Энергетическая политика в Восточном Средиземноморье и роль Турции. Часть 16

В конце сентября месяца этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV), базирующийся в Анкаре, опубликовал исследование под заголовком «Роль Восточного Средиземноморья в становлении Турции в качестве центра энергетической торговли».

Продолжаем рассмотрение завершающего раздела документа, озаглавленного «Выводы и предложения».

Продолжая тему возможности транспортировки израильского газа, с месторождения «Левиафан», по территории Турции с использованием трубопроводной инфраструктуры проектов TANAP и TAP, следует заметить следующее.

Израиль занимает некоторым образом двойственную позицию в том смысле, что заявляет о возможности одновременной реализации обоих проектов – трубопровода Восточного Средиземноморья (который должен соединить между собой Израиль, Республику Кипр и Грецию), а также трубопровода Израиль – Турция.

И здесь позиция Израиля в отношении первой альтернативы (т.е. маршрута Израиль – Кипр – Греция) является для Республики Кипр критичной. Поскольку, как замечают турецкие исследователи, газа лишь только с месторождения «Афродита», то есть без израильского «Левиафана», недостаточно для окупаемости дорогостоящего проекта. По этой причине, Республика Кипр находится в поиске альтернативных Израилю партнёров, первейшим из которых мог бы стать Египет с газом месторождения «Зохр».

Египет же, в свою очередь, заинтересован в том, чтобы выйти из полосы политической и экономической нестабильности и интегрироваться в глобальную энергетическую систему. Результатом стало подписание двумя сторонами, то есть Республикой Кипр и Египтом, соответствующего соглашения в 2016 году, которое формирует законодательную основу для энергетического сотрудничества и, если говорить уже, то для торговли природным газом.

Ещё одной альтернативой могло бы стать строительство терминала по сжижению газа на территории Республики Кипр и поставки на него как египетского, так и израильского газа. Но, понятно, что всё в итоге упирается в значительный объем начальных инвестиций. На фоне того, что как экономика Кипра, так и египетская экономика, обе они находятся в непростом положении, возникает серьёзное препятствие для совместной реализации ими масштабных проектов. Да и сам Египет, как пишут турецкие исследователи, в первую очередь, заинтересован в удовлетворении скорее своих внутренних потребностей, нежели в налаживании экспортных поставок.

Более того, как указывается авторами отчёта, Республика Кипр также испытывает дефицит газа на своем внутреннем рынке, что делает альянс между Израилем и Турцией для совместных поставок в Европу наиболее логичным. Равно, как и для Республики Кипр, которая могла бы, по мере удовлетворения внутренних потребностей со временем присоединиться к проекту.

Не отошли от своего рода традиции турецкие исследователи, когда в заключительной части документа заговорили о большой заинтересованности Европейского союза (особенно, стран Восточной Европы) в том, чтобы диверсифицировать источники поставок газа, которые в настоящее время весьма ограничены при значительной доле Российской Федерации. Россия же, по их словам, уже дважды направляла «предупредительные сигналы» — в 2006 и в 2009 году, когда приостанавливала свои поставки через территорию Украины.

Так что, Европейский союз не устает повторять тезис (который от бесконечного употребления уже стал своего рода мантрой – В.К.) о своей угрожающей зависимости от поставок природного газа из Российской Федерации. В частности, в 2016 году из России был импортирован рекордный объем газа – 180 млрд куб. м (это на 20 млрд куб. м больше, чем в году предыдущем). И следует со всеми на то основаниями ожидать того, что эта цифра продолжит расти в будущем, в связи с чем восточно-средиземноморский газ приобретает для ЕС всё большее значение.

Таким образом, у стран ЕС, просто по определению, наличествует серьёзный стимул к тому, чтобы инвестировать в развитие газа Восточного Средиземноморья. Результатом стало присвоение со стороны Совета Европы газопроводу Восточного Средиземноморья, который должен пройти по маршруту Израиль – Кипр – Греция, статуса «проекта совместной выгоды».

В связи с тезисами, изложенными выше, в том числе в предыдущих материалах (№1-15), турецкие исследователи предлагают следующее:

  1. Прежде всего, требуется провести анализ экономической привлекательности перечисленных проектов, выделить среди них наименее рискованные, и определить целевые рынки сбыта. Международные компании не спешат инвестировать в проекты без уверенности в том, что они окажутся в итоге прибыльными. По этой причине страны-участницы должны совместными силами организовать технико-экономические обоснования и определить окончательные, наиболее привлекательные, конфигурации проектов.
  2. Конфликт, на протяжении целого ряда лет продолжающийся между Республикой Кипр и Турецкой Республикой Северного Кипра, должен быть прекращен за столом переговоров. Двусторонние отношения, хотя бы с чисто практической целью доставки имеющихся у сторон запасов природного газа на международные рынки, должны быть подвергнуты переосмыслению. Кроме того, важнейшим шагом на пути к выходу восточно-средиземноморского газа на европейский рынок должно стать налаживание взаимовыгодного энергетического сотрудничества между Республикой Кипр и Турецкой Республикой.
52.18MB | MySQL:103 | 0,450sec