Германский политик об антиизраильских позициях европейского парламента

Недавний визит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Брюссель лишний раз продемонстрировал парадоксальную в определенном смысле амбивалентность отношений между странами Европейского союза и еврейским государством. С одной стороны Государство Израиль рассматривается в Западной Европе в качестве близкого партнера, связанного с Европой не только тесным экономическим сотрудничеством, но и общими для обеих сторон ценностями либеральной демократии. Европейцы, посещая Израиль и ведя дела с израильтянами, чувствуют себя комфортно. Дает о себе знать тот факт, что для более, чем для половины израильтян европейские страны (правда, преимущественно центрально-европейские и восточно-европейские) являются странами исхода их родителей или дедов, или даже их самих. Европейские языки – от английского до русского, включая французский, испанский, немецкий, венгерский, польский и целый ряд других хорошо знакомы израильтянам, а для многих из них они даже являются родными. Однако з другой стороны Израиль является прифронтовым государством; страной, принадлежащей – при всей своей этнографической и религиозной специфике — к европейской цивилизации, которая вынуждена изо дня в день противостоять натиску агрессивного исламского фундаментализма, если угодно, страной сражающейся демократии. Большинство западноевропейских лидеров не могут или не хотят понять этого.

Соответственно визит израильского премьер-министра в Брюссель никак нельзя причислить к числу его дипломатических успехов, включающих в себя налаживание отношений с Индией, со странами Африки и Латинской Америки, не говоря уже о таком несомненном триумфе, каким стало для Биньямина Нетаньяху недавнее заявление президента США Дональда Трампа об официальном признании Иерусалима столицей Государства Израиль и начале подготовки перевода американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим.

По Западной Европе прокатилась и все еще продолжается волна антиизраильских и антисемитских демонстраций на фоне этого заявления Дональда Трампа. Однако сам по себе данный факт второстепенен для отношений между Израилем и странами ЕС, учитывая то обстоятельство, что в качестве организаторов и активных участников этих демонстраций выступают главным образом многочисленные иммигрантские мусульманские общины, осевшие в Западной Европе. Гораздо важнее то, что почти все европейские политические лидеры осудили заявление президента Дональда Трампа по Иерусалиму и отмежевались от него. Создается впечатление, что Биньямину Нетаньяху – по крайне мере пока – не удалось сдвинуть их с этой позиции. В условиях, когда руководство Палестинской национальной администрации (ПНА) заявляет, что США больше не могут быть посредниками на переговорах между ней и Израилем, а ЕС претендует на роль такого посредника, данное обстоятельство имеет большое значение. Арабов ЕС в качестве посредника вполне бы устроил, но нет никаких шансов, что на это согласятся израильтяне. А значит, очередной тупик в попытках достичь, так или иначе, урегулирования арабо-израильского конфликта неизбежен.

Для понимания основных причин и некоторых внутренних механизмов специфики отношений стран Западной Европы и в особенности Германии к еврейскому государству большой интерес представляет интервью с депутатом Европейского парламента, 44-летним немцем Маркусом Хорстом Хубертусом Прецеллем, которое было опубликовано в ведущей израильской газете «Исраэль га-Йом» во время визита премьер-министра Биньямина Нетаньяху в Брюссель. Прежде всего, Маркус Прецелль заявил израильскому корреспонденту, что в прошлом он был «одним из многих немцев, которые считали, что антисемитизма больше нет и кривили нос каждый раз, когда кто-то поднимал этот вопрос для обсуждения». Так продолжалось, по его словам, до тех пор, пока он не был избран три года назад в Европейский парламент от правой партии «Альтернатива для Германии» (Alternative für Deutschland). В этом контексте следует напомнить о том, что «Альтернатива для Германии» была основана лишь в 2013 году, а в результате выборов сентября 2017 года она уже стала третьей по величине фракцией в Бундестаге.

Антиизраильская, антисемитская атмосфера, царящая, по словам Маркуса Прецелля, в учреждениях Европейского союза и в залах Европейского парламента заставила его понять, что он ошибался относительно отсутствия антисемитизма. Он вышел из состава «Альтернативы для Германии» и создал новую правую партию под названием «Синяя партия» (Die blaue Partei  — синий – цвет так называемых «партий национальной свободы» в Европе). Теперь он стал одним из немногих западноевропейских политиков, открыто поддержавших заявление Дональда Трампа по поводу Иерусалима.

Свою позицию по этому вопросу Маркус Прецелль сформулировал следующим образом: «Иерусалим – столица Израиля. Она была определена в таком качестве Израилем. Поэтому отрицание реальности Германией, европейскими государствами и Европейским союзам не имеет значения. Это скорее европейская проблема, чем проблема Израиля. Есть еще целый ряд политиков, которые думают, как я. Но страх в Германии высказать это публично очень велик. Это интересно в свете того факта, что наш канцлер (лидер Христианско-демократического союза Ангела Меркель – В.Ч.) заявляла в прошлом, то защита Израиля — это высший национальный интерес Германии. В то же самое время в Германии существует общественная атмосфера, в которой многие политики боятся ясно признать израильскую реальность».

