Анализ китайских специалистов ситуации в Сирийской Арабской Республике

Спустя два года после начала операции ВКС РФ в Сирийской Арабской Республики по ликвидации халифата российские военные вернули мир на 95% территории этого ближневосточного государства. По мере продвижения подразделений ВС САР, при поддержке российских ССО, ВКС и ВМФ требуется все больше сил для контроля как в западных, так и в юго-восточных и восточных регионах страны. Китайские наблюдатели указывают, что поскольку самые боеспособные подразделения ВС САР сосредоточены за Евфратом, то боевики вполне спокойно могут совершать нападения на гражданское население и военные объекты в Восточной Гуте, провинциях Хомс, Хама и Идлиб.

Китайские аналитики отмечают, что ВС РФ необходимо сохранять и даже увеличивать численность личного состава, что позволит более эффективно контролировать ситуацию на основных автодорогах и в ключевых населенных пунктах Сирии. По данным китайских источников, в настоящее время ВС РФ дислоцирует в САР около 5800 военнослужащих. По их мнению, российским военным необходимо расширить сеть пунктов базирования, которые будут созданы с учетом обстрелов как из стрелкового оружия, так и гранатометов или ПТУР.

Деятельность ВКС РФ

Следует отметить, что обозреватели соответствующих китайских изданий пристально наблюдают за деятельностью подразделений ВКС РФ, которые за последние два месяца серьезно нарастили частоту полетов бомбардировщиков Ту-22М3, экипажи которых применяют авиационные бомбы ФАБ-500  или ФАБ-1000  для борьбы с укрепленными хранилищами боеприпасов исламистских группировок на территории САР.

Известно, что в каждом вылете Ту-22М3 сопровождают истребители Су-30СМ, которые обеспечивают прикрытие более тяжелых машин от недружественных действий авиации западной коалиции. Китайские специалисты внимательно изучают любую доступную информацию о запланированной модернизации Ту-22М3 до модификации М3М поскольку считают данный самолет идеальным средством борьбы с корабельными группами ВМС вероятного противника – США.

По данным китайского специализированного издания «Оружейное знание», состояние ВВС САР остается плачевным поскольку большинство самолетов не подлежат ремонту и модернизации, а официальный Дамаск не располагает средствами как для приобретения новых боевых машин в РФ или даже КНР, так и для обучения молодых пилотов. 

Активность США

Представители ВВС НОАК также обращают внимание на то, что американские военные крайне осмотрительно задействуют свои истребители F-22 для оказания воздушной поддержки своим подразделениям, которые спасают командиров «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) от ударов российских/сирийских артиллеристов и штурмовых отрядов. Как отмечают китайские обозреватели, американские военные вертолеты появляются в районах сосредоточения ИГ каждый раз после того как российские Ту-22М3 наносят удары по выявленным целям.

По оценке китайских специалистов, минимальная численность подразделений ВС США в Сирии  — это 1720 военнослужащих, однако реальная численность может достигать более 2200 в/с за счет скрытного размещения подразделений Сил специальных операций ВС США на территории, контролируемой «Силами демократической Сирии» (СДС).

По данным китайских источников, в распоряжении отрядов СДС находится 1000 выстрелов к гранатометам М4 «Карл Густав» (пр-во Швеция), 1200 ПТУР «Милан» (пр-во Франция), неустановленное количество ПТУР FGM-148 Javelin (пр-во США) и HJ-8 (пр-во КНР) и несколько тысяч одноразовых ручных гранатометов АТ-4. Большинство из упомянутых гранатометов представляет серьезную опасность как для личного состава сирийских мотострелковых подразделений, так и для бронетанковых частей ВС САР, укомплектованных достаточно современными и надежными российскими танками Т-90 и Т-72Б3. Китайским наблюдателям известны случаи поражения Т-90 из китайского ПТУР, которые сопровождались подрывом боекомплекта и гибелью экипажей.

Кроме того, страны-члены НАТО продолжают поставки стрелкового оружия и боеприпасов для отрядов СДС, которые при суммарной численности 100 000 человек представляют достаточно серьезную угрозу для официального Дамаска.

Некоторые китайские специалисты отмечают, что российским военным, по мере затягивания конфликта, придется столкнуться с подразделениями ВС США и если официальная Москва хочет выиграть эту «запутанную шахматную партию», то идеальным средством для нанесения эффективных и чувствительных ударов по передовым оперативным базам американских военных в Сирии являются вертолеты Ка-52.

