Ливия обладает значительным неиспользованным нефтяным и газовым потенциалом. Ежегодный прирост балансовых запасов углеводородного сырья в стране превышает ежегодные объемы добычи во все годы существования нефтегазового комплекса, что отвечает интересам будущих поколений ливийцев. Подтвержденные нефтяные запасы Ливии составляют 36 млн баррелей нефти, хотя ливийское руководство утверждает, что реальные запасы составляют не менее 100 млрд баррелей. В случае если цифра в 100 млрд баррелей будет подтверждена, Ливийская Джамахирия станет обладателем 10% мировых запасов нефти, что сравнимо лишь с запасами Кувейта.
В данное время в стране добывается около 1,7 млн баррелей нефти в день. В ближайшие семь лет ливийское руководство планирует увеличить добывающий потенциал страны до 3 млн баррелей. Этому в немалой степени способствовал пересмотр существующего с 1955 г. нефтяного законодательства страны («Закон о нефти»). Новые положения закона предусматривают более гибкие условия для инвесторов, а также открывают для иностранного капитала такие сферы, как нефтепереработка и нефтехимия. В последующие десять лет на нефтеразведочные работы в Ливии планируется выделить 30 млрд дол. США (1).
В своем официальном заявлении Кувейтскому агентству новостей представитель Ливийской национальной нефтяной компании (ННК) Тарек Хассан Бек заявил о том, что руководство его страны поощряет капиталовложения международных нефтяных компаний в нефтеразведочные работы, так как на настоящее время разведано лишь 37% ливийских нефтяных месторождений (2). Ливийская ННК предлагает иностранным компаниям-инвесторам около 150 нефтегазоносных блоков на суше и на шельфе Средиземного моря. Ливия заинтересована в расконсервации и введении в эксплуатацию открытых месторождений (около 40 блоков), в бурении, обустройстве и начале промышленной добычи из месторождений, которые ранее не вводились в эксплуатацию (около 90 блоков). Руководство страны также планирует провести работы по восстановлению и ремонту скважин, ремонту подземного и наземного оборудования для добычи и транспортировки нефти.
2 октября 2005 г. были объявлены результаты второго раунда международного тендера по добыче и получению прав на разработку двадцати шести ливийских нефтяных зон. Результаты были достаточно неожиданные. 44 лицензии на получение права разработки и добычи нефти получили преимущественно азиатские и европейские компании. Лишь одну лицензию получила американская компания «Экссон мобил». Японские предприниматели получили право на разработку шести нефтяных месторождений, богатых на нефть. По словам одного из японских представителей, состоявшийся второй раунд был не просто конкуренцией, а «состязанием не на жизнь, а на смерть, в котором японцы стали победителями» (3).
Для того чтобы проанализировать тактику действий японских нефтяных компаний, следует отметить следующее. В феврале 2000 г. Япония лишилась своих прав на нефтяное месторождение «Хафиль» в нейтральной зоне между Кувейтом и Саудовской Аравией, которым обладала с 1957 г. Эта неудача заставила японских предпринимателей более активно и разумно подойти к поиску других мировых источников нефти. К числу проблем относится то, что Япония — одно из наиболее зависящих от арабской и иранской нефти государств мира — стремительно теряла свое ранее значительное присутствие на нефтяном рынке. По мере усиления соперничества за нефтяные ресурсы между Японией и Китаем, а также с другими странами японское правительство и бизнес-элита государства прилагают мощные усилия для того, чтобы достичь своего присутствия в регионе. Соглашение о разработке нефтяного месторождения в Азадегане (Иран) японской корпорацией «Инпекс» подверглось критике со стороны США. Под вопросом осталась судьба соглашений между японскими нефтяными компаниями и правительствами Египта, Судана и Ирака.
В ходе первого раунда нефтяного тендера в январе 2005 г. усилия японцев закончились неудачей. На то время одиннадцать из пятнадцати нефтяных зон заполучили американские компании. Все японские бизнесмены были шокированы результатами, так как ожидалось, что в определенной степени удача будет и на их стороне. Впрочем, на волне своей неудачи японцы пересмотрели свои подходы и выработали ряд более эффективных решений.
