Энергетическая политика в Восточном Средиземноморье и роль Турции. Часть 14

В конце сентября месяца этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV), базирующийся в Анкаре, опубликовал исследование под заголовком «Роль Восточного Средиземноморья в становлении Турции в качестве центра энергетической торговли». Продолжаем рассмотрение третьего раздела документа, озаглавленного «Вероятные маршруты для (транспортировки) природного газа Восточного Средиземноморья». После того, как нами были рассмотрены варианты трубопроводных систем по маршрутам Израиль – Греция и Израиль – Турция обратимся к третьему варианту – Израиль – Египет. В данном случае речь идет о транспортировке добываемого Израилем природного газа, по трубопроводу, в Египет с последующим его сжижением на имеющихся в стране мощностях и поставками на рынки сбыта.

Как отмечают авторы отчёта, в настоящее время ведутся переговоры между партнёрами по разработке израильского месторождения «Лефиафан», компаниями Noble и Delek, — с одной стороны и работающим в Египте консорциумом Royal Dutch Shell Plc — с другой. В случае достижения договоренности, газ с месторождения «Левиафан» будет продаваться Египет для сжижения, а, кроме того, он может быть использован для удовлетворения нужд внутреннего египетского рынка, весьма ёмкого. Разумеется, снижение цен на сжиженный газ в мире делает эту сделку не слишком маржинальной. Однако, она, по крайней мере, является для Израиля одной из возможных альтернатив трубопроводным поставкам. Таким образом, у израильтян появляется реальная возможность диверсификации своих рынков сбыта.

Впрочем, как пишут авторы отчёта, не стоит забывать о том, что итальянская ENI уже приступила 28 мая 2017 года к зондажным работам на первом блоке месторождения «Зохр» и уже даже началось строительство трубопроводной системы для его поставок на «материк». Так что, если замыкание газа с месторождения «Левиафан» на Египет и может считаться выгодной сделкой – то только в краткосрочной перспективе.

В дальнейшем Египет, как обладатель крупнейшего в регионе газового месторождения, сможет не только самостоятельно удовлетворять свои потребности в газе, но и его экспортировать, полностью загрузив мощности своих терминалов по сжижению. Также, предсказуемым образом, турецкие авторы призывают читателей не забывать о политической нестабильности, царящей в крупнейшем арабском государстве, которая может негативным образом сказаться и на экономических проектах, в частности, — на рассматриваемом. Понятно, что подход к оценке и учёту рисков в долгосрочных многомиллиардных сделках должен быть особым.

Вообще, египетский газ становится конкурентом как израильскому, так и кипрскому, существенно сужая им пространство для маневра в поиске потенциальных потребителей. Достаточно отметить, что с точки зрения своей газовой инфраструктуры Египет намного опережает ту же Республику Кипр, которая, называя вещи своими именами, таковой не располагает вовсе. И здесь Турция становится и для Израиля, и для Республики Кипр заслуживающей внимания альтернативой (в смысле транспортным коридором – В.К.), повышающей шансы их успешной конкуренцией с Египтом. Не говоря уже о достаточно развитой турецкой инфраструктуре, да и о самом по себе турецкой рынке, закупочные цены на котором – относительно высоки, во всяком случае, по сравнению с рядом других стран.

Следующая, четвертая альтернатива транспортировки газа Восточного Средиземноморья – трубопровод между Республикой Кипр (Греческая администрация Южного Кипра в турецком варианте наименования – В.К.) и Египтом.

Собственно, здесь речь идёт о той же идеологии, что и в предыдущем варианте. То есть, о поставках газа с месторождения «Афродита» в Египет для последующего сжижения и перепродажи. Первым сигналом о наметившемся сотрудничестве между сторонами в газовой сфере стало подписание в 2016 году Соглашения об укреплении двусторонних экономических отношений. Однако, какие бы соглашения не подписывались, бумага не в состоянии изменить того, что запасы на месторождении «Афродита» — достаточно ограничены, а в самой Республике Кипр отсутствует необходимая газовая инфраструктура. Последнее обстоятельство, в свою очередь, обуславливает необходимость масштабных инвестиций в отрасль, для которых у самой Республики недостаточно ресурсов. Собственно, этим и вызван поиск греками-киприотами стратегических партнёров за рубежом, одним из которых, со всеми сделанными оговорками, может стать Арабская Республика Египет.

И, наконец, в качестве пятого, последнего на настоящий момент, варианта может рассматриваться трансграничный проект строительства магистральных линий электорпередач. Которые должны пройти от стран-экспортёров природного газа к странам-потребительницам, испытывающим трудности с электроэнергией. Стоит сразу оговориться, что данный проект является не альтернативой, а лишь дополнением ко всем прочим, упомянутым ранее.

Разумеется, речь в данном случае пойдет, в первую очередь, о «ближайшем зарубежье». В качестве одного из подобных регионов с дефицитом электроэнергии турецкими авторами называется Палестина. Среди прочих могут быть Республика Кипр и Турецкая Республика Северного Кипра, которые обнаружив у себя запасы природного газа, не обладают газовыми электростанциями для конвертирования «голубого топлива» в электроэнергию. И, понятно, что построить газопровод до Египта, где есть ТЭС, должно оказаться дешевле, чем строительство электростанций.

52.18MB | MySQL:103 | 0,769sec