Иран: исламская мораль и гонения на велосипедисток

Все годы после победы в Иране в 1979 г. исламистов и установления в стране режима исламской республики в ИРИ нагнетается непрекращающееся моральное давление. Декларированы и претворяются в жизнь разнообразные ограничения в стиле жизни и развлечениях, одежде и прическах, причем как для женщин, так и мужчин. Согласно действующей идеологии, строгая исламская одежда для женщин олицетворяет высокие моральные качества, а небритые лица у мужчин символизируют «постоянную революционную готовность». Однако, случаются и временные передышки. Так, с приходом к власти прагматика Али-Акбара Хашеми-Рафсанджани в 1989-1997 гг., а затем реформатора Сейеда Мохаммада Хатами в 1997-2005 гг. на волне демократизации часть исламских ограничений, казалось, ушла в прошлое. Многие женщины отказались от темных расцветок исламских одеяний, разнообразили свою одежду шалями более пестрых расцветок, начали облачаться в короткие, облегающие тело манто. Модные стрижки стали позволять себе и мужчины. Cмирившись с такими вольностями в эпоху президента Хатами, блюстители религиозной морали в дальнейшем неожиданно ополчились против других веяний современности. В частности, cпецподразделения иранской полиции повели борьбу против компакт-дисков с записями западной эстрады. На улицах Тегерана можно было наблюдать, как катками для укладки асфальта прессовали сваленные на обочинах магистралей кучки компакт-дисков. Одновременно на магистралях столицы были устроены показательные шоу – прямо там, в присутствии многочисленных зрителей, продавцов реквизированных компакт-дисков наказывали тридцатью ударами плети. В течение ряда лет развертывалась кампания по борьбе со спутниковыми антеннами. Но, несмотря на крупные штрафы,  жилые районы, покрытые лесом спутниковых антенн, являются привычной частью местного пейзажа, ибо антенны являются для многих единственным окном в реальный мир.

Во время нахождения у власти предыдущего президента Махмуда Ахмадинежада была инициирована  кампания по ужесточению норм исламской морали.  Будучи в течение нескольких лет до этого мэром Тегерана, Ахмадинежад ввел в столице ряд нововведений в этой сфере. При нем появились раздельные лифты, сугубо женские такси, автобусы и др. Он усилил религиозную составляющую в деятельности культурных центров, закрыл рестораны быстрого питания, потребовал выделить отдельные лестницы для мужчин и женщин в муниципальных учреждениях и распорядился, чтобы муниципальные служащие в обязательном порядке носили бороды и не надевали одежду с короткими рукавами. Тем самым он приобрел дополнительную поддержку со стороны наиболее консервативных кругов иранского общества. По сути, власти решили вернуться к тому суровому пуританству в одежде, которое существовало в первые послереволюционные годы.  В торговых центрах и магазинах женской одежды Тегерана проходили самые настоящие облавы. Проправительственные СМИ писали, что нарушение исламского кода в одежде приняло характер национального бедствия и с этим нужно решительно бороться. Причину власти видят в «тлетворном влиянии прогнившей западной культуры», которая, по определению религиозного лидера страны аятоллы Али Хаменеи, «действует тихо и бесшумно… пытаясь отвлечь молодежь от преданности своей вере».

Кстати, именно Али Хаменеи стоит сейчас во главе движения по внедрению исламской «строгости». Под руку ему попал и английский язык. В мае 2016 г. он заявил, что английский  язык не должен преподаваться в учебных заведениях страны, ибо это может привести к росту влияния «сатанинской» Америки, и вообще Запада.  По словам одного из генералов Корпуса стражей исламской революции (КСИР), активно поддержавшего Хаменеи, «только недалекие люди считают, что распространение английского языка связано с прогрессом». В этом попробовал усомниться действующий президент Х.Роухани,  который сказал, что Индийский полуостров с его почти двухмиллиардным населением добился технологического  прорыва во многом благодаря распространению там английского языка. Но его поправили: «Пусть нам не приводят пример Индии, он нерелевантен». Более того, известный в Иране аятолла Ахмад Алам-оль-Хода, на проповеди в соборной мечети священного для шиитов Мешхеда, вынес свой приговор: английский на самом деле является языком «невежества и мошенничества».

