Двустронние российско-афганские отношения на современном этапе

Россия была первой страной мира, признавшей в марте 1919 года суверенитет афганского государства. Начиная с 20-х и вплоть до 70-х годов ХХ века российско-афганские отношения развивались чрезвычайно плодотворно для обеих сторон. Это обеспечивалось благодаря реальному невмешательству России в афганские дела, деидеологизации отношений, полному доверию афганского руководства к Москве, симпатии населения к русским, к советским — к «шоурави».

Начиная с 50-х годов в Афганистане с помощью России были построены десятки объектов. Это электростанции, в том числе крупнейшая — в Наглу, авторемонтный завод в Джангалаке, хлебопекарный и домостроительный комбинаты в Кабуле, сельскохозяйственные фермы в Джалалабаде, шоссейная дорога Кушка – Герат – Кандагар – Кабул – Саланг – Мазари-Шариф – Кушка, где был возведен уникальный тоннель Саланг. При содействии России были созданы целые отрасли экономики, современная многоуровневая система образования и здравоохранения, разветвленная сеть средств массовой информации. Кроме того, были успешно проведены широкомасштабные геологоразведочные работы по всей афганской территории и на севере освоена промышленная добыча газа.

Успехи и несомненная эффективность помощи Москвы основывались, во-первых, на действительном равноправии, на поистине дружеских чувствах россиян и афганцев друг к другу. Во-вторых, на хорошо продуманной и четко спланированной политике сотрудничества двух стран. Совместно разрабатывались стратегические планы развития Афганистана, на основе которых строились среднесрочные отраслевые программы. В-третьих, все финансовые и материальные ресурсы, предназначаемые для помощи Афганистану, были сконцентрированы в одних руках. Это позволяло проводить гибкую политику помощи и своевременно откликаться на изменение ситуации, на возникающие потребности. Можно утверждать, что благодаря 30-летнему российско-афганскому сотрудничеству Афганистан из отсталой страны превратился в развивающееся государство, имевшее хорошие перспективы, уверенно идущее по пути экономического и социального развития.

Анализ этого сотрудничества показывает: пока Москва не пыталась ускорить политическое развитие Афганистана, а оказывала ему социально-экономическую помощь, мудро признавая приоритеты традиционных национально-религиозных ценностей, Афганистан активно развивался, сохраняя свою самобытность. Стоило Советскому Союзу предпринять попытку создания в Афганистане общества, похожего на советское, отвергая при этом традиции мусульманской страны, как она резко воспротивилась этому, превратившись в огромный лагерь сопротивления и гражданской войны. Эти позитивные и негативные моменты богатейшего опыта России в Афганистане, безусловно, следует учитывать международным спонсорам, искренне желающим благополучия этой многострадальной стране.

Уже в новый для Афганистана исторический период после свержения режима талибов Москва продолжает оказывать помощь Кабулу. Это касается и содействия в формировании новых вооруженных сил страны. Так, в 2003 году военная помощь Афганистану составила 50 млн долларов, а в 2004-м возросла до 70 млн. Сюда включены поставки запасных частей к артиллерийским системам, бронетанковой, транспортной технике, а также средствам связи. Кроме того, в России прошли обучение несколько групп афганских офицеров. До конца 2005 года Россия поставит для афганской армии военное имущество и технику на 30 млн долларов. Это четыре вертолета, десятки автомобилей повышенной проходимости, средства связи и управления войсками. По линии ООН Россия уже поставила Афганистану партию грузовых автомобилей и внедорожников. Правда, похоже, что это будут последние поставки. Москва и Кабул никак не могут согласовать размер афганского долга, который достигает 10 млрд долларов, из них 70% приходятся на военные поставки.

Россия окажет содействие новому афганскому правительству в его борьбе против наркобизнеса. Достигнута договоренность об открытии в Кабуле постоянного представительства российской организации, возглавляющей и координирующей вопросы борьбы с наркотиками, — Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Специалисты ФСКН будут делиться опытом со своими афганскими коллегами по одной из главных проблем Афганистана — недопущению превращения страны в наркогосударство. Этим шагом Россия еще раз демонстрирует стремление внести вклад в нормализацию обстановки в стране.

В целом, политологи и специалисты отмечают большой потенциал российско-афганского сотрудничества. Однако все же следует отметить, что сегодня дела в двусторонних отношениях не вызывают большого оптимизма: потенциал может остаться только потенциалом. По решению Москвы в Кабуле закрыто российское торгпредство. Снижается товарооборот. Так, в 2004 году он составил 80 млн долларов США, а за девять месяцев этого года — всего 13 млн. Для грандиозных проектов и строек века новый Афганистан еще не созрел. Да и Россия сегодня — это не СССР, готовый безвозмездно вкладывать миллиарды долларов в подобные проекты за рубежом. Вместе с тем здесь имеются широкие возможности для развития совместного среднего и мелкого бизнеса. Это строительство, производство строительных материалов, развитие сети автомастерских и ремонт дорог, малая электроэнергетика и ирригация, то есть много сфер для приложения сил и денег.

Однако сегодня российские бизнесмены, инвестиции которых ждут в Афганистане, не решаются идти в эту страну. Их места занимают бизнесмены из Ирана, Турции, Пакистана, Китая. Кроме того, центральноазиатские республики, особенно Таджикистан и Узбекистан, активно осваивают рынок Афганистана, в первую очередь в его северных провинциях. Для таких стран, как Таджикистан, Киргизия и Узбекистан, это, безусловно, большое экономическое подспорье. Не приходится сомневаться в том, что к этому процессу могут подключиться США. Будучи главным инвестором возрождающейся афганской экономики, они сумеют помочь своим бизнесменам получить тот или иной выгодный проект в Афганистане.

А Россия пока уходит из Афганистана, теряет эту страну. И это при всем том, что именно россияне имеют самый богатый опыт сотрудничества с афганцами. Более того, несмотря на все трагические страницы истории российско-афганских отношений, именно к русским (или, по старинке, к «шоурави») афганцы в большинстве своем испытывают чувства симпатии. А это служит немаловажным условием успеха деловых отношений, особенно на уровне среднего и малого бизнеса.

Конечно, и это надо признать, Россия, к сожалению, не входит в список приоритетных для Кабула стран. В парламенте Афганистана не просматриваются депутаты, готовые лоббировать интересы Москвы. Но, с другой стороны, среди них нет и ярых антироссийских элементов. Скорее всего, отношения с Россией в Кабуле будут поставлены на самотек, при этом многое не в последнюю очередь будет зависеть и от самой России, от того, готова ли она, поняв и оценив сложнейшую ситуацию Афганистане, быть инициатором углубления и расширения российско-афганских связей. Афганистан и его новый парламент, пожалуй, против не будут.

Было бы очень недальновидно игнорировать российский опыт в Афганистане. Он просто необходим всему международному сообществу и особенно странам-донорам, принимающим участие в восстановлении Афганистана. Но прежде всего он нужен России для того, чтобы укрепиться в этом важном стратегическом регионе мира или хотя бы не покинуть его.

62.86MB | MySQL:102 | 0,724sec