Россия и Иран: партнерство и конкуренция на газовых рынках. Часть 2

«Газпром» полагается на механизм долгосрочных контрактов, у которого один из ведущих экспертов в области газовой политики и консультант Госдепартамента США К.Мур выделил ряд недостатков. Во-первых, длительный срок действия (около 20 лет). Во-вторых, условие «бери или плати». В-третьих, формула формирования цены на газ. Поскольку цена на «голубое топливо» привязана к цене на нефть, после начала нефтяного кризиса в 2014 году экспортные доходы «Газпрома» резко сократились[i].

Таким образом, по убеждению эксперта, у «Газпрома» вряд ли найдется достаточно средств для освоения новых сложных месторождений. Компания могла бы попросить субсидирования у российского правительства, но в нынешних экономических условиях в государственном бюджете тоже нет средств на дорогостоящие проекты.

По прогнозу К.Мура, Иран, активно осваивающий газовое месторождение «Южный Парс», может стать серьезным конкурентом «Газпрома».

Иранские средстве массовой информации сообщили, что в следующем финансовом году (начнется 21 марта 2018 года) запланирован запуск 13-й фазы газового месторождения «Южного Парса». Это является важной частью производственного плана Ирана по освоению месторождения. Проект развития 13-й фазы предусматривает добычу 56 млн куб. м природного газа в сутки[ii].

Эта фаза  будет состоять из морской инфраструктуры, в том числе 38 скважин, четырех платформ и четырех трубопроводов протяженностью около 90 км от побережья Персидского залива, а также наземных объектов, включая четыре установки по переработке газа, каждая из которых будет иметь  ежесуточную производительность в объеме 14 млн куб. м.

В настоящее время ведется работа по транспортировке и монтажу морских сооружений 13-й фазы.

Объем добычи «голубого топлива» на «Южном Парсе» составляет более 800 млн куб. м в сутки. В последние месяцы объем производства был снижен из-за закрытия на ремонт и реконструкцию нескольких объектов по производству и переработке газа.

Иран надеется завершить строительство всех фаз «Южного Парса» к марту 2019 года. Для этого необходимы инвестиции в размере 20–30 млрд долларов. К 2021 году Исламская Республика планирует довести газодобычу до 1,1 млрд куб. м в сутки.

Стоит отметить, что Иран также начал добывать на «Южном Парсе» нефть, поскольку производственные планы предусматривают увеличение добычи «черного золота» с нефтяного слоя этого месторождения с 20 тыс. баррелей в сутки до 150 тыс. баррелей в сутки[iii].

Как отметил К.Мур, газовые амбиции Ирана не угрожают доле «Газпрома» на европейском рынке, так как у Исламской Республики нет серьезных трубопроводных проектов для связи с Европой. Однако Иран способен составить конкуренцию России на рынке сжиженного природного газа (СПГ).

Есть вероятность, что после заключения Ираном контрактов с бельгийскими и норвежскими компаниями иранский СПГ поступит на рынок к концу 2018 – началу 2019 года. По сообщению консалтинговой компании BMI Research, первый экспортный груз иранского СПГ будет отправлен в конце следующего года, после того, как совместное предприятие иранской компании Kharg Gas Refining Company и компании Helma Vantage начало переговоры с бельгийским судовладельцем Exmar об аренде его судна по перевозке СПГ. Совместное предприятие уже заключило сделку с National Iranian Oil Company для использования судна грузоподъемностью 500 тыс. т СПГ. Совместное предприятие будет также отвечать за хранение и передачу будущих грузов СПГ[iv].

Аналитики BMI Research отметили, что Иран способен достичь тактической цели, углубив свои отношения с европейскими и азиатскими партнерами. Более того, Исламская Республика создаст основу для ведения прибыльного бизнеса в будущем, когда СПГ будет продолжать приобретать привлекательность.

Таким образом, в перспективе возникнет конкуренция между Россией и Ираном на рынке Азии. Причем, если цена иранского газа окажется привлекательнее цены российского сырья, то это может уменьшить спрос на российский СПГ.

Осведомленные источники проинформировали о том, что индийское государственное предприятие GAIL получило уведомление от «Газпрома», который планирует начать СПГ в рамках ранее заключенного контракта. Источники сообщили, что российская компания хочет начать поставки СПГ c апреля 2018 года в рамках заключенного в 2012 году договора. Однако источники отметили, что GAIL намеревается пересмотреть договор.

В 2012 году дочернее предприятие «Газпрома» под названием Gazprom Marketing and Trading Singapore подписало долгосрочный договор купли-продажи СПГ с GAIL. Это было не соглашение о намерениях, а юридически обязывающий контракт, согласно которому GAIL должна получать 2,5 млн т СПГ в год в течение 20 лет. Контракт предполагает, что цена на СПГ будет привязана к цене на нефть на индийских терминалах.

Начало поставок российского СПГ было запланировано на 2018–2019 годы.

По некоторым оценкам, российский СПГ обойдется GAIL в 7 долларов за 1 млн британских тепловых единиц (BTU), в то время как на спотовом рынке СПГ продается по 5 долларов за 1 млн BTU.

[i]Moors K. How Iran’s Gas Plans Just Put Russia “Under Siege” // Oil & Energy Investor, 24.02.2017. URL: https://oilandenergyinvestor.com/2017/02/how-irans-gas-plans-just-put-russia-under-siege/

[ii]South Pars Phase 13 Completion in 2018 // Financial Tribune, 16.11.2017 со ссылкой на Iranian Students’ News Agency (ISNA). URL: https://financialtribune.com/articles/energy/76285/south-pars-phase-13-completion-in-2018

[iii]Ibid.

[iv]Iran LNG export to kick off by 2019 // Mehr News Agency, 19.11.2017. URL: https://en.mehrnews.com/news/129552/Iran-LNG-export-to-kick-off-by-2019

52.31MB | MySQL:103 | 0,476sec