Кувейтское телевидение в поддержку союза с Израилем

137-я ассамблея Межпарламентского союза, проходившая с 14 по 18 октября в Санкт-Петербурге, приняла две антиизраильских резолюции. Одна из них призывает Израиль освободить палестинских арабских террористов Маруана Баргути (главарь связанной с движением ФАТХ группировки «Танзим», находится в израильской тюрьме с 2002 года, отбывая пять пожизненных заключений плюс 40 лет за убийства) и Ахмеда Саадата (главарь террористической организации Народный фронт освобождения Палестины, находится в израильской тюрьме с 2006 года, приговорен к 30 годам за подготовку убийства израильского министра туризма Рехавама Зееви в 2001 году). Вторая резолюция ассамблеи осуждает Израиль за помещение под административный арест представителей ХАМАСа в Палестинском национальном совете.

Помимо этого, в ходе упомянутой ассамблеи в Санкт-Петербурге имел место целый ряд антиизраильских инцидентов, связанных с членами делегаций парламентов некоторых арабских и мусульманских государств. Так, например, председатель кувейтского парламента Марзук аль-Ганем не просто подверг самой резкой критике Израиль, но и назвал израильтян «оккупантами и убийцами детей, насильниками, осуществляющими террор» и призвал израильских представителей, присутствовавших на ассамблее «собрать свои чемоданы и убираться».

Судя по сообщению, появившемуся на интернет-сайте Евроазиатского еврейского конгресса, упомянутый инцидент был полностью проигнорирован российскими СМИ. Что касается Израиля, то краткие упоминания об антиизраильских резолюциях, принятых ассамблеей Межпарламентского союза в Санкт-Петербурге, и об имевшей там место антиизраильской выходке председателя кувейтского парламента действительно появились в СМИ еврейского государства. Однако особого впечатления на израильтян они не произвели.

На этом можно было бы поставить точку и завершить поднятую тему, если бы упомянутое выступление Марзука аль-Ганема крайне не разгневало кувейтские власти. Судя по всему, в следующую каденцию он уже не будет председателем парламента. Учитывая, что, согласно кувейтской конституции, эмир имеет право назначать премьер-министра и распускать парламент, сменить председателя парламента при желании не будет проблемой. Гораздо интереснее тот факт, что в связи с недовольством кувейтских властей антиизраильскими заявлениями Марзука аль-Ганема в Санкт-Петербурге на самом популярном кувейтском телевизионном канале «Ар-Раи» был проведен диспут, целью которого было представить различные мнения, существующие по поводу Израиля среди кувейтских публицистов и мыслителей.

Сообщения об этом телевизионном диспуте появились и в израильских СМИ. Причем особое внимание израильтян и, судя по всему, не только израильтян привлекло выступление известного кувейтского журналиста Абдаллы аль-Гадлака, который в ходе диспута открыто и недвусмысленно выступил за союз между суннитскими арабскими государствами и Израилем.

«Что такое Израиль? Что он собой представляет? Это религиозная группа? Это террористическая организация? Это государственное образование? Как можно объяснить его? – вопрошал ведущий диспута журналист Абд эль-Вахаб аль-Иса. Абдалла аль-Гадлак ответил ему: «Государство Израиль, нравится вам это или нет, это суверенное самостоятельное государство, оно существует и у него есть место в ООН. Большинство государств, любящих мир и демократию, признают его. Осталась группа государств, которые его не признают – это государства тирании и угнетения. Например, Северная Корея не признает Израиль. Но это не наносит ущерба данному государству и не отменяет того факта, что оно существует… Государство Израиль — это государство, располагающее такими исследовательскими центрами и университетами, каких нет даже в самых сильных арабских государствах, даже в тех арабских государствах, которые дольше всех независимы. Государство Израиль — это государство, а не террористическая организация. И как я уже сказал, это независимое государство».

После этого Абдалла аль-Гадлак твердо и прямо признал право евреев на создание своего национального государства на своей исторической родине, особо подчеркнув, что он не видит в этом никакого противоречия с исламом. «Тот факт, что я араб, не мешает мне никоим образом признавать Израиль, — заявил он, — Я признаю Израиль как государство и как факт, существующий в реальности, не отказываясь от своей идентичности и от своей принадлежности к арабским государствам…. Нет никакой оккупации. Есть люди, которые вернулись в свою обетованную страну. История сынов Израиля древнее даже, чем ислам, и поэтому мы в качестве мусульман должны признать их права на эту страну. Они не захватили ее как грабители. Люди, говорящие, что они захватили ее как грабители, все еще мыслят категориями 1950 года и даже более раннего периода. В 1948 году было создано Государство Израиль, и не было никакого государства, которое называлось бы Палестиной».

