Сможет ли Китай «захватить» алжирскую альтернативную энергетику?

Китайские и алжирские власти ведут переговоры об участии КНР в создании в АНДР альтернативной энергетики.

Эти консультации вступили в активную фазу еще 6 ноября, когда посол КНР в Алжире Ян Янгу заявила о намерении ее страны помочь АНДР в развитии сектора возобновляемых источников энергии и получили дополнительный импульс к концу текущего месяца.

Сделано это было в ходе встречи с министром окружающей среды и возобновляемых источников энергии Фатимой Зохрой Зеруати.

Посол Китая по итогам двусторонних переговоров заявила: «Мы пришли к консенсусу по вопросам развития сотрудничества между нашими странами в области защиты экологии и возобновляемых источников энергии. Эти сферы являются сектором, чрезвычайно важным для КНР и АНДР, и у нас есть много проектов, которые мы намерены выполнить на данном направлении».

По ее словам, «Конкретно, речь идет об обмене опытом, информацией, обучении персонала. Алжирские власти проявили к этому большое внимание и КНР готов начать соответствующее сотрудничество для достижения устойчивого развития Алжира».

В связи с этим от китайской стороны алжирским коллегам поступило предложение «обсудить конкретную дорожную карту сотрудничества между нашими странами».

В свою очередь, Фатима Зохра Зеруати заявила, что Алжир «имеет исключительные отношения с Китаем, мы успешно работаем по целому ряду перспективных проектов, включая борьбу с опустыниванием, переработкой отходов и продвижением проектов по возобновляемым источникам энергии. В связи с этим настало время задуматься о создании для развития альтернативной энергетики в АНДР особого экспериментального города, где будет работать специальная комиссия. Подробности будут приведены в соответствующее время».

В конце ноября текущего года алжирская сторона демонстрирует, что переговоры относительно этого взаимодействия развиваются успешно, хотя она и не огласила конкретных деталей, в том числе выбор места такого города, в котором бы Китай мог продемонстрировать свои технологические возможности в плане использования ветряной и солнечной энергии на практике.

Следует особо заметить, что в Пекине считают такие проекты достаточно перспективными прежде всего по причине природной привлекательности Алжира, учитывая то, что в среднем за год там отмечается свыше 3500 солнечных часов.

В свою очередь, руководство АНДР, желающее уменьшить долю потребления на своей территории нефти и газа, стремится увеличить использование возобновляемых источников энергии.

Не случайно, что в ходе последней реорганизации министерств и было создано особое министерство для работы в данной сфере, которому официально поставлена задача довести пропорции альтернативной энергетики с нынешних 2 до 27 процентов в 2030 году.

К этому времени в Алжире должны появиться дополнительные энергетические мощности за счет эксплуатации возобновляемых источников энергии в сумме до 22000 МегаВатт.

Согласно имеющемуся плану, львиная доля придется на использование солнечных фотоэлектрических станций (61.7 процента от всей альтернативной алжирской энергетики), энергии ветра (22.7 процента).

Оставшуюся часть будут представлять станции, работающие на «энергии биомассы», геотермальной энергии и др.

В данный момент в тройке фаворитов относительно получения соответствующих проектов алжирские источники называют Китай, Японию и Германию, которые в сумме могут получить большинство контрактов.

В частности, только японские компании, специализирующиеся на использовании альтернативной энергии, претендуют на получение мощностей на 4050 МегаВатт.

Между тем, важно отметить, что последние китайские действия на алжирском направлении затрагивают и российские интересы.

Необходимо напомнить, что в ходе состоявшегося в октябре 2017 года визита в АНДР премьер-министра РФ Дмитрия Медведева он сделал алжирским лидерам предложение совместно развивать отрасль альтернативной энергетики этой страны, однако тогда он внятного ответа на него не получил.

Заметим, что к данной российской инициативе отношение в Алжире пока достаточно скептическое – во-первых, по причине того, что Россия там не считается новатором в данной области и тот положительный опыт, который Москва получила при использовании солнечной энергии в Крыму, видится недостаточным, чтобы полноценно претендовать на работу в столь стратегически значимой для АНДР сфере.

И, наконец, в данном случае у алжирских лидеров также существуют подозрения относительности искренности России, учитывая конкуренцию двух стран на европейском газовом рынке.

В их представлении развитие альтернативных энергетических проектов в АНДР приведет к тому, что Алжир сможет поставлять туда дополнительные объемы «голубого топлива», что, казалось бы, противоречит интересам России, которая, тем не менее, открыто предлагает свои услуги.

Как бы там ни было, главным препятствием для развития алжирской альтернативной энергетики и дележа иностранными компаниями соответствующих контрактов служит сохранение в АНДР прежнего ущербного по отношению к зарубежным инвесторам законодательства, препятствующего полноценному приходу туда иностранного бизнеса, в том числе и китайского.

В Пекине понимают, что отчасти такое положение дел обусловлено присущей алжирцам подозрительностью к мотивам того же Запада и боязнью «закабаления». Но при этом представители КНР всячески стремятся продемонстрировать отсутствие у них «колониалистских» мотивов и на этом основании получить от Алжира преференции для работы в этой стране.

Таким образом, сейчас судьба дальнейшего развития алжирской энергетики и в целом экономики зависит чисто от политических решений. Вопрос состоит в том, будут ли они приняты пока еще действующим политическим режимом?

62.82MB | MySQL:102 | 0,480sec