В январе 2005 г. японские нефтяные компании отказались от совместных действий и выдвинули независимые предложения. Вследствие этого у представителей ливийской стороны сложилось впечатление, что финансовый потенциал японских компаний весьма незначителен и в случае предоставления им прав на разработку те вряд ли смогут достичь заметного результата. Кроме того, японские компании проявили интерес лишь к бизнес-сделкам и не питали заметного интереса к программам развития ливийского социума. В целом, это не способствовало созданию атмосферы доверия между двумя странами.
На протяжении 2005 г. японские компании в корне пересмотрели свои стратегии и определили новые подходы, которые должны были зарекомендовать себя более эффективно. Вместо того чтобы действовать по отдельности, японские нефтепромышленники сформировали групповые предложения. Некоторыми их партнерами стали японские и европейские компании, которые потерпели подобную неудачу в ходе первого раунда.
Кроме того, японские нефтяные компании постарались убедить ливийскую сторону в своей приверженности долговременному развитию и процветанию ливийского общества. Одним из этапов этой стратегии стал визит японских нефтяных бизнесменов во главе с бывшим министром иностранных дел Японии Какизавой Коджи в Ливию в марте 2005 г К. Коджи был архитектором нефтяного диалога с Ливией задолго до снятия с нее санкций ООН (2003 г.). Представители делегации встретились с Сейф Исламом Каддафи — сыном ливийского лидера М. Каддафи и его возможным преемником, с другими официальными лицами государства.
3 апреля 2005 г. Сейф Ислам Каддафи совершил ответный визит в Японию. В ходе визита он провел приватную встречу с премьер-министром Японии Коизуми Юниширо, министром финансов Танигаки Садаказу, министром коммуникаций Ассо Таро, министром образования Накаямой Нариаки и спикером парламента Конно Йохеи. 5 апреля С.И. Каддафи открыл художественную выставку в Токио под названием «Пустыня не безмолвна», на которой были представлены археологические артефакты из Ливии, а также его собственные картины. На выставке присутствовали принц Микасо Томохито, бывший премьер-министр Мори Йоширо (специалист в области японско-африканских отношений) и министр охраны окружающей среды Коико Юрико (свободно владеет арабским языком). По окончании визита С.И. Каддафи принял участие в выставке «Аичи экспо», где Ливия организовала национальный павильон. Выставку посетили 12 тыс. человек.
Японские нефтяные компании также сыграли в этих мероприятиях определенную роль. Так, они на 75% профинансировали проведение художественной выставки «Пустыня не безмолвна» в г. Акасаке. Несмотря на сжатый рабочий график С.И. Каддафи, представители японских нефтяных компаний все же добились встречи с ним. Значимость проведенного с сыном ливийского лидера диалога получила широкий резонанс в японском обществе.
После обмена визитами на высшем уровне последовали и другие. В июне 2005 г. заместитель министра иностранных дел Японии Аисава Ичиро совершил визит в Триполи, где встретился с ливийским лидером Муаммаром Каддафи. Японский дипломат передал главе государства приглашение от премьер-министра своей страны посетить Японию.
Данные дипломатические маневры сформировали необходимый плацдарм для победы японских нефтепромышленников в ходе второго раунда 2 октября 2005 г. Права на нефтеразработку были получены и разделены пятью японскими нефтяными компаниями: «Инпекс корпорейшн», «Джапан Петролеум эксплорейшн компани», «Мицубиши корпорейшн», «Ниппон ойл корпорейшн» и «Тейкоку ойл». Для некоторых из этих компаний это был первый успешный нефтяной контракт в арабском мире. Японские компании планируют начать добычу нефти из ливийских месторождений в 2011-2012 гг.
На фоне роста цен на нефть и конкурентной борьбы нефтяных компаний японский успех в Ливии впечатляет. Эта победа позволила Японии и Ливии диверсифицировать ряды своих бизнес-партнеров.
Подробная информация о зонах, предоставленных японским компаниям в ходе второго раунда, приведена ниже.
