Энергетическая политика в Восточном Средиземноморье и роль Турции. Часть 15

В конце сентября месяца этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV), базирующийся в Анкаре, опубликовал исследование под заголовком «Роль Восточного Средиземноморья в становлении Турции в качестве центра энергетической торговли». Продолжаем рассмотрение третьего раздела документа, озаглавленного «Вероятные маршруты для (транспортировки) природного газа Восточного Средиземноморья» и, в частности, пятого варианта, подразумевающего генерацию электроэнергии на добываемом природном газе и её трансграничные поставки.

Как уже было отмечено ранее, для стран обладательниц ресурсной базой, под которыми, в первую очередь, подразумеваются Республика Кипр и Турецкая Республика Северного Кипра, экономически оправданным являются поставки своего газа в Египет и в Израиль, располагающие тепловыми электростанциями, работающими на газе. После чего вырабатываемая электроэнергия может поставляться в регионы дефицита, в частности, авторы отчёта указывают в сторону Палестины.

Разумеется, у торговли электроэнергией есть свои, характерные особенности, по сравнению с поставками природного газа. Главной из них является то, что электроэнергию, в отличие от газа (или от любого другого вида топлива) невозможно запасать в специальных хранилищах. Таким образом, важнейшей задачей является постоянное поддержание на рынке баланса спроса и предложения, за что ответственным являются специальные структуры – государственные электроэнергетические регуляторы. И, говоря об экспортных поставках электроэнергии, объем поставок, а, следовательно, и поступающей выручки, будет варьироваться в зависимости от целого ряда факторов, включая сезонный. Так что «в лоб», без учёта конкретных особенностей сделок, сравнивать предлагаемую альтернативу с прочими вариантами, рассмотренными в предыдущих разделах, не представляется возможным.

Впрочем, как дальше становится понятно из текста отчёта, турецкие авторы, помимо генерирующих мощностей Египта и Израиля, готовы ещё предложить вариант Турции (вполне справедливо, с учётом того избытка генерирующих мощностей, который образовался в последние годы в  стране – В.К.).

Как они указывают, Турция в 2011 году вошла в Европейскую сеть передающих операторов (ENTSO – E), что открыло возможность для организации постоянной и бесперебойной торговли электроэнергией между Турецкой Республикой и странами Европейского Союза. Одновременно, Турция осуществляет торговлю с целым рядом своих соседей, в числе которых стоит упомянуть Болгарию, Грузию и Азербайджан. Таким образом, в качестве одного из вариантов могла бы рассматриваться организация подобной системы торговли электроэнергией в регионе Восточного Средиземноморья, подразумевающей добычу природного газа, её превращение на газовых электростанциях в электроэнергию и последующие взаимные поставки.

В качестве одного из драйверов, определяющих целесообразность подобного подхода, является разрушенная или пострадавшая энергетическая инфраструктура региона Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока (в результате не прекращающихся ближневосточных конфликтов – В.К.). Это стало причиной наблюдающихся в регионе дефицита и/или регулярных перебоев в поставках электроэнергии. Не будем вслед за авторами повторять банальности, относительно значения «электрификации всей страны». И так понятно, что все стороны современной жизни, так или иначе, завязаны на электроэнергию, что лишний раз подтверждает актуальность постановки вопроса – а, именно, организации бесперебойных поставок электроэнергии в проблемные регионы, как методом трансграничных поставок, так и восстановления / строительства новых генерирующих мощностей.

Итак, переходим к заключительному разделу документа, озаглавленному «Выводы и предложения» касательно развития газовых месторождений Восточного Средиземноморья, чьи резервы оцениваются на уровне около 3,4 трлн ку. м. Ведущими странами в этом смысле являются Израиль, Египет и Республика Кипр, чья внешняя политика после этого оказывается неразрывно связана с глобальной энергетикой.

Как рассуждают авторы (возможно несколько идеалистично – В.К.), что средиземноморские месторождения способны принести в регион стабильность. По крайней мере, в силу того, что реализация масштабных энергетических проектов, сама по себе, диктует необходимость кооперации на основе принципа «win — win».

Самой проблемной географией региона являются исключительные экономические зоны Республики Кипр и Турецкой Республики Северного Кипра (а точнее разный взгляд сторон на территориальные права – В.К.). В настоящее время две части острова пытаются проводить работы в одностороннем порядке, что, очевидно, вредит «общему делу».

Если говорить о другой стороне вопроса, то важнейшей проблемой являются пути доставки энергоносителей на внешние рынки. И здесь наиболее часто обсуждаемым проектом являются поставки газа по газопроводу Восточного Средиземноморья, который должен связать между собой Израиль – Республику Кипр  и Грецию. Впрочем, главным барьером была и остается высокая стоимость проекта и отсутствие внятных гарантий на покупку «голубого топлива» потребителями. Достаточно отметить, что вплоть до настоящего времени ни одного соглашения по финансированию проекта подписано не было. В этом смысле удачной альтернативой могла бы стать Турция со своей трубопроводной инфраструктурой, которая существенно снижает «цену вопроса». Разумеется, одним из ключевых вопросов здесь является окончательная нормализация отношений между Израилем и Турцией (что видится не слишком реалистичным с учётом достаточно воинственной турецкой позиции в отношении Израиля – В.К.). Как бы то ни было, Турция, в сфере энергетической политики, не оставляет своих попыток по превращению своего Средиземноморского порта Джейхан в газовый хаб, как минимум, регионального значения.

52.29MB | MySQL:103 | 0,441sec