Еще раз о «негалахических евреях» в Израиле

Как известно, традиционное религиозное еврейское право – Галаха определяет принадлежность к еврейству по матери. Таким образом, дети еврейских отцов от нееврейских матерей евреями с этой точки зрения не считаются. При этом израильский Закон о Возвращении, на основании которого осуществляется репатриация в Израиль из еврейской диаспоры, распространяется не только на евреев, соответствующих определению Галахи, но и на детей евреев от нееврейских матерей и даже на внуков евреев и их нееврейских супругов. Все они получают полноценное израильское гражданство со всеми социальными и политическими правами, однако Министерство внутренних дел Израиля не регистрирует их в качестве евреев в своих внутренних документах (записи «национальность» в израильских удостоверениях личности нового образца нет). В ту же категорию попали и этнические евреи, которые в принципе отвечают критериям Галахи, но из-за отсутствия соответствующих документов не сумели доказать этого в израильском МВД. Такая ситуация привела к формированию в Израиле за последнюю четверть века весьма значительной (порядка 300 тысяч человек) группы населения, определяемой официальной израильской статистикой как «другие» — то есть, ни евреи, ни арабы. Например, в городе Бней-Аиш «другие» составляют, согласно официальным данным 2015 года, 18,6% населения, в Ариэле – 18%, а в Нацрат-Илите — 14,2%  и т.д.  Большую часть из них составляют репатрианты из бывшего СССР и их потомки.

При этом де факто «другие» являются безусловной частью еврейского национального коллектива. Их дети учатся в еврейских школах, они служат в обязательном порядке в израильской армии, они говорят на иврите, отмечают еврейские праздники и вообще, как правило, воспринимаются на уровне бытового сознания в качестве евреев – как евреями, так и арабами. Официальная израильская статистика, учитывая данное обстоятельство, предпочитает пользоваться категорией «евреи и другие». По сути, можно сказать, что именно «евреи и другие» являются государствообразующей нацией современного Израиля.

Переход из категории «другие» в категорию «евреи» возможен, благодаря существующему в иудаизме институту гиюра – процедуры принятия иудаизма неевреями. Для «других», учитывая все изложенные выше обстоятельства, эта процедура упрощена, однако и в упрощенном виде она устраивает в качестве решения далеко не всех. Во-первых, гиюр все же требует определенных усилий – занятий, экзаменов и преодоления тех или иных бюрократических препон. Во-вторых, выходцы из бывшего СССР в своей массе не слишком религиозны. Даже атеисты среди них не редкость. А гиюр – это сугубо религиозный процесс, базирующийся на законах Галахи, остановленных в раннем Средневековье.

Все это периодически приводит к возникновению эмоционально окрашенных конфликтных ситуаций, возникающих из-за несоответствия внутреннего самоощущения израильских граждан (особенно тех из них, кто вырос или даже родился в Израиле) и их записью в официальных документах израильского МВД. Учитывая электоральный потенциал «других» израильские политики, особенно израильские политики, родившиеся в СССР, принимают участие в этих конфликтах. При этом объектом их критики, как правило, становятся органы МВД и ультраортодоксальные религиозные партии.

Сейчас в Израиле возник и нашел свое отражение в СМИ очередной конфликт такого рода. Его суть сводится к следующему: некий Леонид Вайнштейн, будучи ребенком, репатриировался со своими родителями в Израиль из тогда еще советского Узбекистана 27 лет назад. Он вырос и служил офицером медицинской службы в ЦАХАЛе. Недавно Леонид Вайнштейн обратился в МВД Израиля для  уточнения своих данных в отделе регистрации населения и с удивлением обнаружил, что в выданном ему документе написано, что по национальности он русский, а по вероисповеданию – христианин.  Причиной такой записи явно стало то, что отец Леонида Вайнштейна – еврей, но вероисповедание его матери не зарегистрировано, а по национальности она зарегистрирована как русская.