Когда ведущий программы Абд эль-Вахаб аль-Иса спросил Абдаллу аль-Гадлака: «Откуда же взяли это название (арабский народ Палестины – В.Ч.), которое мы защищаем уже 60 лет?», тот ответил ему, — «Не было такого названия. Были разные общины, которые жили в рассеянии по арабским странам. Их называли ханаанеями, амалекитянами и другими именами. Не было никакого государства, которое называлось бы Палестиной, и я настаиваю на этом».

Судя по атмосфере, царившей в ходе дискуссии на телевизионном канале «Ар-Раи», не только Абдалла аль-Гадлак задумывался о возможности признания Кувейтом Израиля и с пренебрежением относился к палестинским арабам и к их претензиям на создание собственного независимого государства. Весьма прохладное отношение кувейтцев к палестинским арабам легко объяснить событиями совсем недавней истории: проживавшие в Кувейте палестинские арабы активно сотрудничали с иракскими оккупационными войсками, захватившими Кувейт в августе 1990 года. За месяцы иракской оккупации было казнено не менее 600 кувейтцев, а значительная часть коренного населения страны была вынуждена бежать в Саудовскую Аравию. После того, как в начале 1991 года Кувейт был освобожден возглавленной США международной коалиции, кувейтские власти изгнали палестинцев из Кувейта.

Еще в 2006 году Абдалла аль-Гадлак опубликовал статью, в которой в частности была такая фраза: «Дай Бог, чтобы я был израильским солдатом». Теперь, в рамках телевизионной дискуссии он разъяснил: «Когда я написал это, я не имел в виду, что я хочу взять оружие и сражаться на стороне Израиля. Я бы хотел, чтобы мы были, как Государство Израиль, которое всё до последнего человека выступило в защиту одного израильского солдата, Гилада Шалита (израильский военнослужащий, находившей в плену у ХАМАСа в секторе Газа с 25 июня 2006 года по 18 октября 2011 года – В.Ч.). Я написал, что я надеюсь, что я буду солдатом, которого мое государство захочет защитить. Если бы этот солдат был из какого-нибудь арабского государства, разве его нация, его государство или его премьер-министр поднялись бы и сделали бы то, что сделали израильтяне? У арабских государств были тысячи убитых, и никого это не волнует».

На вопрос о том, как он видит будущее конфликта между Израилем и палестинскими арабами, Абдалла аль-Гадлак заявил, что он отвергает широко распространенный в арабских странах термин «нормализация» применительно к мирным отношениям между арабскими государствами и Израилем. «Я предпочитают называть это мирным сосуществованием с Государством Израиль, — сказал он, — Как это делают Египет и Иордания. Обе стороны выиграют от этого».

На вопрос, «должны ли мы как арабы-мусульмане быть на стороне Израиля против «Хизбаллы»? — Абдалла аль-Гадлак ответил: «В одной из стран Персидского залива уже был премьер-министр, который сказал, что он готов сотрудничать с Сатаной против персидского государственного образования, и под словом «Сатана» он подразумевал Израиль. Я же говорю: Почему бы нам не жить в мирном сосуществовании с Израилем и не сотрудничать с ним против нашего самого большого врага, против персидского режима? Персидский режим гордится тем, что он захватил столицы четырех арабских государств и что он вот-вот захватит пятую столицу. Разве Израиль когда-либо говорил такое или он же похвалялся тем, что он что-то захватил? Нет, потому что он никогда ничего не захватывал. Израиль пришел на свою землю в то время, как иранский режим – это оккупант. Я поддерживаю создание тройственного союза между Израилем, странами Персидского залива и Соединенными Штатами, чтобы уничтожить «Хизбаллу» и стереть ее с карты. Чтобы она никогда снова не смогла подняться».

Представляется, что как выступление Абдаллы аль-Гадлака, так и в целом диспут по поводу отношения к Израилю, проведенный телеканалом «Ар-Раи», был не случаен. Дело не только в наличии информационного повода, созданного для такого диспута воинствующими антиизраильскими заявлениями, сделанными председателем кувейтского парламента Марзуком аль-Ганемом на ассамблее Межпарламентского союза в Санкт-Петербурге. Конфликт с Ираном и с поддерживающими его шиитскими движениями арабских стран (прежде всего, Ирака и Ливана) намного более актуален для политического руководства арабских государств Персидского залива, чем сугубо абстрактное иудео-мусульманское противостояние, каковым видится сейчас из Кувейта арабо-израильский конфликт. Однако для того, чтобы открыто вступить в союз с Израилем против мусульман, пусть даже шиитов, властям стран Персидского залива необходимо сломить созданное десятилетиями агрессивной антиизраильской пропаганды видение ближневосточного конфликта, характерное для широких масс населения этих стран. В этом смысле диспут об отношении к Израилю на телеканале «Ар-Раи» представляется достаточно эффективным инструментом.

52.21MB | MySQL:103 | 0,468sec