Ситуация в Судане и Южном Судане: октябрь 2017 г.

1 октября представитель Всемирной продовольственной программы ООН (PAM) в Судане Бьянка Зира предупредила, что авиационные операции ООН по доставке гуманитарной помощи в эту страну могут быть остановлены из-за нехватки средств, из-за чего без продовольствия могут остаться десятки тысяч человек. По ее данным, без пополнения бюджета Воздушной гуманитарной службы ООН (UNHAS) ее летательные аппараты смогут работать только до конца ноября. UNHAS является структурой, подведомственной PAM.

В составе авиационного парка UNHAS два самолета и три вертолета. Из-за нехватки средств та служба уже прекратила обслуживать 5 мест из 41, куда доставлялась по воздуху гуманитарная помощь, и в частности, в зоны конфликтов в регионе Дарфур, в штатах Голубой Нил и Южный Кордофан.

Тем временем потребности в гуманитарной помощи на местах выросли, особенно после того, как Судан по требованию США открыл ряд ранее запрещенных для гуманитарных организаций районов. Выполнение такого требования было одним из условий, выдвинутых Вашингтоном для снятия экономических санкций.

ООН планировала оказать в 2017 году помощь 3 млн суданцам.

Кризис в работе UNHAS стал отражением общего финансового кризиса в ООН. Эта организация планировала израсходовать в Судане на гуманитарные цели 804 млн долларов, однако по состоянию на 24 сентября собрала всего 304 млн долларов.

6 октября стало известно, что выполняя еще одно требование США, Судан разорвал дипломатические отношения с Северной Кореей. По словам представителей Хартума, таким образом он выполнил все американские условия, выдвинутые для снятия санкций. Решение по ним ожидалось 12 октября. Тем не менее уже 6 октября Вашингтон решил формально отказаться от ряда экономических санкций. Во временном порядке в качестве «испытательного срока» они были отменены на 6 месяцев еще в январе с.г. перед уходом Барака Обамы из Белого дома. В июле с.г. Д.Трамп продлил «испытательный срок» еще на три месяца. В качестве условия для снятия санкций американцами была выдвинута «дорожная карта» из пяти пунктов, в которой, в частности, значились прекращение поддержки повстанцев в Южном Судане, прекращение боевых действий в регионе Дарфур и в штатах Голубой Нил и Южный Кордофан, сотрудничество с американскими спецслужбами в вопросах борьбы с терроризмом.

Как отмечалось в официальном заявлении на этот счет, администрация Трампа приняла это решение в знак «признательности позитивных действий правительства Судана». Тем не менее Судан остался в американском «черном списке» «спонсоров терроризма». Остался в силе также запрет на поставки Судану оружия.

Решение Вашингтона подвергли резкой критике международные правозащитные организации, напомнившие, что остается в силе мандат на арест, выписанный Международным уголовным судом на имя президента Судана Омара аль-Башира, обвиняемого в военных преступлениях и геноциде в ходе боевых действий в Дарфуре.

США ввели санкции против Судана в 1997 году, обвинив его в поддержке террористических групп. Основатель «Аль-Каиды» (запрещена в России) Усама бен Ладен пользовался гостеприимством Судана в период с 1992 по 1996 годы. В дальнейшем эти санкции неоднократно ужесточались.

На практике отмена экономических санкций означает, в частности, снятие запрета на осуществление международных банковских операций с Суданом, разрешение гражданам США совершать экспортно-импортные операции с этой страной, свободу торговых операций.

В тот же день, 6 октября, Судан приветствовал «позитивное» решение США об отмене экономических санкций.

7 октября временный поверенный в делах США в Судане Стив Кутсис заявил, что пока не выполнены условия для того, чтобы убрать Судан из американского «черного списка» стран, «поддерживающих терроризм». «Правительство Судана прекрасно знает, что оно должно сделать для того, чтобы быть вычеркнутым из списка, и мы рассчитываем, что эти условия вскоре будут выполнены», — сказал он на пресс-конференции в Хартуме, не вдаваясь в подробности.

Что касается Судана, то он считает, что у США нет никаких причин для того, чтобы он фигурировал в «черном списке». Как заявил 7 октября глава МИД Судана Ибрагим Гандур, «это парадоксально, что мы делаем все для сотрудничества в вопросах борьбы с терроризмом и одновременно остаемся в списке стран, поддерживающих терроризм».