Блок 2 (оффшорная зона). «Ниппон ойл корпорейшн» — 90% (оператор). «Мицубиши корпорейшн» — 10%.
Блок 40 (оффшорная зона). «Джапан Петролеум эксплорейшн компании» — 42% (оператор). «Ниппон ойл корпорейшн» — 38%. «Мицубиши корпорейшн» — 20%.
Блок 42 (северо-восточная зона). «Тотал» (Франция) — 60% (оператор). «Инпекс корпорейшн» — 40%.
Блок 81 (западная зона). «Тейкоку ойл» — 73% (оператор). «Мицубиши корпорейшн» — 27%.
Блок 82 (западная зона). «Тейкоку ойл» — 73% (оператор). «Мицубиши корпорейшн» — 27%.
Блок 176-4 (юго-западная зона). «Джапан Петролеум эксплорейшн компании» — 100% (оператор) (4).
Основным лидером двух раундов проведенных нефтяных тендеров стали США. Американские компании покинули Ливию в 1986 г. после введения США экономических санкций против Ливии. Отмена односторонних санкций со стороны США в апреле 2004 г. позволила Ливии привлекать американских инвесторов и без ограничений возобновлять закупки оборудования и технологий для оснащения и модернизации своего нефтегазового комплекса.
Национальный совет США по внешней торговле, куда входит около 300 транснациональных корпораций, в том числе «Эксон мобил», «Шеврон Тексако», был заинтересован в скорейшей отмене санкций Вашингтона в отношении Триполи. Глава Национального совета Уильям Рейнш придерживался мысли, что в случае сохранения действия санкций американские компании могут окончательно утратить свои позиции на ливийском нефтяном рынке, а доминирующие позиции могут занять такие европейские корпорации, как итальянская «ЭНИ» и испанская «Репсол». Тот факт, что ежесуточно в Ливии добывается 1,4 млн баррелей нефти, обусловил стремление американских нефтяных гигантов любой ценой получить заказы на разработку месторождений «черного золота» в стране, где самым большим шельфовым нефтяным месторождением является Эль-Бури с запасом нефти в 2 млрд баррелей.
В сентябре 2004 г. Ливия завершила переговоры с американскими нефтяными и газовыми компаниями, желающими возобновить деятельность в этой африканской стране. Была достигнута договоренность о том, что американские компании продолжат работу в Ливии на прежних условиях. В африканскую страну возвратилась американская группа компаний «Оасис», в которую входят компании «Коноко Филипс», «Амерада Хесс», «Марафон ойл корпорейшн» и «Оксидентал Петролеум корпорейшн».
В начале января 2005 г. в Ливии состоялся тендер на получение права разработки и добычи нефти и природного газа на пятнадцати месторождениях государства. 10 января 2005 г. были объявлены победители аукциона. Ими стали американские компании «Оксидентал Петролеум корпорейшн», «Амерада Хесс корпорейшн», «Шеврон Тексако корпорейшн». Европейских компаний, сотрудничавших с Ливией во время действия санкций, среди победителей конкурса на разработку ливийских месторождений не оказалось. По словам вице-президента компании «Амерада Хесс» Эндрю Лоджа, «Северная Африка в целом и Ливия, в частности, являются для нашей компании чрезвычайно важным регионом, где мы хотели бы увеличивать свое присутствие». Нью-йоркская «Амерада Хесс» получила первые 15 контрактов, выставленных на аукционе в Триполи, а «Оксидентал Петролеум корпорейшн» в кооперации с компанией «Лива» из ОАЭ получила еще 14 контрактов. Четыре контракта получила группа компаний, в которую вошла австралийская «Вудсайд Петролеум». Среди других победителей по итогам конкурса оказались бразильская «Петробас», индийская «Индиан ойл корпорейшн», австралийская «Ойл Серч Лтд», канадская «Веренекс энерджи инк.» и алжирская «Сонатрак» (5).
Корпорация «Оксидентал Петролеум корпорейшн» объявила о том, что ливийские власти подтвердили право компании на возобновление нефтедобычи в Ливии в соответствии с ранее заключавшимися контрактами. В начале 2005 г. данная корпорация стала первой нефтяной компанией США, возобновившей нефтедобычу в Ливии после получений лицензий на следующие 9 из 15 нефтяных блоков в ходе первого раунда нефтяного тендера.
