Размышления о предотвращении терактов в Санкт-Петербурге

В ходе телефонного разговора президент РФ Владимир Путин поблагодарил американского президента Дональда Трампа за информацию о сторонниках «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) предоставленную российской стороне сотрудниками ЦРУ. Переданные данные касались готовящихся терактов в Санкт-Петербурге. Согласно заявлению Белого дома, главы государств согласились, что эта ситуация служит позитивным примером сотрудничества наших стран. О разговоре двух лидеров и предотвращённом теракте. «Владимир Путин поблагодарил Дональда Трампа за переданную Центральным разведывательным управлением США информацию, которая помогла задержать террористов, готовивших взрывы в Казанском соборе Санкт-Петербурга и в других людных местах города. Полученная от ЦРУ информация оказалась достаточной для розыска и задержания преступников», — говорится в сообщении Кремля. Российский лидер попросил президента Соединённых Штатов передать слова благодарности директору ЦРУ Майку Помпео и оперативным сотрудникам американской разведки, которые получили эту информацию.

Для начала отметим, что спецслужбы всегда делятся друг с другом по каналам партнерских связей информацией о готовящихся резонансных терактах. Даже несмотря на уровень двусторонних государственных отношений. По крайней мере, так всегда и при всех условиях обстоит дело касательно российской стороны. Теперь о самом инциденте. Первое ощущение — все очень непонятно. Напомним, что первоначально прошла информация о бдительном гражданине в Санкт-Петербурге, который заподозрил, что в сдаваемом им ангаре готовят какие-то СВУ. Или, по крайней мере, проводят непонятные химические опыты. В результате были арестованы два молодых человека, этнические русские, которые действительно делали СВУ. Возраст этих молодых людей (18 лет), их внешний вид и готовность сдавать всех своих подельников свидетельствует о том, что скорее всего они являются химиками-любителями и «революционерами», которые решили на свой страх и риск совершить теракты.  По крайней мере, они очень не похожи на сторонников ИГ по визуальным признакам, хотя история знает и такие примеры перехода этнических русских в ряды джихадистов. Но этому обычно предшествует переход такой категории лиц в ислам. Это обязательное условие. Про это в пресс-релизах российских правоохранителей пока вообще не слова, и на новообращенных мусульман задержанные вообще не похожи. Затем были арестована группа из двух дагестанцев и одного таджика, которых, как выяснятся, арестовали по наводке американцев. При этом связь между двумя русскими террористами и второй группой еще не установлена. То есть, эти две группы, возможно, действовали автономно друг от друга. Это подтверждает и тот факт, что  один из  «химиков» проводил доразведку цели предстоящего теракта (Казанский собор). Это как раз выходит за рамки чисто «инженерной функции». Дагестанцы утверждают, что изъятая у них взрывчатка и автоматы были им подброшены, а в отношении демонстрируемых изъятых  пропагандистских  материалов ИГ на русском языке есть серьезные сомнения с точки зрения их реальной принадлежности к данной категории печатной продукции. Тем более, что ИГ отводило  печатной продукции в рамках пропаганды «вторичную роль» (это в основном англоязычный журнал «Дабик»), а основной упор в этом ключе делало именно на интернет.

И на этом фоне неожиданно появляется вся эта история с предоставлением первичной информации по каналам ЦРУ. Именно ЦРУ, поскольку за партнерские связи с российскими коллегами отвечает именно это ведомство. При этом рискнем предположить, что источником получения данных были как раз не оперативники ЦРУ, а технари АНБ. В этой связи обратим на информацию ФСБ РФ по итогам ареста всей этой группы — «связь со своим куратором за границей (рискнем предположить, что это или сирийской Идлиб, или Турция) террористы поддерживали посредством мессенджера «Телеграмм». Поздравим пользователей этого мессенджера и его основателя П.Дурова, который упорно не хочет предоставлять ФСБ ключей дешифровки: его мессенджер давно и успешно «читают» американские спецслужбы. И это не мудрено, поскольку 90 процентов коммуникаций между сторонниками ИГ и их соратниками в разных странах мира осуществляется именно по этому каналу. А АНБ  — безусловный мировой лидер в рамках технологий перехвата. Отметим, что пока в этой истории очень много непонятного, но вырисовывается следующая картина. Две эти группы работали автономно друг от друга, а русские «химики» при этом   являются дилетантами и инициативниками. Насчет их принадлежности к ИГ не уверены, а вот принадлежность к воинствующим сторонникам борьбы против засилья церкви очень вероятна. Вторая группа, скорее всего, является как раз исполнителями акции со стороны заказчиков т.н.  «центральноазиатского террора». На это указывает и присутствие гражданина Таджикистана (он скорее всего и является работодателем для дагестанцев), и в общем нетипичное для чечено-дагестанского крыла террористов дилетантское поведение.   Последние  очень редко  хранили уликовые материалы (оружие и компоненты для СВУ) в местах своего проживания в крупных российских городах. С точки зрения соблюдения  всех принципов конспирации абсолютно логичная вещь. Вообще дагестанское и чеченское подполье в свое время демонстрировало более изощренное владение этим ремеслом, а СВУ обычно изготавливали у себя дома на Кавказе и уже потом переправляли и закладывали в оборудованных в непосредственной близости от основных городов тайниках. То же самое касалось и оружия. Все это доставалось непосредственно перед терактом.  Одновременно обратим внимание на то, что накануне всех этих событий в Москве была арестована очередная группа «центральноазиатских» террористов, которые планировали подрывы в столице на Новый год и рождество. И этот момент свидетельствует о том, что настроенность ряда таджикских политических элит на послание жестких сигналов Москве о нарушении баланса сил в республике продолжает иметь место. И это еще более настораживающая информация

52.28MB | MySQL:103 | 0,750sec