По данным американских специализированных военно-политических изданий, на прошлой неделе на вооружение 140-й истребительной эскадрильи ВВС Армии обороны Израиля поступил девятый по счету малозаметный истребитель пятого поколения F-35A Adir (производственное обозначение F-35I) с бортовым номером 909, который был собран на авиастроительном предприятии, расположенном на авиабазе ВВС Италии в Камери. Всего на вооружение ВВС АОИ поступят 50 рассматриваемых истребителей.
Следует отметить, что данное предприятие открыто по инициативе американской корпорации Lockheed Martin во взаимодействии с известными итальянскими авиастроительными компаниями Alenia Aermacchi и Finmeccanica. Высокая квалификация сотрудников итальянских предприятий позволяет своевременно осуществлять полный цикл сборки истребителей F-35 в модификациях А и В по заказам от ВВС зарубежных государств.
По данным китайских источников, ресурс инструментальной базы предприятия рассчитан на сборку 800 истребителей F-35 в трех модификациях. Кроме производства самолетов завод в Камери позволит выполнять средний и капитальный ремонт рассматриваемых боевых машин. Вероятно, на данном предприятии будут также обслуживать крупноразмерные самолеты-заправщики ВВС стран-членов НАТО, созданные на базе самолета «Боинг-767».
Представители Lockheed Martin признают, что итальянское сборочное предприятие позволит удовлетворить существующий заказ Израиля, а также перспективные контракты для ВВС Иордании, Катара и Королевства Саудовская Аравия. Очевидно, что представители оборонно-промышленного комплекса США пытаются зарабатывать на поставках однотипного вооружения, невзирая на сложную ситуацию в отношениях между Израилем и указанными мусульманскими государствами. Конечно, подобные поставки самых современных истребителей вызывает некоторое недовольство у Израиля.
Следует отметить, что ВВС большинства арабских государств укомплектованы разными самолетами – истребители-бомбардировщики F-15SA; истребители F-16U, «Еврофайтер Тайфун», «Рафаль» и «Мираж 2000-9». В настоящее время основу ВВС АОИ составляют проверенные временем истребители F-16I и истребители-бомбардировщики F-15I, которые оснащены более эффективными оптико-электронными и радиолокационными станциями, а также бортовыми системами РЭБ, которые позволяют поставить помехи для систем ПВО таких стран, как Сирийская Арабская Республика, Ирак, Арабская Республика Египет.
Необходимо признать, что израильские инженеры и конструкторы самостоятельно разрабатывают бортовые радио и оптико-электронные системы, обеспечивающие связь, навигацию, обнаружение цели и наведение авиационных средств поражения. Китайские специалисты отмечают, что израильские военные используют каждый ударный самолет в качестве средства оптической и радиотехнической разведки, что обусловлено печальным опытом ВВС АОИ в ходе прошедших арабо-израильских вооруженных конфликтов (операции в районе долины Бекаа) прошлого столетия.
Основное отличие израильских самолетов американского производства от своих «собратьев», которые были поставлены из США на вооружение в другие страны, является применение программного обеспечения национальной разработки, которое позволяет максимально реализовать технические возможности аппаратного обеспечения израильского производства. Именно такой подход позволяет специалистам израильских оборонных компаний:
– накапливать опыт боевого применения бортовых систем боевых самолетов и авиационных средств поражения;
– разрабатывать новые модели и типы боеприпасов.
Китайские специалисты отмечают, что истребительные подразделения ВВС АОИ обладают самым богатым опытом в сравнении с соседними государствами. Китайские специалисты сообщают, что с принятием на вооружение F-35 истребительные подразделения ВВС Армии обороны Израиля стали вторыми после ВВС США, кто располагает боевыми самолетами со сниженной радиолокационной заметностью.
После Израиля указанные истребители поступят на вооружение еще восьми государств – Великобритании, Голландии, Норвегии, Австралии, Республики Корея и Японии. Известно, что японские военные инженеры и разработчики авиатехники работают над разработкой компонентов для национальной версии F-35. По данным китайских источников, при поставках американских самолетов за рубеж предприятия ОПК США передают иностранным клиентам машины со сниженными характеристиками и, зачастую, именно в области бортовых систем РЭБ.
Периодически представители ВВС арабских государств высказывают вышестоящему руководству свои опасения в отношении того, что израильские самолеты обладают повышенными характеристиками в сравнении с их техникой, однако их желание получить более совершенную технику упирается в коррупционные схемы, которые достаточно надежно действуют между военно-политическим руководством государств Аравийского полуострова и США.
Еще одно серьезное отличие ВВС АОИ состоит в интенсивности и качестве подготовки строевых летчиков. Так по данным китайских источников, ежегодный налет пилотов истребителей ВВС Израиля составляет от 250 до 300 часов, что на 30-50% больше чем у военнослужащих авиационных подразделений ВВС США и практически в два раза больше чем в ВВС стран Аравийского полуострова. Китайские специалисты отмечают, что в случае если бы в операции против йеменских хоуситов были задействованы израильские летчики, то потери в авиационной технике отсутствовали полностью.
Единственным неизвестным фактором для израильских военных летчиков являются реальные боевые возможности зенитно-ракетных систем российского производства С-400 и С-300, которые размещены как в Сирии, так и приняты на вооружение подразделений ПВО Исламской Республики Иран. По оценкам китайских специалистов, военно-политическое руководство Израиля не планирует использовать ядерные боеприпасы воздушного базирования, а опирается на возможности обычных боеприпасов, превосходство авиационной техники и квалификацию пилотов, которые в совокупности должны выступать в роли сдерживающего фактора или «возмездия с небес» за любой акт агрессии в отношении еврейского государства.
Благодаря анализу публикаций в китайских специализированных изданиях представляется возможным составить представление о состоянии АОИ и возможностях израильских военных при выполнении задач по предназначению.
Таблица 1.
Рейтинговые оценки некоторых возможностей Армии Обороны Израиля
Пункт | Место в мировом рейтинге |
Бюджет ВС Израиля | 15 |
Объем расходов на одного военнослужащего | 25 |
Суммарный боевой потенциал АОИ | 15 |
Боевой потенциал Сухопутных Войск | 10 |
Боевой потенциал ВВС | 8 |
Боевой потенциал ВМС | 53 |
Общий тоннаж корабельного состава ВМС | 47 |
Возможности военно-транспортной системы | 46 |
Объем мобилизационных резервов | 47 |
Количество космических аппаратов военного назначения | 4 |
Количество ядерных головных частей | 8 (вероятно в распоряжении находится более 40 боеприпасов) |
Подводя итог, представляется возможным согласиться с оценками некоторых китайских специалистов в том, что военно-политическое руководство Израиля твердо придерживается курса на безъядерное сдерживание вероятной агрессии при помощи конвенциональных систем вооружения.