Альтернативный американо-саудовский план урегулирования сирийского конфликта

США считают позитивным шагом формирование единой делегации сирийской оппозиции, которой предстоит принять на будущей неделе в Женеве участие в переговорах с представителями нынешних властей в Дамаске. Об этом говорится в обнародованном в воскресенье заявлении главы пресс-службы Госдепартамента США Хезер Науэрт. «США отмечают успешное завершение конференции «Эр-Рияд — 2» сирийской оппозиции и ее работу, направленную на консолидацию разнородных групп с целью формирования единой делегации, способной вступить в содержательные переговоры на предстоящем раунде встреч под эгидой ООН в Женеве», — заявила представитель внешнеполитического ведомства США. «Женевский процесс, набирающий темпы и движущийся к конституционной реформе и организации выборов под наблюдением ООН, должен включать широчайший спектр граждан Сирии, в том числе все группы, имеющие представительство и влияние «на земле» и выражающие приверженность [созданию] новой Сирии, как ее описывает резолюция Совета Безопасности ООН 2254. Формирование единой делегации для нынешнего раунда переговоров в Женеве, проводящихся ООН, является позитивным шагом в данном направлении», — считает Науэрт. А значит, по определению, не отвечает интересам Москвы. По ее словам, США надеются, что возобновляющие дискуссии между оппозицией и правительством Сирии могут «в конечном счете привести к политическому урегулированию конфликта». Процесс урегулирования должен включать «полную имплементацию резолюции 2254, включая конституционную реформу и свободные и справедливые выборы под надзором ООН, которые необходимо провести в соответствии с высочайшими международными стандартами транспарентности с участием всех имеющих на это право сирийцев, в том числе представителей диаспоры», — полагает Науэрт. Как она подтвердила, США рассчитывают, что все стороны продемонстрируют в Женеве «серьезность и гибкость», а также призывают власти Сирии вести переговоры «на основе [резолюции] СБ ООН 2254». Делегацию оппозиции, сформированную по итогам конференции в столице Саудовской Аравии, возглавил Наср аль-Харири. В состав переговорной группы оппозиции войдут 36 человек, при этом 8 мандатов отводятся «московской» и «каирской» платформам. То есть, «московская» группа априори не имеет никакой возможности влиять на коллективные решения этой группы, поскольку согласно достигнутым в Эр-Рияде договоренностям, солидарная  позиция группы по тем или иным вопросам принимается двумя третями голосов.   Остается только догадываться, в какую сумму обойдется Эр-Рияду «лояльность» 75 процентов членов делегации.  Напомним, что конференция стартовала в Эр-Рияде в среду на прошлой неделе, в четверг был одобрен программный документ, позднее стороны заявили о достижении соглашения насчет формирования делегации для отправки в Женеву. В Эр-Рияде заседало порядка 140 делегатов: 22 из них представляли Национальную коалицию оппозиционных и революционных сил, 21 — вооруженные формирования (интересно, какие конкретно группировки они представляют, и как они связаны с «Джебхат ан-Нусрой» (запрещена в России); этот момент теоретически можно использовать для попыток аннулирования полномочий этой важной группы делегатов, или хотя бы ее части), 14 — Национальный координационный комитет (ведущую группировку внутренней оппозиции), 10 — «каирскую» платформу, еще около 70 участников имели статус независимых.

Что следует из всего вышеприведенного? Только то, что созрела попытка реализовать практически альтернативный от инициативы Москвы вариант внутрисирийского урегулирования. Причем под «саудовским флагом» со сценарием выхода этого варианта на «женевский формат», то есть под «зонтик ООН».  И не просто выйти, но и сделать этот вариант безальтернативным и единственно признанным со стороны США и КСА. В силу последнего популистского заявления президента США Д.Трампа о прекращении поддержки вооружением курдских отрядов из СДС, к этому же формату все более и более будет склоняться и Анкара. При одном важном условии — практической реализации этого заявления американского президента, или, по крайней мере, замораживании такой поддержки со стороны Пентагона. Вот ровно такая архитектура переговорного формата  по сирийском кризису предлагается США и КСА. И скажем сразу, что такой вариант в случае его реализации грозит заморозить любой прогресс на других переговорных площадках. Имеется ввиду переговоры в Астане и гипотетически пока — на базе Конгресса сирийского национального диалога. При этом в отличие от МИД РФ мы пока не видим никаких «плюсов» от процесса объединения сирийской оппозиции именно для российских интересов. Рименно по той причине, что такой формат означает в идеале (лично мы в этом сомневаемся просто в силу разобщенности всех сегментов сирийской оппозиции) создание единой группы оппонентов Б.Асаду. И это предельно опасно со всех точек зрения. Единая позиция оппозиции должна формироваться, если не под контролем Москвы, то безусловно при ее активном участии. Пока этого не видно. Это во-первых. Во-вторых, общие принципы будущего политического устройства Сирии, которые были сформулированы в Эр-Рияде, абсолютно неприемлемы для Москвы и Тегерана. По крайней мере, два из таковых: требование о безусловном уходе Б.Асада и резкое снижение иранского влияния в стране. Но такой вариант четко приводит к автоматическому усилению вооруженного сегмента исламистской оппозиции (иного просто в Сирии нет с точки зрения реальной военной составляющей) и постепенному возвращению ситуации в стране к положению дел на раннем этапе разрастания гражданской войны. В этой связи нынешняя инициатива США и КСА четко определяет следующий поворот в их политике на сирийском направлении: в условиях невозможности военного свержения нынешнего режима перейти к формату его свержения чисто политическим путем, используя варианты финансового и административного стимулирования создания единой платформы оппозиции (это дает возможность выдвигать общие требования от всего крыла оппонентов Б.Асада, что делает это на порядки более значимым алгоритмом оказания влияния, нежели чем разносторонние требования отдельных и сепаратных групп и течений) с переводом всего этого процесса под эгиду ООН исключительно. Требования о конституционной реформе, свободных выборах под контролем международного сообщества с участием в них всех групп беженцев и всей суннитской уммы внутри страны вне зависимости от ее идеологии означает однозначный  приход к власти исламистов. В случае реализации такого сценария блокировать такую активность для российской дипломатии станет предельно сложным, а значит вынудит ее принимать фактически вотирующие решения на эти требования. А это означает только новые обвинения Москвы в блокировании попыток со стороны США и их союзников на фоне патовой ситуации в рамках внутрисирийского урегулирования с констатацией факта разделения страны на зоны влияния.

52.21MB | MySQL:103 | 0,560sec