Ирак: об отсрочке парламентом третьего чтения бюджета на 2018 год

Казалось бы, многострадальный бюджет Ирака на 2018 год, уже миновавший два чтения в парламенте, вот-вот, наконец-то, будет выпущен для исполнения правительством. Но, перефразируя известное выражение классика, скажем: «нет таких бюджетов, которые бы не провалили иракские депутаты». Вот и в этот раз, документ был возвращен в бюджетную комиссию, об этом 4-го декабря объявил спикер Салим аль-Джибури.

Здесь следует сделать небольшую ремарку. Сам по себе доктор С.аль-Джибури, один из немногих образованных государственных функционеров в Ираке, о котором можно сказать: он действительно на своем месте и весьма неплохо справляется со своими обязанностями. Как наверняка бы справился бы с любыми другими. И будь его воля, бюджет бы уже давно был принят, проголосован и вернулся в Министерство финансов для исполнения. Но беда состоит в том, что он, как и все прочие ветви власти в стране, ограничено дееспособен. Поскольку связан партийными и фракционными договоренностями. Вернее, тем, о чем договариваются отнюдь не в парламенте. Все, чем живет Ирак, в том числе, и его бюджет, решают несколько человек, таких как Нури аль-Малики, Муктада ас-Садр, два-три лидера ополчения, то есть те, у кого в руках сосредоточена реальная военная сила и за кем, позови он, на улицы могут выйти тысячи сторонников, как не раз демонстрировал М.ас-Садр. Или, кто способен саботировать любой проект, поскольку имеет своих людей на ключевых постах во многих ведомствах. Как Нури аль-Малики. Кого-то из них поддерживает Иран. Кого-то – арабские страны, кто-то связан с США.  Это их партии идут на выборы и их марионетки сидят в парламенте, и в правительстве, все места и портфели в которых делят, с карандашиком в руках эти несколько хозяев нынешнего Ирака.

Ключевым вопросом для них является, назовем вещи своими именами, распил бюджета. Сколько денег получат, контролируемые их ставленниками министерства и ведомства, столько можно будет потом выкроить для себя. Вот за это и идет ожесточенная схватка. При этом все, разумеется, обставляется формальным образом, но, порой, алчность отдельных персоналий переходит все границы и тогда в парламенте начинают бушевать нешуточные страсти, где не гнушаются никакими сливами компромата за прошлые дела, комиссия по борьбе с коррупцией заваливается доносами, копиями липовых контрактов и номерами счетов всех и вся, от Дубая, до Цюриха. Такова реальная подоплека бюджетного формирования и процесса принятия главного финансового документа страны.

Вот и на это раз, источник в аппарате спикера, пожелавший остаться анонимным, сообщил журналистам издания «Ас-Сабах», что бюджетный комитет, в свою очередь, консолидирует все замечания, согласует их с правительством и подготовит окончательную (?) версию бюджета. Затем, по мере ее готовности, президиум парламента соберет внеочередное заседание для его рассмотрения и утверждения.

Третье чтение длилось, по сути, с начала ноября. Не закончившись ничем.

Фракция «Национальная коалиция» (О.Хаким) в качестве причины провала третьего чтения сослалась на «якобы трехмесячную задержку правительством предоставления проекта бюджета в парламент». Можно подумать, имей она в действительности место, стило бы ждать до декабря, чтобы об этом объявить?

Фракция «Союз сил» заявила, что «неприятие к сведению ее замечаний» (сиречь, не выплата наших долей) при корректировке бюджета приведет к тому, что она «проигнорирует будущие рассмотрения документа».

При этом ее лидер, депутат Салах аль-Джибури (выходец из клана Джибури, как и спикер, и многие другие, поскольку клан весьма большой) так прокомментировал решение фракции: «Мы внесли много (целых одиннадцать – авт.) изменений в проект, поскольку считаем, он сверстан для процветающего и управляемого государства, а не реалий современного Ирака». Здесь содержится намек на недостаточность финансирования нужд беженцев и восстановления недавно освобожденных районов. В буквальном смысле слова, «Клондайка», где крутятся миллиарды динар. А также, предупреждение не особо понятливым чиновникам в правительстве, для которых сказано «мы надеемся, что все замечания будут учтены еще до возврата документа для его окончательного рассмотрения».

И в самом деле, как можно принимать статью расходов для освобожденных районов, если в ней не указана конкретная сумма, а приводится разъяснение об источнике финансирования: мол, оно будет идти по «линии кредитов и фонда освобожденных территорий». А они непонятны с точки зрения их финансового наполнения, будут ли на них деньги или нет? И почему бы не обязать Минфин прокредитовать эту статью через подведомственные ему банки, ну, скажем сроком на 10 лет, с поэтапным погашением и под минимальный процент? Согласимся с уважаемым депутатом, это не серьезно. Деньги либо есть, либо их нет, это аксиома в сегодняшнем Ираке является основополагающей и относится ко всем без исключения видам деятельности, включая, между прочим, и столь популяризируемое некоторыми российскими СМИ, направление, как военно-техническое. Сколько не пиши в газетах и не заявляй, мол, вот, «подписали контракт на то-то и то-то», «это огромный успех нашей оборонки, «мы имеем портфель заказов на столько-то миллиардов», дело пока не движется. Как с бюджетом в Ираке, он вроде есть, а денег нет. Так и у нас – портфель, но без денег.

Вообще, нынешняя тенденция росссийских чиновников как можно более помпезно и вперед всех отчитаться перед президентом о «достигнутом» стала настолько массовой, что все приписки советского времени и достижения агитпропа блекнут и меркнут на фоне происходящего сегодня. Складывается две параллельные реальности – одна медийная, где «ура», «все хорошо» и «мы самые самые» и вторая, где ракеты улетают не туда, и бывший главком ВКС признает, что на основном ударном вертолете «никуда не годная электроника». Хочется спросить нынешнего уважаемого сенатора, а как же вы его принимали тогда на вооружение, будучи главкомом? Или вы «прозрели» в Совете Федерации? Ведь на этом вертолете, «с негодной электроникой, и ничего не видящими в ночных очках летчиках» вы отправляете людей воевать в Сирию. И, кстати, эти же вертолеты продаете в Ирак.

Возвращаясь к бюджету Ирака на 2018 год, отметим сообщение пресс-секретаря правительства, Саада аль-Хадиси, заявившего, что «завершается выверка списков государственных служащих в Иракском Курдистане и премьер-министр Ирака отдал распоряжение начать выплаты жалования им, а также личному составу пешмерга. Выплаты начнутся в самое ближайшее время».

Собственно, это сообщение ставит точку в истории с попыткой реализации государственной независимости в Иракском Курдистане. Разумеется, будут еще и суды, и парламентские слушания и многое другое, но жалование для курдов — значит стабильность и статус. К тому же при М.Барзани, его и забыли, когда платили.

52.21MB | MySQL:103 | 0,497sec