Алжир: саммит АС-ЕС показал значимость Северной Африки и провал Марокко

5-й саммит Африканский союз — Евросоюз по бизнесу и безопасности, состоявшийся 29 – 30 ноября в столице Кот-д’Ивуара Абиджане, согласно оценке представителей властей АНДР, продемонстрировал растущую значимость регионов Северной Африки и Сахеля в мировой экономике и системе безопасности.

Алжирские источники особо подчеркивают, что важность этого мероприятия определялась уже тем, что на него прибыли не только более сорока глав и правительств африканских стран, но и представители 28 европейских государств, в том числе и 16 лидеров, включая Ангелу Меркель, Эммануэля Макрона и итальянского премьер-министра.

Этот саммит алжирская сторона расценивает для себя как «победный», поскольку не без ее участия на него ей удалось провести западносахарскую делегацию от Фронта ПОЛИСАРИО с его президентом Брахимом Гали в качестве официального представителя Западной Сахары, и как безусловное тяжелое дипломатическое поражение Марокко, чье руководство с помощью своих союзников (в первую очередь из числа западноафриканских стран) всячески стремилось не допустить этого.

По данным алжирских источников, якобы хозяин нынешней встречи в верхах, президент Кот-д’Ивуара Алассан Драман Уаттара придерживался промарокканской позиции, но «под напором наиболее влиятельных членов панафриканской организации, угрожавших перенести данное мероприятие в том случае, если он откажется пригласить представителей Фронта ПОЛИСАРИО, был вынужден отступить».

Важно отметить, что, несмотря на подобное развитие событий, марокканские представители не стали совершать громкие демарши и «хлопать дверями». Более того – министры иностранных дел Марокко и Фронта ПОЛИСАРИО одновременно позировали на совместном снимке глав дипломатических ведомств.

По мнению некоторых экспертов из европейских стран, это может служить косвенным признаком готовности Рабата как минимум смягчить свою риторику по западносахарскому вопросу и впоследствии даже приступить к его реальному решению в пользу предоставления Западной Сахаре независимости.

Впрочем, как представляется, такие выводы пока делать преждевременно, поскольку представители марокканских властей до сих пор демонстрировали устойчивость своих взглядов относительно будущего этой территории, которая, согласно их заявлениям, является неотъемлемой частью Королевства Марокко.

Между тем, алжирские источники обращают особое внимание на то, что на данном мероприятии европейские лидеры не скрывали своего намерения  добиваться для Западной Сахары «деколонизации», то есть лишения Рабата над ней политического контроля.

Причем серьезность их намерений и подчеркивало то, что делегация Фронта ПОЛИСАРИО на этом саммите и получила фактически официально одновременно признание от двух весьма влиятельных игроков на политической арене – Африканского и Европейского союзов.

Несмотря на то, что алжирские лидеры склонны приписывать это достижение себе, в первую очередь появление в Абиджане западносахарской делегации было обусловлено давлением на АС европейских государств, постепенно выводящих этот вопрос в политическую повестку.

Исходя из этого, как представляется, последний африкано-европейский саммит может стать новой отправной точкой в актуализации данной проблемы. Впрочем, многое здесь будет зависеть от дипломатической гибкости Рабата.

Вторым важным моментом этого мероприятия алжирские источники отмечают нескрываемое стремление представителей Евросоюза и особенно Италии укрепить свои позиции в Африке.

Показательно, что буквально перед самим саммитом лидеры Франции и Италии осуществили вояжи по африканским странам, причем половина посещенных ими стран приходится на регионы Северной Африки и Сахеля.

Они не скрывали (и это также стало своего рода лейтмотивом встречи в верхах), что намерены противостоять торгово-экономической экспансии Китая, Турции и США в жизненно важные для них страны и регионы, особенно север континента.

В частности, как в ходе африканских вояжей французского президента и итальянского премьер-министра, так и во время самого саммита европейские лидеры указывали, что Брюссель «по-прежнему остается крупнейшим инвестором и первым донором континента, в первую очередь, за счет Франции, Германии, Испании и Италии.

Между тем, год от года отрыв в их показателях торговли по сравнению с Китаем неуклонно сокращается и реально КНР уже является главным торговым партнером абсолютного большинства африканских государств.

Именно это обстоятельство, когда «Поднебесная наступает им на пятки», по мнению алжирских наблюдателей, и вынуждает руководство Евросоюза сменить акценты в диалоге с африканскими странами и перейти к формату полноценных регулярных встреч в верхах на уровне АС-ЕС.

Алжирские источники обращают особое внимание на том, что стремление лидеров ЕС заручиться «африканской дружбой» было настолько сильно, что они даже продемонстрировали самоунижение учитывая заявление, сделанное Э.Макроном перед началом встречи в университете в Уагадугу об ответственности Европы за «преступления периода колонизации» Африки.

Между тем, африканские лидеры попытались использовать такие настроения европейской политической элиты в свою пользу, когда ее представители на саммите затронули вторую составляющую мероприятия – вопрос о безопасности применительно к «росту терроризма и усилению нелегальной миграции» через страны Сахеля и Северной Африки.

По сути, представители руководства стран АС (в частности, президенты Нигера и Кот-д’Ивуара Махамаду Иссуфу и Алассан Уаттара, а также председатель Комиссии АС Муса Факи Махамат) предложили Брюсселю взять на себя заботы о своем экономическом благополучии. В частности, в Алжире такие предложения назвали «Европейский план Маршалла для Африки».

Они заявили, что в этом случае проблема должна будет решаться комбинированно – не только путем создания надежных барьеров на пути мигрантов в Европу через страны Сахеля, но и реального развития экономики. По их мнению, это является единственным решением, чтобы убедить местную молодежь остаться в Африке.

По словам президента Кот-д’Ивуара Алассана Уаттара, «только в этом случае африканцы примут всерьез щедрые речи Брюсселя относительно достоинств взаимовыгодного партнерства».

Между тем, что касается Алжира, то его представители, скованные политическими установками руководства страны, практически не воспользовались площадкой данного саммита, чтобы укрепить деловые связи с Европой, традиционно воспринимаемой там через призму «антиколониальной борьбы».

Исключение составляет развитие контактов с Италией, которая, согласно заявлениям из Рима, уже в прошлом году обогнала по сумме товарооборота Францию и заняла почетное второе место среди торговых партнеров Алжира после Китая.

Как ожидается, исходя из усилившихся контактов и консультаций алжирской стороны с представителями руководства ведущих итальянских энергетических компаний (включая Eni), в 2018 году стороны намерены усилить взаимодействие прежде всего в газовой сфере.

Впрочем, дальнейшее развитие сотрудничества в этой отрасли тормозится отказом властей АНДР изменить дискриминационное законодательство по отношению к иностранным инвесторам.

52.26MB | MySQL:103 | 0,594sec