Блок 35 (оффшорная зона) — 35%. Оператор — компания «Вудсайд Петролеум Лтд.» (Австралия) — 55%. Оставшиеся 10% — компания «Лива енержи», ОАЭ.
Блок 36 (оффшорная зона) — 35%. Оператор — компания «Вудсайд Петролеум Лтд.» (Австралия) — 55%. Оставшиеся 10% — компания «Лива енержи», ОАЭ.
Блок 52 (оффшорная зона) — 35%. Оператор — компания «Вудсайд Петролеум Лтд.» (Австралия) — 55%. Оставшиеся 10% — компания «Лива енержи», ОАЭ.
Блок 53 (оффшорная зона) — 35%. Оператор — компания «Вудсайд Петролеум Лтд.» (Австралия) — 55%. Оставшиеся 10% — компания «Лива енержи», ОАЭ.
Блок 59 (бассейн Киренаики) — 90% (оператор). Оставшиеся 10% — компания «Лива енержи», ОАЭ.
Блок 106 (бассейн Сирта) — 90% (оператор). Оставшиеся 10% — компания «Лива енержи», ОАЭ.
Блок 124 (бассейн Сирта) — 90% (оператор). Оставшиеся 10% — компания «Лива енержи», ОАЭ.
Блок 131 (бассейн Мурзука) — 90% (оператор). Оставшиеся 10% — компания «Лива енержи», ОАЭ.
Блок 163 (бассейн Мурзука) — 90 % (оператор). Оставшиеся 10% — компания «Лива енержи», ОАЭ.
В октябре 2005 г. после 20-летнего перерыва корпорация «Оксидентал Петролеум корпорейшн» (Лос-Анджелес) возобновила поставки нефтяного сырья из Ливии. Активы «Оксидентал Петролеум корпорейшн» включают три производственные мощности. Корпорация имеет интересы в 13 нефтеразрабатываемых зонах (общая площадь территории — 130 тыс. кв. км) Ливии. Ежедневная нефтедобыча «Оксидентал Петролеум корпорейшн» в Ливии составляет около 22 тыс. баррелей (6).
В ноябре 2005 г. представители корпорации заявили о намерении проводить активную нефтедобычу в Ливии на протяжении последующих четырех лет и продолжать вести дальнейшую конкуренцию в предстоящих тендерах с целью получения прав на лицензии. По словам исполняющего вице-президента «Оксидентал Петролеум корпорейшн» Джона Винтермана, «корпорация заняла в Ливии достаточно обширную зону и в течение двух-четырех лет планирует пробурить 30 нефтяных скважин с целью открытия новых месторождений нефти». Корпорация не достигла успеха в ходе второго раунда, проведенного в октябре 2005 г., но остается держателем наибольшей лицензии на нефтеразведывательные работы. Корпорация также достигла соглашения с ливийским правительством по вопросу возвращения активов, принадлежавших ей до применения американских санкций в 1986 г.
С целью обнаружения наиболее подходящих площадок для бурения представители «Оксидентал Петролеум корпорейшн» планирует провести сейсмические тесты уже к концу 2005 г. и начать бурение скважин в 2006 г. С целью проведения успешных нефтеразведочных работ представители компании планируют использовать новейшие технологии (7).
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что ливийское руководство считает целесообразным и полезным диверсифицировать своих нефтяных партнеров. Данная тактика в целом будет содействовать проведению нефтяной дипломатии на основе здоровой конкуренции и с учетом ливийских национальных интересов.
1. http://www.middle-east-online.com
2. Kuwait News Agency, 1/10/05.
3. Reuters, 16.09.2004.
4. Penn Michael The roots of the Japanese oil victory in Libya// http://www.japanfocus.org/article.asp?id=432
5. http://www2.interfax.ru/rus/news/business/050131/85211/story.html
6. Los Angeles Times, 28/09/05.
7. Gulf Day News, 11/11/2005.