Реальна ли полоса признания Иерусалима столицей Государства Израиль?

На конференции по цифровой дипломатии, проведенной Министерством иностранных дел Израиля на следующий день, после судьбоносного решения США о признании Иерусалима столицей Государства Израиль, глава правительства Биньямин Нетаньяху продолжил давать комментарии по данному вопросу. Свое выступление он начал с того, что поприветствовал гостей форума в израильской столице. Затем премьер-министр сказал: «мы находимся в контакте с другими странами, которые признают данное решение, и я не только не сомневаюсь, что, как только посольство США переедет в Иерусалим, а даже до этого, большинство посольств также будут переноситься».

Б.Нетаньяху, известного своими довольно смелыми рассуждениями по поводу успехов израильской дипломатии, на этот раз обвинить в популизме точно нельзя. С одной стороны, трудно критиковать за столь смелые ремарки лидера страны, получившей, спустя долгие годы борьбы, столицу. С другой стороны, он вполне имеет основания для того, чтобы рассчитывать на успех. О своей поддержке США и Израиля заявила Чехия, президент которой сообщил: «Каждая страна имеет право самостоятельно определять местоположение своего посольства, как правило, в столице». Помимо этого, президент республики Милош Земан отметил, что Чехия последует в вопросе переноса посольства за американцами, добавив для скептиков: «это все равно лучше, чем ничего».

Впрочем, ни США, ни уж тем более Чехия в вопросе признания Иерусалима не звучали столь революционно как Россия, которая свой весенний шаг предпочла скрыть. Однако напомним, что в начале апреля текущего года российский МИД сделал комментарий следующего содержания: «Подтверждаем приверженность решениям ООН о принципах урегулирования, включая статус Восточного Иерусалим как столицы будущего палестинского государства. Одновременно считаем необходимым заявить, что в этом контексте рассматриваем Западный Иерусалим в качестве столицы Израиля». Тогда для израильских дипломатов, да и для прессы тоже такие слова грянули как гром, который оказался столь оглушительным, что официального комментария от израильского МИДа общественность не дождалась до сих пор, хотя он и был обещан. Смелых идей на тему резкого поворота Кремля звучало много. Касались они и дискуссий о переносе посольства России.

Затем на время ажиотаж стих для того, чтобы возникнуть снова после слов Д.Трампа. В течение первых суток с момента обнародования позиции США, российская линия озвучивалась и корректировалась весьма интересно, заставляя усомниться в том, что на самом деле думают в Кремле, и о чем успели договориться с Израилем в ходе недавних встреч, включавших, как мы помним, и не афишировавшийся до определенного момента визит директора СВР.

Итак, любопытнее всего в этом контексте взглянуть на т.н. живой апдейт, публиковавшийся Jerusalem Post. В 12.45 по местному времени на ленте интернет-версии издания появилось сообщение. В нем говорилось, что в комментарии относительно действий США посол РФ в Иерусалиме Александр Шеин сказал, что Россия рассматривает Западный Иерусалим как столицу Израиля и не исключает возможности переноса своего посольства из Тель-Авива туда после заключения палестино-израильского мира. Запись, подтверждающая, что заявление имеет непосредственное отношение к российскому представительству, а не выдумана израильтянами, появилась и на странице посольства РФ в фейсбуке. Дословно она гласит: «В практическом плане посольство России может быть перенесено из Тель-Авива в Западный Иерусалим после урегулирования всех проблем окончательного статуса палестинских территорий».  А ведь именно посол А.Шеин весной пообещал встретиться с израильскими коллегами и разъяснить им суть того апрельского сообщения.

Уже затем появились другие, более резкие высказывания в адрес американского шага, навеянные явно интересами других ближневосточных союзников Кремля, требующих от него ритуальных действий. Очевидно, что отказать им Москва не могла, равно как и предать свою роль честного посредника. Но усомниться в том, что посол России говорил то, с чем Россия не согласна, также сложно.

Итак, помимо непосредственного противостояния с палестинскими радикалами, которым можно дать любой повод призывать к интифаде, хотя они и без него найдут, за что в прямом смысле бросить камень, Израилю предстоит еще и дипломатическая война, и вести ее придется на многих фронтах. Вместе с тем, неоднозначные высказывания со стороны различных государств показывают, что единого фронта противостояния решению США не будет. Произойдет это по двум причинам: Дональд Трамп не говорил о том, о чем многие подумали, а мирные усилия «квартета» умерли еще до того, как он вступил в должность.

52.27MB | MySQL:103 | 0,492sec