На фоне политического кризиса и протестов Иран усиливает позиции в Иракском Курдистане

Ведущие оппозиционные политические партии Иракского Курдистана (ИК) — Движение за перемены «Горран» и «Аль-Джамаа аль-Исламия» — заявили об отзыве своих представителей из регионального правительства. Об этом сообщил в среду телеканал «Ас-Сумария». «Движение за перемены и «Аль-Джамаа аль-Исламия» решили выйти из регионального правительства», — заявил представитель руководства движения «Горран» Карван Хашим. По его словам, этот шаг принят на фоне последних событий в Иракском Курдистане. «Действующий кабинет министров потерпел неудачу, не смог управлять регионом и должен уйти [в отставку]», — подчеркнул он. С понедельника в Сулеймании, Халабдже, Койе и ряде других городов курдской автономии продолжаются массовые демонстрации, участники которых требуют отправить в отставку региональное руководство, искоренить коррупцию и выплатить жалованье госслужащим. С начала волнений активисты подожгли несколько правительственных зданий, в том числе штаб-квартиры ведущих политических партий Иракского Курдистана Демократической партии Курдистана (ДПК) и Патриотического союза Курдистана (ПСК). Для разгона протестующих полицейские задействовали спецсредства, в результате погибли три человека, десятки получили ранения. Премьер-министр Ирака Хейдар аль-Абади рассматривает как вариант выхода из кризиса с курдской автономией возможность роспуска правительства Иракского Курдистана. Об этом со ссылкой на источник в канцелярии президента страны сообщила в среду газета «Оказ». По ее информации, Х.аль-Абади намерен в ближайшее время «закрыть курдский вопрос» и изучает для этого несколько вариантов. Среди них — роспуск кабинета министров в Эрбиле и формирование нового правительства. Как отмечает издание, на отказе от диалога с действующим региональным руководством настаивает коалиция «Государство закона», имеющая большинство в парламенте. По мнению депутатов фракции, только роспуск кабинета во главе с Нечирваном Барзани позволит решить проблемы Иракского Курдистана в свете антиправительственных акций, проходящих в нескольких городах автономии. Иракский Курдистан переживает экономический кризис, вызванный сокращением бюджета со стороны правительства в Багдаде, падением цен на нефть и затратами на борьбу с террористической группировкой «Исламское государство» (запрещена в РФ). Финансовое положение регионального руководства значительно ухудшилось после потери контроля над нефтяными месторождениями в Киркуке. С этим, кстати, можно поспорить, поскольку основной бюджета ИК являются транши из Багдад в обмен на продаж всей «курдской нефти» через возможности Иракской нефтяной компании.
В этой связи рискнем предположить, что иранцы взяли курс на серьезную и насильственную трансформацию политической архитектуры в ИК. В ее центре — смена «караула» в лице клана Барзани в качестве бессменного правителя ИК с момента его образования. Напомним в этой связи, что его идея о проведении референдума о независимости в общем в своей основе имело стремление Масуда Барзани сохранить власть за представителями своего клана в рамках истечения срока собственных полномочий. И даже провал этой идеи в общем-то был предусмотрен первоначальным замыслом: премьер ИК и племянник М.Барзани Нечирван изначально критиковал идею продления референдума и тем самым оставлял себя вне возможных коллизий и обвинений. И собственно после провала всей этой идеи и ухода курдской пешмерги по предварительному тайному согласованию с Багдадом из Киркука именно он вел переговоры с Багдадом об условиях компромисса. «Камнем преткновения» при этом был вопрос передачи под юрисдикцию Багдада ряда районов ИК, которые, как выясняется сейчас из документов ООН, были нарезаны в пользу курдов ошибочно, а также, что главное, — официального отказа Эрбиля от итогов референдума. На этом фоне иранцы решили воспользоваться ситуацией и кардинально изменить политическую архитектуру ИК в свою пользу, нивелировать позиции клана Барзани и тем самым резко снизить уровень влияния США на ситуацию в этом регионе. Помимо всего прочего, реализация такого сценария может самым серьезным образом негативно повлиять на функционирование основного канала материально-технического снабжения американского контингента на севере Сирии. И это не говоря о замораживании рабочих контактов американцев с органами безопасности ИК, которые сейчас возглавляет сын Масуда Барзани Масрур.
Пройдемся по фактам. Волнения в районах ИК, которые находятся под контролем лояльного Тегерану Патриотического союза Курдистана (ПСК). То, что в процессе этих волнений было сожжено несколько второстепенных офисов самой ПСК, никого смущать не должно. Главное, что сгорели офисы Демократической партии Курдистана (ДПК) М.Барзани. Накануне этих событий в конце ноября глава партийной разведки ПСК Parastin u Zinyari, сын основателя партии Дж.Талабани Лахур секретно посетил Тегеран, где встречался с главой Министерства разведки Ирана М.Алави. И, по данным ряда экспертов, речь на этих консультациях шла как раз о начале кампании массового неповиновения в отношении клана Барзани с целью создания условий по смене лидера ИК. Лахур Талабани должен был организовать и координировать эти выступления. Что сейчас по факту и происходит. Далее. Требования из иракского парламента о необходимости отставки Н.Барзани и формирования нового правительства звучат из стана коалиции «Государство закона», которую возглавляет креатура Тегерана в лице бывшего премьер-министра Ирака а ныне вице-президента Н.аль-Малики. К этому же варианту склоняется и иракский премьер. При этом Тегеран точно знает, что в результате нынешнего внутреннего кризиса в ИК никаких серьезных катаклизмов не произойдет: он возобновил экспорт нефти из Киркука, а также открыл все КПП на своей границе с курдской автономией. В этой связи рискнем предположить, что мы сейчас наблюдаем очень четко срежиссированный Тегераном вариант относительно мирного государственного переворота в ИК. И в любом случае будет достигнута задача-минимум: Эрбиль станет более восприимчивым к требованиям Багдада о выполнении необходимых условий по возобновлению работы схемы «нефть в обмен на финансовые транши». Посмотрим, что из этого выйдет, но сам алгоритм такого поведения Тегерана логично вытекает из серьезного усиления его позиций в ИК после провала попытки референдума.

52.32MB | MySQL:106 | 1,962sec