На вопрос корреспондента «Почему есть этот страх?» Маркус Перцелль ответил: «Из-за политических последствий, которые будет иметь принятие такой позиции. Это дело, которое касается свободы мысли. Политический дискурс в Германии однозначно пропалестинский и антиизраильский, в полном противоречии со всеми официальными декларациями. Политические речи по этому вопросу всегда начинаются словами о том, что оратор ничего не имеет против евреев, но должна же быть возможность при этом высказывать критику в адрес Израиля. И тогда, как правило, высказывается политическая оценка ситуации, которая завершается тем, что Израиль исчезнет через несколько лет с карты мира. Я слышу это не только в Германии, но и здесь, в Европейском парламенте. Фактически здесь даже чаще. Чем левее депутаты парламента, те труднее этим депутатам скрывать свою антисемитскую и антиизраильскую физиономию. Почти все фракции (Европейского – В.Ч.) парламента приняли одностороннюю позицию осуждения поселений (имеются в виду еврейские поселения в Иудее и Самарии и на Голанских высотах, а также еврейские кварталы в Восточном Иерусалиме, которые ЕС тоже рассматривает в качестве «поселений» — В.Ч.), и они полностью игнорируют то, что происходит с палестинской стороны, нарушения закона и прав человека, которые осуществляются там при европейском финансировании. И (по мнению большинства депутатов Европейского парламента – В.Ч.) следует настаивать на мирном процессе, который Израилю очень трудно распознать (в качестве мирного процесса – В.Ч.). Всякий раз, когда проваливается попытка оживить мирный процесс, вину возлагают на Израиль».

В продолжение интервью Маркус Прецелль отрицательно высказался относительно популярной в Европе и не только в Европе идеи урегулирования арабо-израильского конфликта на основе принципа раздела исторической Палестины/Эрец-Исраэль на два государства – Государство Израиль и независимое палестинское арабское государство. Он назвал приверженность большинства европейских политиков этому принципу «цеплянием за идею решения на основе двух государств, несмотря на то, что абсолютно ясно, что второе государство (то есть ПНА, претендующая на то, чтобы стать независимым палестинским арабским государством – В.Ч.) хочет добиться исчезновения Израиля. Европейцы не поддерживают отношений с Северной Кореей, потому что она хочет уничтожить Южную Корею, но не распространяют ту же политику на организации в секторе Газа или в Иудее и Самарии, которые провозглашают своей задачей уничтожение Израиля».

При этом Маркус Перцелль отрицал, что западноевропейские политики игнорируют призывы к уничтожению еврейского государства, раздающиеся со стороны ПНА и контролирующего сектор Газа ХАМАСа, и нарушения ими прав человека из-за страха перед исламским террором. «Для многих политиков в Европе террор все еще не является значимой темой, — сказал он, — Я потрясен, видя, до какой степени террор, который мы переживаем в Европе, не проник в сознание людей. Если посмотреть на то, что Израиль прошел за последние годы, можно увидеть то, что будет происходить в Европе. Люди еще не понимают этого, и поэтому я не думаю, что речь идет о страхе перед террором. Если бы был страх перед террором, уже давно бы проводили другую политику. Я думаю, что это проявление ненависти к себе, и Израилю не повезло, что в нем видят европейскую нацию и переносят европейскую ненависть к себе на Израиль».

Депутат Европейского парламента возлагает значительную часть ответственности за такую ситуацию на свою страну. «Влияние Германии огромно. Очень многое из того, что происходит здесь, в Европейском парламенте (в связи с Израилем – В.Ч.), происходит из Германии, — сказал он в частности, — И это позор. Здесь, в Брюсселе, принимаются одна за другой антиизраильские решения. Этим решениям присваивают другие названия: “мирный процесс на Ближнем Востоке” и тому подобное. Но под этим красивым заголовком есть принципиальные антиизраильские позиции, которым всегда гарантировано крупное большинство. Германия могла бы заявить, что она не может поддерживать этих вещей по историческим причинам (то есть из-за своей ответственности за Холокост – В.Ч.). Если бы Германия посредством своего канцлера или министра иностранных дел наложила бы вето в учреждениях Европейского союза, я уверен, что мы бы больше не услыхали об антиизраильских решениях в Европейском парламенте. Правительство Германии однозначно могло бы повлиять».

При этом Маркус Перцелль не усматривает особой разницы в отношении к еврейскому государству между германскими консерваторами (например, Ангелой Меркель и ее партией) и социал-демократами. «Между ними нет разницы даже в нюансах, несмотря на то, что в пользу консерваторов я могу сказать, что среди них еще есть несколько одиноких произраильских голосов. Но официальная позиция консервативной фракции совсем не отличается в этом вопросе от позиции социал-демократов, — заявил он по данном поводу.

Подводя итог, нельзя не констатировать того, что, судя по всему, изменение позиции Европейского союза в отношении арабо-израильского конфликта возможно не столько под влиянием израильской пропаганды и в частности дипломатических усилий Биньямина Нетаньяху, сколько под влиянием ухудшения ситуации на самом европейском континенте и в частности усиления угрозы исламского террора. В ближайшей же перспективе израильтянам приходится рассчитывать на поддержку своей позиции разве что теми сравнительно бедными и не слишком влиятельными странами-членами ЕС, которые были в относительно недавнем прошлом частью социалистического лагеря. Примером такой поддержки на данном этапе может служить только позиция правительства Чехии в поддержку декларации президента США Дональда Трампа об официальном признании Иерусалима столицей Государства Израиль.

52.24MB | MySQL:103 | 0,586sec