даже те, что расположены в Автономном регионе Курдистан, добивающемся независимости. Иракская конституция гарантирует, что все ресурсы нефти должны быть под контролем федерального правительства».

Касаясь нефтяных месторождений Киркука, он отметил: «Нефтяные месторождения Бей Хасан и Хавана управляются компанией North Oil Company и работают в тесной координации с правительством и под руководством Министерства нефти». В то же время нынешняя политика иракского правительства ставит под угрозу контракты, заключенные между правительством Иракского Курдистана и иностранными нефтяными компаниями. Прежде всего, это касается контракта, заключенного в мае с.г. с компанией «Роснефть». Данное соглашение предусматривало определенные привилегии для российской нефтяной компании. В обмен на это «Роснефть» предоставила Эрбилю кредит в 2 млрд долларов, позволивший залатать дыры в региональном бюджете. Касаясь этого контракта, депутат иракского парламента Маджида Тамими отметила: «Любой нефтяной контракт, который не утверждается иракским парламентом и не выработан федеральным правительством, является незаконным».

Таким образом, возвращение Киркука под эгиду иракского государства несет в себе как очевидные преимущества,  так и новые вызовы. Одновременно неопределенными остаются параметры отношений между Багдадом и Эрбилем. Бывший министр обороны Франции Жан Пьер Шевенман, много занимавшийся курдской проблемой, поддержал Багдад в восстановлении суверенитета над спорными районами, написав в своем блоге в интернете: «Широкой автономии курдам в Ираке – да, независимости – нет. Никакие исторические претензии не оправдают новых войн с сотнями тысяч жертв на Ближнем Востоке». При этом иракскому правительству необходимо соблюсти золотую середину: одновременно сохранить суверенитет и территориальную целостность Ирака и не подорвать хрупкий консенсус, установленный после 2003 года.

52.26MB | MySQL:103 | 0,599sec