О политических перспективах «Аль-Хашед аш-Шааби» в Ираке

Завершение борьбы против террористов из «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) на севере Ирака и Сирии вновь ставит вопрос о роли месте «Аль-Хашед аш-Шааби»  (Отрядов народной мобилизации) в иракской политической жизни. Вооруженные формирования «Аль-Хашед аш-Шааби»  были созданы в июле 2014 года согласно фетве духовного лидера иракских шиитов великого аятоллы Али ас-Систани. Причиной образования шиитских добровольческих формирований явилось позорное бегство частей регулярной иракской армии из Мосула, что привело к оккупации этого города джихадистами из ИГ. Позже Отряды народной мобилизации были ударной силой в сражениях против ИГ в провинции Салах эд-Дин, в Самарре, Амерли, Баляде, Фаллудже. В ходе антитеррористческой операции в Мосуле, длившейся почти год, отряды «Аль-Хашед аш-Шааби» действовали в основном в районе военной базы Кайяра, а также блокировали подход подкреплений к позициям ИГ со стороны сирийской границы. В октябре 2017 года «Аль-Хашед аш-Шааби» повели молниеносную операцию по возвращению Киркука под контроль центрального иракского правительства. Разумеется, она не могла бы состояться без сделки Ирана с боевиками курдских вооруженных формирований Патриотического союза Курдистана (ПСК). Однако проведение этой операции усилило престиж «Аль-Хашед аш-Шааби».   Отряды «Аль-Хашед аш-Шааби», располагавшие на первом этапе толькострелковым оружием, в настоящее время имеют на вооружении бронетехнику, установки залпового огня и беспилотники. Вся эта военная техник поступила от Ирана. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что «Аль-Хашед аш-Шааби» вписывается в схему создания Тегераном негосударственных вооруженных формирований в ближневосточном регионе таких как «Хизбалла» в Ливане, «Ансар Алла» в Йемене, которые вполне могут конкурировать на поле боя с регулярными армиям и одновременно служат проводниками иранского влияния. За три года войны против ИГ «Аль-Хашед аш-Шааби» выросли в серьезную боевую силу, что позволило иракскому правительству в ноябре 2016 года узаконить их в качестве некоего аналога национальной гвардии.

В настоящее время численность «Аль-Хашед аш-Шааби» составляет 120 тысяч человек, причем 30 тысяч из них не являются шиитами. В составе Отрядов народной мобилизации воюют христиане, езиды и даже сунниты. В районе Синджара сформирована бригада «Хашед езиди». Местные езиды убеждены в том, что летом 2014 года пешмерга Масуда Барзани предали их, позволив джихадистам из ИГ занять их районы, а «Аль-Хашед аш-Шааби» способствовали  освобождению 300 тысяч жителей Синджара. В составе Сил народной мобилизации воюют также туркоманская бригада и бригада иракских христиан «Вавилон». Бойцы «Аль-Хашед аш-Шааби» гордятся тем, что установили защиту над 120 тысячами семей беженцев, покинувших в 2014 году территории, контролируемые «Исламским государством». В основном это были туркоманы, езиды и шабаки. Шиитские ополченцы обеспечивали их продовольствием, мазутом, генераторами. В составе «Аль-Хашед аш-Шааби» воюют около 20 тысяч суннитов. Конечно, здесь имеет место и политический расчет. Суннитские бойцы использовались, например, при занятии Фаллуджи. Учитывая суннитско-шиитский конфликт в Ираке, присутствие шиитских боевиков в этом городе было бы крайне нежелательно. Тем не менее, «Аль-Хашед аш-Шааби» удалось сформировать определенную агентуру влияния среди суннитов. Одним из ее лидеров является Язан Мишан аль-Джубури, сын губернатора провинции Салах эд-Дин Мишана аль-Джубури. Учитывая то, что племя джуббур в окрестностях Тикрита было в свое время одной из опор режима Саддама Хусейна, это немалое достижение.

Тем не менее, усиление «Аль-Хашед аш-Шааби» вызывает опасения как внутри Ирака, так и за его пределами. В Багдаде многие политики боятся, что Отряды народной мобилизации станут своего рода преторианской гвардией, которая будет по своей прихоти свергать и назначать правительства. Они опасаются также, что «Аль-Хашед аш-Шааби» может оказаться препятствием в урегулировании суннитско-шиитского конфликта. Известный шиитский политик Ирака, лидер движения «Ахрар» Муктада ас-Садр 11 сентября призвал «Аль-Хашед аш-Шааби»» влиться в ряды иракской армии и не участвовать в выборах. Он также предложил разоружить свою бригаду «Сарайя ас-салам», входящую в состав Отрядов народной мобилизации. В своем выступлении по иракскому телевидению М.ас-Садр посоветовал правительству наказать «неконтролируемые элементы в рядах «Аль-Хашед аш-Шааби», виновные в нарушениях прав человека». Он также попросил иракское правительство  «ни под каким видом не позволять «Аль-Хашед аш-Шааби» участвовать в парламентских выборах и не регистрировать их командиров в качестве кандидатов».

