Размышления по итогам 4-го саммита Форума стран – экспортеров газа. Часть 3

В итоговой декларации, принятой по итогам 4-го саммита Форума стран – экспортеров газа (в Приложении 1 приведен перевод англоязычного текста этого документа), содержится весьма важный пункт: главы государств и правительств стран – членов ФСЭГ выражают глубокую обеспокоенность экстерриториальным применением законов и норм, а также свое неприятие односторонних экономических санкций, не одобренных соответствующими органами ООН, в газовой отрасли и в частности против государств – членов ФСЭГ[i].

Особо отмечая включение в декларацию пункта о недопустимости введения в отношении стран – экспортеров газа односторонних санкций (в частности, со стороны США) в обход ООН, министр энергетики России А.В.Новак подчеркнул, что с такими санкциями ранее столкнулся Иран, сегодня с ними столкнулись Россия и Венесуэла[ii]. В Приложении 2 приведена емкая информация об американских санкциях, которые могут негативным образом отразиться на России.

В итоговой декларации стороны призвали проводить политику, направленную на производство и потребление природного газа как надежного, чистого, эффективного ресурса, который является жизненно важным в глобальной энергетической матрице. Форум должен развиваться как платформа для планирования, координации и позиционирования игроков глобального экономического рынка.

Стороны также условились проводить скоординированную политику, чтобы отдавать приоритет долгосрочным контрактам, вести поиск более сбалансированного распределения рисков ценообразования на рынке газа, связанного с нефтяным рынком.

Таким образом, участники саммита обсудили вопросы стратегического взаимодействия на фоне новых вызовов, связанных с сохраняющейся нестабильностью на международных газовых рынках. В фокусе внимания – задача продвижения природного газа как экономически эффективного и экологически чистого вида топлива, способного внести важный вклад в реализацию Целей устойчивого развития и Парижского соглашения по климату, перспективы расширения конструктивного диалога между поставщиками и потребителями газа, а также углубления сотрудничества экспортеров «голубого топлива», в том числе в сфере внедрения новых технологий в газовой отрасли.

25 сентября 2017 года государства – члены ООН приняли Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. Она содержит ряд целей, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия для всех. Каждая из 17 целей содержит ряд показателей, которые должны быть достигнуты в течение 15 лет.

Стоит отметить, что секретариату Форума приходится сталкиваться с различными подводными камнями, которые содержатся в мутной воде межарабских отношений. В скором времени вряд ли удастся добиться серьезного прогресса, так как политико-экономическая обстановка в некоторых государствах ФСЭГ (Алжире, Ливии, Египте) до сих пор весьма нестабильна.

Не стоит забывать, что организация создавалась при активном участии и незыблемом авторитете России. Однако нынешние позиции нашей страны в Форуме заметно ослабли после расширения ФСЭГ за счет арабских участников, которые вполне способны создать эффективную коалицию против России и всячески препятствовать ее деятельности в рамках Форума.

Ситуацию усугубляет то, что штаб-квартира организации находится в Катаре. Это позволяет ему косвенно влиять на политику секретариата Форума. Кроме того, с 2014 года генеральным секретарем ФСЭГ является иранский представитель М.Х.Адели, что также частично понизило значимость России в рамках Форума. Однако есть предпосылки для изменения ситуации к лучшему.

Напомним, что в ходе 19-й министерской встречи ФСЭГ[iii], которая состоялась 4 октября с.г. в Москве, новым генеральным секретарем организации единогласно был избран статс-секретарь – заместитель министра энергетики России Ю.П.Сентюрин. Он приступит к своим обязанностям с 1 января 2018 года.

 

Приложение 1

Мы, главы государств и правительств стран – членов ФСЭГ, собравшиеся 24 ноября 2017 года в Санта-Крус-де-ла-Сьерра по приглашению Его Превосходительства Президента Многонационального Государства Боливия Э.Моралеса для проведения 4-го газового саммита ФСЭГ в духе солидарности и сотрудничества

  • Вновь подтверждая суверенные и абсолютные права государств-членов на их газовые ресурсы;
  • Ссылаясь на декларации 1-го, 2-го и 3-го газовых саммитов, прошедших в Дохе (2011 год), Москве (2013 год) и Тегеране (2015 год);
  • Признавая ключевую роль природного газа как экологически чистого и надежного ресурса для устойчивого глобального развития, а также для достижения Целей устойчивого развития ООН, включая цель № 7 (Обеспечение доступа к недорогостоящим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех);
  • Подчеркивая важность природного газа в глобальной энергетической парадигме и в построении устойчивой перед лицом изменения климата экономики в соответствии с Парижскими соглашениями;
  • Сознавая, что на государства – члены ФСЭГ приходится крупнейшая доля запасов газа и производственного потенциала в мире, а также подчеркивая их роль как надежных поставщиков для удовлетворения глобального спроса на энергоносители;
  • Подчеркивая важность природного газа в укреплении энергетической безопасности, стабильности газовых рынков, безопасности спроса и предложения для осуществления достаточных и своевременных инвестиций на всех этапах цепочки приращения стоимости газа для удовлетворения растущего мирового спроса;
  • Вновь подтверждая важность сотрудничества и взаимодействия между государствами-членами для развития научных исследований, обмена информацией, опытом и лучшими практиками в газовой сфере, а также приветствуя создание Института газовых исследований ФСЭГ в Алжире;
  • Вновь подтверждая наше намерение повысить международную роль ФСЭГ как эффективной межправительственной организации, способствующей сотрудничеству и конструктивному диалогу по вопросам развития газовой отрасли и улучшения ситуации на рынке;
  • Подчеркивая важность справедливой цены на природный газ, основанной на суверенном праве государств-членов проводить соответствующую политику и принимать необходимые законы относительно добычи газа и торговли им;
  • Выражая нашу глубокую обеспокоенность экстерриториальным применением законов и норм, а также свое неприятие односторонних экономических санкций, не одобренных соответствующими органами ООН, в газовой отрасли и в частности против государств – членов ФСЭГ,

