Об оценке гуманитарных потребностей Сирии в 2018 году

В конце ноября ооновские агентства озвучили предварительные оценки гуманитарных потребностей в Сирии в 2018 году. Основные факторы воздействия на гуманитарную ситуацию следующие:

1.Наблюдается снижение уровня насилия, поступательное сокращение числа жертв конфликта во многих, наиболее густонаселенных районах Сирии как следствие заключения соглашений о зонах деэскалации. Эта тенденция будет продолжена в следующем году, что приведёт к некоторым положительным сдвигам в гуманитарной ситуации.

2.Благодаря соглашениям о зонах деэскалации удалось наладить в последние месяцы гуманитарный доступ к регионам, где проживает мирное население. В частности, число объявленных ООН блокированных и лишенных гуманитарного доступа районов сокращается и продолжит сокращаться. По данным ООН, сегодня в зонах, куда осложнён гуманитарный доступ, проживает 2.98 млн человек, что на 1.9 млн человек меньше, чем год назад. Из них 419 000 человек, как считают в ООН, живет в условиях блокады. Наиболее острая ситуация складывается вокруг палаточного лагеря Рубкан, на сирийской-иорданской границе, где 50 000 человек (80% из которых женщины и дети) оказались заложниками американской тактической игры вокруг базы ВВС США Эт-Танф, в пустынной местности и не имеют реальной возможности получить помощь гуманитарных организаций. Эта тенденция должна быть повёрнута вспять уже в следующем году, по мере распространения инструментов политического регулирования по всей территории страны.

3.Благодаря успешным боевым действиям против террористов удалось освободить крупные города Сирии — Алеппо, Дейр эз-Зор, Ракка и, наконец, Бу-Кемаль. В результате от блокады освободилось значительное население, несколько сот тысяч человек, которые в 2018 году будут нуждаться в приоритетном внимании и гуманитарной поддержке.

4.По мере наступления политической стабильности и сокращения военной эскалации ожидается, что в 2018 году возвращение сирийцев обратно в места постоянного проживания станет более устойчивой тенденцией и приобретёт системный характер. Реинтеграция — процесс длительный и сложный, сопряжённый с колоссальным гуманитарными усилиями по поддержке этого населения в сочетании с долгосрочными мерами развития. Пока же такая реинтеграция носит более хаотичный и спонтанный характер, хотя в 2017 году число возвращенцев достигло 720 000 человек (на 20% выше показателей 2016 года). При этом, лишь 66 000 из них это беженцы, вернувшиеся из третьих стран, остальные — внутренне перемещённые лица (ВПЛ). В следующем году, считают эксперты, цифра должна увеличиться чуть ли не вдвое. Потенциал для этого есть — более 5.5 млн сирийцев проживают за рубежом в статусе беженцев.

Теперь что касается самих гуманитарных потребностей. В 2018 году число людей, нуждающихся в гуманитарном содействии в Сирии сократится незначительно и ставит 13.1 млн человек (в 2016 году — 13.5 млн), из которых 5.6 млн — остро нуждающихся в помощи. Цифра по-прежнему внушающая, это 70% всего сирийского населения. В целом, с одной стороны, благодаря эффективным гуманитарным мерам, удалось снизить число нуждающихся. С другой, активные боевые действия неизбежно вели к параллельному росту новой группы нуждающихся. В итоге прирост в текущем году составил 1.8 млн человек — это новая группа ВПЛ (при этом общее число ВПЛ достигло 6.1 млн человек). В сухом остатке — общее сокращение числа нуждающихся, не очень масштабное, лишь на 400 000 человек.

Интерес представляет разбивка по провинциям: самые большие гуманитарные потребности в провинциях Сельский Дамаск (2.3 млн), Алеппо (2.2 млн) и самом Дамаске (1.45 млн). Далее следует мятежный Идлиб (1.39 млн.), Хомс (0.9 млн.) и так далее. В недавно освобождённых провинциях Дейр эз-Зор и Ракка число нуждающихся в гумпомощи составит в следующем году 720 и 330 тысяч соответственно. В то же время в последних районах концентрация остро нуждающихся в помощи максимальная, достигающая 85-100% всей группы бенефициаров.

Что касается гуманитарных потребностей по отдельным секторам, то в 2018 году значительно возрастут риски в сфере продовольственной безопасности — число бенефициаров вырастет с нынешних 9 до 10.5 млн человек, на 1.5 млн человек. В других секторах ситуация более стабильная и в некоторых даже прогнозируется снижение числа нуждающихся. Так в секторе здравоохранения число бенефициаров сократится в следующем году на 500 000 человек, в сфере защиты — на 200 000, в секторе обеспечения водой и средствами гигиены — на 300 000.

В то же время, не стоит заблуждаться этой статисткой. Главные макроэкономические показатели и социальные индексы свидетельствуют о том, что гуманитарная ситуация по-прежнему катастрофическая и в обозримой перспективе таковой и сохранится. Цена средней потребительской корзины в Сирии выросла по сравнению с докризисным периодом на 800%, в стране функционируют менее половины всех здравоохранительных и медицинских учреждений, более 35% населения вынуждены пользоваться загрязнённой, небезопасной водой для удовлетворения своих ежедневных потребностей. Более 30% школ в стране  повержены или полностью разрушены, при этом остальная часть используется зачастую для временного размещения беженцев и перемещённых лиц. Согласно опросам неправительственных организаций, 82% местных общин используют незаконный детский труд. Экономические показатели говорят о коллапсе национальной экономки — сокращение ВВП в 4 раза по сравнению с 2010 годом. Кумулятивные потери ВВП составили за весь период 254 млрд долларов, включая 16 млрд долларов в аграрном секторе. Уровень бедности в стране 69%, а число безработных более 50%. В таких условиях, разумеется, говорить о возможном переломе в гуманитарной ситуации в следующем году преждевременно, хотя, конечно, некоторые позитивные тенденции и сдвиги, обозначенные выше, внушают определенный оптимизм

52.33MB | MySQL:103 | 0,473sec