В эти дни в Иране новое дыхание принимает борьба с ездой женщин на велосипедах. СМИ цитируют слова Али Хаменеи: «Она недопустима, ибо женщин на велосипедах могут видеть посторонние люди». На эту тему на официальном интернет-сайте канцелярии А.Хаменеи  еще в середине сентября 2016 г. появилась фетва – религиозное предписание, которое до сих пор широко дискутируется в стране, имея массу сторонников, и, вероятно, не меньше противников. Как написало на днях иранское информационное агентство ИСНА,  религиозный руководитель Ирана считает, что в общественных местах  женская езда на велосипеде неприемлема. Если мы откроем другую иранскую газету – «Вакае-йе эттэфакие» — за сентябрь прошлого года, то там опубликовано разъяснение офиса аятоллы Али Хаменеи о правилах пользования «взрослыми женщинами» велосипедами и мотоциклами,  где оговорено, что пользоваться этим транспортным средством  можно только там, где никакой посторонний взгляд их не сможет лицезреть. В том же месяце вице-президент Ирана по вопроса женщин Шахиндохт  Малаварди, как сообщил интернет-сайт Джам –э Джом –online,  написала в своем Twitter, что  езда женщин на велосипеде вообще-то возможна, но лишь тогда, когда это не нарушает шариатское благочестие. Первая, по должности, женщина страны поддержала приверженность женщин к этому виду спорта в рамках реализации национального плана «экологически чистых вторников», «вторников без транспорта».  Однако всего через две недели после этого заявления тегеранская полиция запретила  «семейные» массовые велосипедные выезды в рамках  общественной кампании «вторники без транспорта». Эта кампания была инициирована активистами по охране окружающей среды Центральной провинции, которая была поддержана Всеиранской экологической организацией. Как сообщило радио «Фарда», экологический главк даже изъявил готовность предоставлять ссуды для приобретения велосипедов.

Однако в г.Мариване по настоянию имама местной Соборной мечети М.Ширази  полиция предотвратила реализацию этой кампании и изъяла у женщин велосипеды, а часть активисток была препроводили в полицейский участок. Это вызвало протесты горожан Маривана, обратившихся с открытым письмом в офис вице-президента по вопросам женщин.  В те же дни группа женщин Тегерана проехала по центральным улицам столицы с плакатами, на которых было написано : «Езда женщин на велосипедах законна и не противоречит шариату». В результате, как сообщило информационное агентство «Фарс», офис религиозного лидера страны, реагируя на его запрос, разъяснил,  что езда женщин на этом транспортном средстве в общественных местах привлекает взгляды мужчин и ведет к нарушению и падению общественной морали и распущенности нравов, а посему должна быть запрещена, но если такое  будет «осуществляться без присутствия особ противоположного пола», то «может быть позволено».

История с велосипедами имеет давнюю историю. Если мы вернемся лет этак на двадцать назад,  то обнаружим, что в декабре 1996 г., выступая на встрече с руководителями организаций физической культуры, аятолла Али Хаменеи сказал, что «девушкам непозволительно ездить на велосипеде по тегеранским улицам».  Впрочем, еще раньше, в 1992 г., тогдашний мэр Тегерана Голам-Хоссейн Карбасчи и Фаэзе Хашеми (дочь упомянутого выше первого президента-прагматика Исламской Республики Иран Али-Акбара Хашеми-Рафсанджани, скончавшегося в январе 2017 г. – В.М.), занимавшая тогда пост главы Ассоциации женского спорта Ирана, разработали совместный план всемерного поощрения женской езды на велосипедах, но он подвергся жесткой обструкции. Самым ярым противником плана был офис аятоллы Али Хаменеи: именно из-за его противодействия не удалось реализовать программу «женской велосипедизации» столицы, но частично ее удалось претворить в жизнь в курортных зонах иранского севера, на побережье Каспия.

Против женской езды на велосипедах выступает большинство авторитетных  священнослужители. Один из самых известных аятолл – Насер Макарем-Ширази — опубликовал в 2010 г. работу о моральных ограничениях для женщин, где специально коснулся катания на велосипедах и коньках. «Эти виды спорта имеют сопутствующие неприличные моменты, которые требуют дистанцирования от них лиц женского пола». Они, написал дальше  Макарем-Ширази, вызывают у женщин «искушение, которые подрывает основы исламского благочестия».

Декларированный аятоллой Хаменеи запрет женщинам на езду на велосипедах в публичных местах вызван различную реакцию в иранском сегменте социальных сетей.  Женщины и девушки, используя хештег  IranianWomenLoveCycling# («Иранские женщины любят езду на велосипеде») опубликовали в Twitter множество фотографий, где они сняты во время велосипедных прогулок. В сети Инстаграмм иранки открыли специальную страницу под заголовком «Я люблю велосипедную езду» для фотографий и видеоклипов на эту же тематику. Во многих клипах женщины и девушки высказывают свое отношение к фетве аятоллы Хаменеи по поводу велосипедных прогулок в общественных местах.  Вот одно из таких мнений: «Я человек! Как смешно, что об этом вообще можно говорить. Никто не может мне указывать, что я должна делать» (#IranianWomenLoveCycling pic.twitter.com/BNoMqTda19). Другая  девушка опубликовала видеоклип своей прогулки на велосипеде со словами: « Я совсем не беспокоюсь, потому через несколько лет такой проблемы вообще не будет, и я буду гордиться, что не действовала согласно фетве».

52.24MB | MySQL:103 | 0,493sec