Заявляем о нашей общей решимости

  1. Разрабатывать и осуществлять политику в области производства и потребления природного газа как надежного, экологически чистого, эффективного и необходимого элемента глобальной энергетической парадигмы, а также способствовать достижению Целей устойчивого развития.
  2. Способствовать использованию природного газа в разных формах и отраслях, включая производство электроэнергии, транспорт и промышленность, на благо всего мира и среди всех представителей энергетической сферы посредством координации политики и стратегии государств – членов ФСЭГ.
  3. Наращивать совместные усилия государств – членов ФСЭГ для большего использования природного газа (в том числе для нужд промышленности) и привлечения инвестиций в цепочку приращения стоимости газа при обеспечении будущего равновесия между растущим предложением и спросом, а также при поддержке стабильности глобальных газовых рынков и развитии новых рынков газа.
  4. Совместно разрабатывать политику и принимать меры по продвижению долгосрочных газовых контрактов, необходимых для финансирования проектов в газовой отрасли.
  5. Добиваться подхода по равномерному распределению рисков к механизму газового ценообразования в привязке к нефти и нефтепродуктам для обеспечения справедливой цены на газ, принимая во внимания его преимущества с точки зрения энергоэффективности и экологичности.
  6. Укреплять ФСЭГ как площадку для планирования и координации подходов, продвигать профиль и цели Форума в глобальном энергетическом контексте.
  7. Продвигать и развивать эффективные каналы для диалога между производителями и потребителями газа в сотрудничестве с региональными и глобальными энергетическими организациями для упрощения доступа к глобальному потреблению газа.
  8. Укреплять и совершенствовать аналитическую работу, передачу технологий, подготовку кадров и научные разработки в газовой сфере путем сотрудничества и координации между государствами – членами ФСЭГ, в частности, посредством Института газовых исследований в Алжире.
  9. Продвигать политику и нормы, способствующие трансграничной торговле газом.

Главы государств и правительств приветствовали предложение Экваториальной Гвинеи и проведении там 5-го саммита ФСЭГ в 2019 году.

Главы государств и правительств стран – членов ФСЭГ выразили свою благодарность Его Превосходительству Президенту Многонационального Государства Боливия Э.Моралесу за его выдающееся руководство в ходе 4-го газового саммита ФСЭГ, а также его правительству и народу Многонационального Государства Боливия за их гостеприимство[iv].

 

Приложение 2

Согласно закону Соединенных Штатов о новых санкциях против России, подписанному президентом США Д.Трампом в начале августа 2017 года, санкции могут быть введены против любого юридического или физического лица, инвестирующего в строительство российских экспортных трубопроводов. Под действие закона также подпадает любое юридическое лицо, которое продает, сдает в аренду или предоставляет товары, услуги, технологии, информацию и оказывает другие виды поддержки, которые содействуют проводимым Россией работам по ремонту, обслуживанию, строительству или модернизации экспортных трубопроводов, если стоимость таких работ равна или превышает 1 млн долларов (или 5 млн долларов в течение 12 месяцев).

По усмотрению президента США санкции могут включать запрет американским компаниям или банкам предоставлять кредиты, покупать акции или облигации компаний, попавших под санкции, осуществлять валютные сделки, экспортировать товары, услуги, технологии лицам, попавшим под санкции, а также осуществлять денежные переводы через финансовые институты в пользу этих лиц и использовать любую собственность, подпадающую под юрисдикцию США, в пользу этих лиц.

На должностных лиц предприятий, попавших под санкции, могут распространяться ограничения при выдаче въездных виз США. Хотя в тексте закона говорится о том, что президент США может вводить санкции по согласованию с союзниками США, в настоящий момент мало ясности, как это может быть реализовано на практике. Закон вызвал недовольство Европейского Союза, поскольку ставит под угрозу европейские компании, участвующие в строительстве газопроводов «Северный поток – 2» и «Турецкий поток».

Кроме того, через 180 дней после вступления в силу закона американским должностным лицам надлежит подготовить отчет для Конгресса США, в котором будет проанализировано влияние расширения санкций на российский государственный долг, российские предприятия и российских олигархов. В результате могут быть приняты дополнительные санкции.

[i]Declaration of Santa Cruz de la Sierra. Fourth Summit of Heads of State and Government of the GECF Member Countries. November 24th, 2017. Santa Cruz de la Sierra. Plurinational State of Bolivia // Официальный сайт Форума стран – экспортеров газа. URL: https://www.gecf.org/_resources/files/events/fourth-gecf-gas-summit/gecf-santa-cruz-declaration—4th-gas-summit.pdf

[ii]Александр Новак: «Необходимо использовать прозрачные и равноправные правила регулирования энергетических рынков» // Официальный сайт Министерства энергетики России, 24.11.2017. URL: https://minenergo.gov.ru/node/9939

[iii]См. об этом подробнее: Касаев Э.О. Итоги 19-й министерской встречи Форума стран – экспортеров газа // Институт Ближнего Востока, 07.10.2017. URL: http://www.iimes.ru/?p=38232

[iv]Declaration of Santa Cruz de la Sierra. Fourth Summit of Heads of State and Government of the GECF Member Countries. November 24th, 2017. Santa Cruz de la Sierra. Plurinational State of Bolivia // Официальный сайт Форума стран – экспортеров газа. URL: https://www.gecf.org/_resources/files/events/fourth-gecf-gas-summit/gecf-santa-cruz-declaration—4th-gas-summit.pdf

52.32MB | MySQL:103 | 0,554sec