Большое беспокойство «Аль-Хашед аш-Шааби» вызывают на Западе, особенно в США, где их считают проводником иранского влияния в Ираке. В Вашингтоне справедливо полагают, что «Аль-Хашед аш-Шааби» помешатют США закрепиться на севере Ираке и Сирии и установят контроль над иракско-сирийской границей. 2 октября с.г. госсекретарь США Рекс Тиллерсон на встрече с премьер-министром Ирака Хайдером аль-Абади и наследным принцем КСА Мухаммедом бен Сальманом выразил свое убеждение в том, что война с ИГ закончена, «Аль-Хашед аш-Шааби» должны быть распущены, а иранские военные советники – возвратиться домой. Президент Франции Эмманюэль Макрон 2 декабря на встрече с премьер-министром Иракского Курдистана Нечирваном Барзани призвал иракское правительство распустить все вооруженные формирования, включая «Аль-Хашед аш-Шааби».

Директор ЦРУ США Майк Помпео, выступая в начале декабря в Фонде Рональда Рейгана, проинформировал о том, что он послал командующему спецназом «Кудс» КСИР генералу Касему Сулеймани письмо. «Мы хотели сообщить ему в этом письме, что будем считать Иран и его лично ответственными за атаки на американские интересы в Ираке», — отметил М.Помпео. Сообщение М.Помпео вызвало холодную и насмешливую реакцию в Тегеране. Руководитель администрации верховного лидера ИРИ Мохаммед Гольпаегани отметил, что «генерал Сулеймани не будет читать подобные послания, так как не заинтересован в общении с американцами». Секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана  Али Шамхани заявил о том, что «новые требования о роспуске «Аль-Хашед аш-Шааби» призваны посеять хаос в Ираке». Бывший премьер-министр и нынешний вице-президент Ирака Нури аль-Малики назвал требование Э.Макрона «абсолютно возмутительным вмешательством во внутренние дела Ирака». Иранская элита в последнее время недвусмысленно дает понять американцам, что не намерена смириться с их военным присутствием в Ираке и в Сирии. Выступая на международной конференции 4 декабря с.г. советник верховного лидера ИРИ по внешней политике Али Акбар  Велаяти констатировал: «Соединенные Штаты и их союзники скоро будут изгнаны из Ирака и из всего региона». Он упомянул о том, что американцы создали на севере Сирии 12 военных баз и собираются довести количество своих военнослужащих дл 10 тысяч человек. «Однако они должны знать, что скоро будут разгромлены. Они хотят сохранить за собой Ракку, но скоро их выкинут оттуда, как выкинули из Бу- Кемаля», — сказал Велаяти.

Как бы отвечая на вызовы своих врагов «Аль-Хашед аш-Шааби» намерены усилить свое политическое присутствие в Ираке. В иракских СМИ появись сообщения о том, что Отряды народной мобилизации намерены получить представительство в парламенте. 6 декабря Хасан Салем, бывший командир милиции «Асаиб Ахль аль-Хакк», заявил о создании блока «Муджахеддин», который на парламентских выборах будущего года будет представлять интересы «Аль-Хашед аш-Шааби». Пока неясно как это будет выглядеть с правовой точки зрения, ведь иракская конституция запрещает «Аль-Хашед аш-Шааби» как и другим силовикам участвовать в политической жизни страны. Вероятно, будущие депутаты будут официально уходить в отставку со своих военных постов.  На роль будущего лидера блока «Муджахедддин» прочат фактического командира «Аль-Хашед аш-Шааби» и бывшего министра транспорта Ирака Хади аль-Амири. В годы ирано-иракской войны он возглавлял бригаду «Бадр» иракских шиитов, сражавшихся на стороне Ирана. Хади аль-Амири является близким другом генерала Касема Сулеймани.

Представляется, что ждать окончательной стабилизации обстановки в Ираке еще долго. В условиях политической непредсказуемости и необходимости борьбы с терроризмом «Аль-Хашед аш-Шааби» будут сохранять свой статус силовой структуры и влияние в Ираке. Как отметил уже упоминавшийся Мишан аль-Джубури, «с окончанием войны все общины Ирака ждут справедливого участия в новой политике и своего куска пирога». Пока этот кусок не будет предоставлен, вероятность новых конфликтов в стране остается высока. Еще одним фактором, увеличивающим значение «Аль-Хашед аш-Шааби»  в политической жизни, остается иранское влияние в этой стране. Пока оно остается прочным, в Ираке остается место и для Отрядов народной мобилизации.

52.2MB | MySQL:103 | 0,459sec