8 октября президент Судана О.аль-Башир продлил на два месяца одностороннее прекращение огня в регионе Дарфур и в штатах Голубой Нил и Южный Кордофан. Режим прекращения огня в этих регионах был введен правительством Судана в одностороннем порядке в июне 2016 года, и с тех пор срок его действия неоднократно продлевался. Несмотря на действие этого режима, периодически в конфликтных регионах происходят спорадические столкновения.

24 октября в ходе визита в Хартум еврокомиссар по управлению кризисами Христос Стилианидис в интервью АФП заявил, что суданские власти должны гарантировать без каких-либо ограничений доступ во все районы страны работников гуманитарных организаций. Это заявление прозвучало день спустя после того, как ЕС объявил о намерении выделить 106 млн евро на оказание гуманитарной помощи Судану в связи с тем, что в связи с внутренними конфликтами в стране имеется много временно перемещенных лиц. Кроме того, Судан принимает сотни тысяч беженцев из Южного Судана. «Нет никаких сомнений в том, что гуманитарная ситуация в Судане остается критичной», — отметил еврокомиссар.

С 2011 года ЕС выделил 422 млн евро на оказание гуманитарной помощи Судану.

Некоторые гуманитарные организации, и в частности, базирующаяся в Вашингтоне Enough Project, обвиняют ЕС в том, что тот недостаточно контролирует то, как распределяется поставляемая помощь. По данным этой организации, часть помощи якобы используется Хартумом с тем, чтобы укрепить его силы безопасности, решающие, в частности, задачу борьбы против незаконной иммиграции в Европу. Отвечая на эти обвинения, еврокомиссар утверждал, что суданские власти не являются дистрибьютером европейской гуманитарной помощи.

26 октября Верховный комиссариат ООН по делам беженцев забил тревогу, сообщив, что десятки тысяч южносуданских беженцев остались в Судане без крова после того, как суданские власти снесли их временные жилища в Хартуме и его окрестностях. По данным ООН, Судан принял свыше 450 тысяч южносуданских беженцев. Понятно почему, Хартум утверждает о 1,3 млн южносуданцев. По данным комиссариата, в частности, суданские власти очистили от беженцев район Дар эс-Салям. Часть из них была выселена в Омдурман – город-спутник Хартума.

Неделей ранее глава МВД Судана Хамид Мнан заявил в парламенте, что ожидается решение главы государства относительно места, где будут размещены южносуданские беженцы. Их прием был одним из условий отмены США антисуданских экономических санкций.

 

3 октября стало известно о новой вспышке боев между южносуданской армией и повстанцами. На сей раз их эпицентр находился в регионе Ваат (штат Биах) к северу от Джубы. Командование южносуданской армии сообщило, что в ходе боев, начавшихся 1 октября, были уничтожены свыше 90 повстанцев. Погибли также 4 солдата. По версии Джубы, в атаке на позиции правительственных сил участвовали формирования повстанцев, в которых были представлены народности лу и нуэр. В южносуданской армии сейчас служат главным образом выходцы из народности динка.

17 октября заместитель генсека ООН по миротворческим операциям Жан-Пьер Лакруа обвинил правительство Южного Судана в нежелании принять новую региональную инициативу, призванную установить мир в стране. Речь идет о «Форуме по оживлению мирного соглашения 2015 года», инициированном семью странами региона во главе с Эфиопией. Представители этого Форума недавно встречались с президентом Южного Судана Сальвой Кииром и скрывающимся в ЮАР бывшем вице-президенте, ныне — лидером повстанцев Риеком Машаром. По словам Лакруа, последний, равно как другие лидеры оппозиции выразили «осторожную поддержку» новой инициативе африканских стран. Он возложил ответственность за развязывание и продолжение уже в течение почти 4-х лет гражданской войны в Южном Судане на руководителей этой страны.

Заявление Лакруа побудило южносуданские власти заявить 19 октября, что оно «полно решимости» выполнить ранее принятое обязательство об установлении постоянно действующего режима прекращения огня. «Все обвинения в наш адрес несправедливы, мы делаем все, что можем для рединамизации процесса» примирения, утверждал представитель МИД Южного Судана Мавиен Маколь.

25 октября в Джубу прибыла представитель США при ООН Никки Халей. Заявленной целью визита было изучить катастрофическую гуманитарную ситуацию в Южном Судане. Месяцем ранее Н.Халей заявила в ООН, что новая африканская инициатива является «последним шансом» для южносуданских властей покончить с многолетним конфликтом. Понятно, что ее ждал сложный разговор с С.Кииром. Теперь остается только ждать, какими будут последствия этой встречи.

52.19MB | MySQL:103 | 0,647sec