Об американо-европейских разногласиях по Ирану

Постпред США при ООН Никки Хейли намерена представить доказательства того, что Иран якобы снабжает йеменских мятежников-хуситов (сторонники движения «Ансар Аллах») ракетами и представляет угрозу для Саудовской Аравии и других союзников Вашингтона. Об этом сообщил во вторник американский телеканал Эн-би-си. По сведениям его источников из числа официальных лиц, Хейли намерена в течение недели продемонстрировать в штаб-квартире Разведывательного управления Министерства обороны США (РУМО, военная разведка) в Вашингтоне компоненты ракеты малой дальности, которую хоуситы ранее запустили в направлении Саудовской Аравии. Постпред США также покажет иные материалы, которые, как полагает Вашингтон, подтверждают, что «Иран нарушает договоренности в сфере нераспространения различных видов вооружений, а также, возможно, санкции ООН». Кроме того, как отмечает телеканал, Хейли намерена представить доказательства того, что Тегеран «оказывает дестабилизирующее влияние и угрожает союзникам США». В общем-то это означает, что Вашингтон начинает очередной виток кампании по попыткам убедить своих союзников в ЕС в деструктивной роли Тегерана, что сделает в случае успеха юридически ничтожной сделку по ИЯП. При этом американцы из сделки выходить не собираются (этот шаг останется без всякого ответа со стороны ЕС и приведет к самоизоляции США), но стараются заблокировать ее иными путями, возбудив в ООН кампанию по ракетной программе ИРИ с прицелом на нарушение Тегераном соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН. В общем-то этот ход просчитывался заранее, поскольку любые покушения на выполнение сделки по ИЯП расценивается в Брюсселе крайне болезненно. Последовательное выполнение ядерной сделки с Ираном — это ключевой вопрос европейской, региональной и глобальной безопасности. Об этом заявила во вторник 5 декабря верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини по итогам встречи с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном. «Мы также обсуждали Иран. Я заявила, что с точки зрения ЕС продолжение выполнения ядерной сделки с Ираном — это ключевой стратегический приоритет европейской, а также глобальной и региональной безопасности», — сказала она. В ответ Тиллерсон, признав важность ядерной сделки, заявил, что США «не оставят без ответа дестабилизирующие действия Ирана в регионе». К ним он отнес запуск 4 ноября повстанцами-хоуситами из Йемена баллистической ракеты по Саудовской Аравии, поставки оружия в Сирию и поддержку организации «Хизбалла», которую США считают террористической. То есть США пытается еще и позиционировать роль Ирана и ливанской «Хизбаллы» в Сирии как незаконную. И вот собственно несколько неуклюжие действия Госдепартамента США в связи с заявлением Р.Тиллерсона. Сразу отметим, что никаких внятных доказательств типа «сделано в Иране» на обломках ракеты, которым американцам предали из союзники из КСА, собрав их предварительно на своем столичном аэродроме, представлено не будет. Просто потому, что их там нет. Если вдруг они там появятся, то такие доказательства будут сродни знаменитой пробирке Пауэлла. Совершенно также очевидно, что никакие американские «доказательства» европейцев (не говоря уже о КНР и РФ) не убедят. Особенно после «вовремя» сделанного президентом США Д.Трампом заявления о переносе посольства из Телль-Авива  в Иерусалим. Сейчас американцы в лице того же Госдепартамента пытаются отыгрывать назад, ретушируя это заявление техническими возможностями сделать это практически только через 3 года минимум, но осадочек остался. Если проще, то и Брюссель, и арабские союзники Вашингтона начинают уставать от непредсказуемых действий президента Д.Трампа, которые сложно поддаются логике и плохо коррелируются с реальными интересами этих стран и устоявшимися принципами региональной безопасности. Попытки их сломать и переформатировать согласно видению Вашингтона воспринимаются европейцами очень негативно. В этой связи Брюссель уже не в первый раз очень четко и без всяких оговорок отказывает Вашингтону в солидарной позиции. Началось это все с выхода США из Парижского договора по климату; продолжилось в отношении сделки по ИЯП, а закончилась пока темой Иерусалима. Рискнем предположить, что эта обструкция политики администрации Д.Трампа со стороны европейцев продолжится. Он полагается в Европе «неизбежным злом», которое скоро исчезнет с политического горизонта в результате новых выборов. При этом необходимо и оправданно говорить о солидарной позиции ЕС по этим вопросам. Невнятная попытка в прошлом месяце президента Франции Э.Макрона поднять вопрос о пересмотре политики ЕС в отношении Ирана в связи с его ракетной программой, было обусловлено скорее паническими попытками спасти в рамках своего визита в Эр-Рияд несколько крупных контактов в области ВТС. Этого не получилось, соответственно и риторика Парижа быстро стихла. Этот момент еще раз демонстрирует нам абсолютную негибкость Саудовской Аравии, которая вместо того, чтобы переманивать в свой антииранский лагерь европейцев с утроенной силой с помощью экономики, фактически блокируют все их контракты в КСА. Вообще надо отметить, что неуемная энергия Э.Макрона в рамках попыток позиционировать себя в качестве системообразующего политика в мире благополучно была провалена прежде всего тем же Берлином, который полагает, что таковое место прочно должно ассоциироваться в ЕС только с Германией. Достаточно вспомнить, неудачную инициативу французского президента об организации военно-полицейской операции ЕС в рамках борьбы с работорговлей в Ливии, о которой сейчас все забыли в связи с молчаливым негативным отношением к ней со стороны Берлина и Рима.
Возвращаясь к иранской теме отметим, что все попытки американцев восстановить санкции против Ирана безусловно отвечают российским интересам в этой сфере. Прежде всего с точки зрения того, что любые такие действия и даже гипотетические возможности колебаний европейцев по иранскому досье автоматически толкают Тегеран в сторону Москвы. А значит делают его более сговорчивым в отношении российских инициатив по мирному урегулированию в том числе и на сирийском направлении. Позиция Москвы в этом варианте становится еще более принципиальной в связи с ее правом «вето» в Совбезе ООН, что делает невозможной воссоздание какой-либо санкционной системы против Ирана под зонтиком ООН. Это оставляет в режиме санкций очень крупные бреши и фактически нивелируют их эффект. А это очень сильно влияет на решимость США, они любят действовать исключительно в коалициях и под мандатом ООН.

52.29MB | MySQL:103 | 0,462sec