Возмущенный Леонид Вайнштейн написал в этой связи пост в фейсбуке, в котором было сказано: «Так вот, несмотря на то, что я всю свою жизнь живу в Государстве Израиль, и у меня никогда не было «русского» (необходимо пояснить, что на иврите «русский» и «российский» обозначаются одним словом – «руси») паспорта и/или гражданства, выяснилось, что я русский, а не израильтянин. Поэтому, дорогое государство вместе со всеми, кто им управляет, отправляйся искать, кто будет платить тебе налоги, кто будет воевать за тебя на войне, и кто будет желать тебе блага в будущем. Я с тобой и с теми нелепыми людьми, которые управляют этим государством, закончил. Десять мер расизма и глупости опустились в этот мир, и все они упали на еврейское государство», — написал  в завершение своего поста Леонид Вайнштейн, перефразируя талмудических мудрецов и демонстрируя тем самым знакомство со стилем раннесредневековых еврейских религиозных источников.

Уроженец Биробиджана, депутат Кнессета Йоэль (Константин) Развозов от оппозиционной центристской партии «Еш атид», возглавляемой депутатом Кнессета Яиром Лапидом, обратился в этой связи с официальным письмом к министру внутренних дел Арье Дери, лидеру ультраортодоксальной религиозной сефардской партии ШАС, и попросил его немедленно изменить существующую ситуацию. «Я ожидаю, что Вы продвинете изменение закона с тем, чтобы этот гражданин Израиля (Леонид Вайнштейн – В.Ч.) смог поменять запись национальности на «израильтянин». В дополнение к этому следует изменить определение тех граждан, которые репатриировались на основании Закона о Возвращении, но не считаются евреями по Галахе, и вычеркнуть пункт «вероисповедание» из их записи в списках отдела регистрации населения – они точно не «христиане»».

Помимо этого, депутат Кнессета Йоэль Развозов подчеркнул в своем письме, что существующая практика дискриминирует и оскорбляет многих израильских граждан. «Обидно обнаружить, что Государство Израиль, являющееся государством, принимающим репатриацию, так относится к своим гражданам-репатриантам. Даже если этот гражданин не является евреем по Галахе, это не означает, что он христианин. По моему мнению, речь идет не менее, чем о расизме и о дискриминации целой группы граждан, осуществляемой государством и вашим министерством».

Безусловно, регистрация человека в качестве «русского» по национальности и «христианина» по вероисповеданию сама по себе никак не является оскорблением. Однако, учитывая, что говорящий на иврите и никогда не бывавший в России офицер запаса ЦАХАЛа Леонид Вайнштейн сам не считает себя русским и не был бы воспринят в качестве русского в России, это определение звучит как насмешка. Точно так же, как и регистрация в качестве «христианина» некрещеного человека, который ни в коей степени не воспринимает христианство в качестве «своей» религии. Учитывая, что конкретный Леонид Вайнштейн отнюдь не уникален в этом отношении, его дело может стать прецедентным.

Депутат Йоэль Развозов неслучайно упомянул в своем письме о специальных изменениях в законодательстве, необходимых для того, чтобы Леонид Вайнштейн, лишенный возможности  быть записанным по национальности евреем, мог бы числиться по национальности «израильтянином». Такой национальности в списке национальностей, признанных израильским МВД на сегодняшний день просто нет. Вопрос о введении записи «израильтянин» в графе национальность в случаях, подобных случаю Леонида Вайнштейна, неоднократно поднимался в прошлом, но до сих пор ничего в этом отношении не изменилось. Однако в том, что касается записи в графе «вероисповедание», законодательных изменений не требуется. Достаточно распоряжения министра внутренних дел чиновникам соответствующего отдела МВД. Не будучи в своей массе знакомыми со спецификой репатриантов из бывшего СССР, они наверняка записали Леонида Вайнштейна христианином не по злому умыслу, а только потому, что христианство является традиционной религией русских. Учитывая, что в Израиле существуют официально признанные государством христианские общины, ведущие регистрацию своих членов, к числу которых Леонид Вайнштейн не принадлежал и не принадлежит, определение его и других находящихся в его положении граждан Израиля в качестве «христиан» может быть при желании сравнительно легко опровергнуто в рамках существующих израильских законов.

62.83MB | MySQL:102 | 0,494sec