О водном кризисе в Ираке

Как известно, историческое название Ирака, «Месопотамия», или «Междуречье», связано с тем, что издревле по территории страны, с севера на юг, протекают реки Тигр и Евфрат. На юге Ирака они соединяются в полноводную Шатт эль-Араб, по которой океанские суда могут подниматься на десятки километров вверх по течению, достигая иракской Басры и иранского Хорремшехра. Тысячи лет Тигр и Евфрат несли свои воды с турецких нагорий в Персидский залив, и Междуречье по праву считается колыбелью древнейших цивилизаций человечества, источником культуры, науки, письменности, обработки металлов и развития строительных технологий. Здесь возникали, расцветали и уходили в небытие грозные империи.

Все это, однако, может потерять основу для сохранения такого славного исторического названия. В последние годы водный кризис все отчетливее встает перед Ираком, поскольку именно ему достается все меньше и меньше водных ресурсов, последовательно сокращающихся по мере того, как реки проходят территорию Сирии.  А в недавнем времени, после начала реализации Турцией строительства каскада плотин на своей территории, воды стало меньше доходить и до Сирии. В конечном счете, Ираку, в своем время построившему огромные озера-водохранилища, Тартар и Раззазу уже не удается компенсировать нехватку воды за счет их накоплений. Раззаза повторяет драму Арала, сократившись почти вдвое, а ведь оно расположено вблизи от одной из шиитских святынь, крупного города Кербела.  Что касается огромных территорий южных болот, то в этом году там появились признаки самой настоящей катастрофы.

Депутат парламента от фракции «Государство закона», Зейнаб аль – Хазарджи, представляющая провинцию Зи уль-Карр, рассказала журналистам о трагедии, ожидающей район болот, в случае, если власти не предпримут «экстраординарных мер по исправлению ситуации». Она рассказала об обращении к премьеру страны, доктору Х.аль–Абади, с призывом лично вмешаться в процесс, поскольку «в соседних провинциях наблюдаются значительные диспропорции с водой, ситуация же в Зи уль-Карре, по линии всех ведомств, отвечающих за вопросы водоснабжения и водопользования, катастрофическая. И никто до сих пор не пошевелил пальцем для ее исправления».

По словам парламентария, кризис с водой не ограничивается проблемой орошения сельскохозяйственных угодий. Воды перестает хватать для питья, до такой степени сократилось ее общее поступление, поэтому требуется срочное и безотлагательное вмешательство главы правительства. Из-за нехватки воды стали отмечаться случаи миграции жителей провинции, вынужденных сниматься с насиженных мест и перебираться в города или в соседние регионы, где еще хоть как-то удается обеспечивать население водой. А там, закономерным образом, это ведет к росту безработицы, поскольку большинство из вынужденных иммигрантов, это крестьяне, не могущие сразу найти работу в городах.

Удручающая ситуация с водоснабжением может инициировать целый ряд негативных явлений, чего, по мнению депутата, «никак не заслуживает население провинции и семьи мучеников, отдавших свои жизни за безопасности и процветание Родины».

К мнению коллеги присоединилась депутат от провинции Басра, Муна аль-Фадли. Басра, как и расположенный выше по течению, Зи уль-Карр, являются самыми нижними и конечными по счету на пути водосброса рек и, как следствие, им меньше всего достается воды. М.аль-Фадли потребовала «справедливого распределения ресурсов», в том числе и воды. Напомним, что в случае с Басрой, речь идет еще и о выплатах нефтяной ренты жителям этой нефтеносной провинции Ирака и основного финансового донора для центрального бюджета.

«Правительству следует предпринять усилия по нескольким направлениям, среди них, и на международном уровне, с целью потребовать от соседей уменьшить потребление ими воды», — пояснила депутат от фракции «Гражданин» представителям местных СМИ. Они должны придерживаться духа и буквы, подписанных ими же ранее соглашений, — добавила М.аль-Фадли.

«Министерству иностранных дел следует поставить вопрос о соблюдении соседями квот, кроме того, внутри страны также следует рассмотреть ситуацию с использованием водных ресурсов внутри субъектов республики. К сожалению, зачастую соседние территории допускают злоупотребления и выбирают больше воды, чем им отпущено. Хотя, мы также соглашаемся с тем, что порой, такие действия носят вынужденный характер и обусловлены тем, что им также не хватает воды, как и нам», — заключает депутат от Басры.

«Мы призываем всех граждан к экономии и сокращению расхода воды. Общественные организации должны озадачиться проведением разъяснительных компаний для населения и организовать взаимодействие с местными органами власти по этому вопросу, таким образом, усилия следует прилагать во всех областях: и в законодательной, и в исполнительной, и в просветительской», — пояснила М.аль-Фадли в своем интервью изданию «Иктисадыйя».

Еще об одном аспекте этой проблемы изданию «Ас-Сабах Аль Джадид» рассказал и. о. инспектора реки Шатт эль-Араб, Валид Шариф, сообщивший о повышении уровня соли в реке. По его мнению, это происходит из-за действий иранской стороны, ранее перекрывшей сток воды из впадающей в Шатт эль-Араб, реки Карван.

Шатт эль-Араб, питающая водой сельское хозяйство округа Фао и город Басра зависит в плане поддержания уровня солей от объема воды Карвана и подобных ему рек, впадающих в нее с иранской территории. Сейчас, когда поступление воды возобновилось, ситуация постепенно нормализуется. Однако, сокращение дебета Тигра и Евфрата усугубляют общее положение. Своевременное открытие дамб на иранской территории позволяет также избегать предпосылок к паводкам, обычно сопровождающим дождливые сезоны.

Регулярное повышение содержание соли в речной воде, Басра наблюдает каждое лето с 2007 года. Ее содержание возрастает до 8 000 частей на миллион, тогда как не должно превышать 2 500 частей на миллион частей воды. Авральные меры, вроде подвода пресной воды через канал Аль-Бидаа, не особо помогают, потому что не хватает основного – воды реки Тигр. По этой причине, в жилые районы Басры часто поступает вода с привкусом моря. В принципе намыв соленой воды из Залива в реку является естественным явлением, но оно, ранее, не заходило так далеко. Кроме вреда для сельского хозяйства, соль разъедает коммуникации и губит рыбное хозяйство.

Сокращаются плантации фиников, убиваемых повышенным содержанием соли в почве.

Вклад в копилку водных проблем внесли и недавние землетрясения на севере Ирака, там были обнаружены трещины в стенах водохранилищ Дербендихана, Кармияна и Шахрезора. Вопрос о состоянии водохранилищ рассматривался на заседании кризисного комитета правительства Ирака, — сообщил Махди Алляк, генеральный секретарь кабмина. Они пострадали сильнее других объектов инфраструктуры.

Очевидно, что надежды на дождливые зимы, как в 2015 и в 2016 гг., может не оказаться достаточной и в водном хозяйстве Ирака давно пора приступить к разработке и реализации комплексной антикризисной программы. На международном уровне, давно пора провести региональную конференцию по вопросам водопотребления под эгидой ООН.

52.2MB | MySQL:103 | 0,472sec