         

          Оценки беспилотной авиации ВС РФ  

Китайские военные аналитики считают, что ВС РФ не будут сокращать группировку своих средств противовоздушной обороны, развернутых в Хмеймиме, Тартусе и Масъяфе, и вполне вероятно, что российские военные усилят наблюдение за воздушным пространством над провинцией Идлиб и Хомс. Кроме того, специалисты НОАК ожидают, что российская группировка нарастит количество беспилотных летательных аппаратов (БЛА), которые позволяют выполнять разведку действий противника практически в любое время суток.

По подсчетам обозревателей китайских военно-технических изданий, российские БЛА за прошедшие два года совершили в Сирии более 16000 вылетов (суммарный налет оценен в 96 000 часов). В этой связи необходимо указать, что китайские конструкторы беспилотной техники внимательно наблюдают за программой тестирования первого российского разведывательно-ударного БЛА «Орион», который способен действовать в течение 24 часов на удалении 250 км от  пункта управления.

По данным китайских источников, максимальная полезная нагрузка «Ориона» составляет 250 кг, т.е. в вооруженном варианте данный БЛА скорее всего будет укомплектован ПТУР «Атака» или «Вихрь», которые позволяют успешно бороться как с тяжелой бронетехникой вероятного противника, так и с долговременными укрепленными огневыми точками.

 

Оценки боевых роботов

Известно, что китайские специалисты проводят сравнение наземной беспилотной техники российского и израильского производства. По мнению конструкторов китайского оружейного концерна НОРИНКО, российские роботизированные комплексы «Нерехта» могут выполнять 14 разных боевых задач (за счет смены бортового оснащения/вооружения) более полезны в боевых операциях чем легкобронированные вездеходы Guardium II израильского производства.

Китайские оружейники отмечают высокую скорость «Нерехты», небольшие линейные размеры (длина : 2,5 м; ширина: 1,6 м; высота: 0,9 м) и сравнительно небольшой вес – около 1000 кг., что позволяет доставлять таких боевых роботов на внешней подвеске вертолетов Ми-8/17, а также в кузове большинства серийных грузовых машин российского производства. По данным китайских источников, в середине ноября 2017 г. из РФ в Сирию была поставлена очередная партия грузовиков «Урал». Китайским специалистам известно, что кроме «Нерехты» российские военные достаточно эффективно используют мобильные робототехнические комплексы как «Платформа-М», БАС-01ГМ «Соратник», «Уран-9» и «Волк-2».

Представляется возможным согласиться с оценками китайских военных и аналитиков в том, что конфликт в Сирии находится на самой опасной стадии, когда у России фактически нет союзников, поскольку официальный Тегеран сосредоточен на соблюдении собственных интересов, а военно-политическое руководство Израиля придерживается замысла свержения президента Сирии Башара Асада. Китайские политологи отмечают, что Израиль занял достаточно опасную позицию:

– организованы регулярные поставки боеприпасов и бронежилетов для отрядов сирийской оппозиции (установлено в ходе проверки схронов в районе Дейр-эз-Зор);

– боевая авиация ВВС Армии обороны Израиля совершает регулярные налеты на объекты военной инфраструктуры Сирии, хотя и преследует своей целью снижение боеспособности отрядов ХАМАС и «Хизбаллы».

По показаниям пленных боевиков, спецслужбы Израиля оказывают помощь в разработке маршрутов и проникновении в Восточную и Западную Гуту для проведения диверсионных актов и захвата объектов инфраструктуры.

В отношении возможности участия подразделений НОАК в операции по ликвидации террористов и исламистов в Сирии необходимо указать следующее.

Во-первых, подразделения специального назначения Северного военного округа ориентированы на выполнение задач на Корейском полуострове и их сосредоточение в трех северо-восточных провинциях КНР продиктовано сложной военно-политической обстановкой в Северо-Восточной Азии.

Во-вторых, командование Западного военного округа НОАК теоретически может выделить не более двух батальонов специального назначения, однако сложная обстановка на индийско-китайской границе не способствует такому решению. В такой ситуации только одна из двух бригад Морской пехоты ВМС НОАК может в течение двух недель перебросить до двух батальонов с оружием и техникой в Сирию благодаря наличию соответствующих кораблей – десантно-вертолетоносных кораблей доков проекта 071 (по классификации НАТО «Юйчжао»).

Подводя итог вышесказанному, необходимо добавить, что китайские аналитики крайне скептически относятся к возможности участия национальных компаний в восстановлении Сирии, поскольку уровень террористической угрозы в стране запредельный и даже в КНР будет невозможно найти гражданских специалистов, желающих работать в горячей точке.

52.23MB | MySQL:103 | 0,433sec