Израильские поселения: новые проекты и подходы к анализу

23 декабря исполнился год с момента голосования Совета Безопасности (СБ) ООН по резолюции 2334. Значимость документа для Израиля определяется серией обстоятельств. С одной стороны, он воспринимается как финальная знаковая точка в американо-израильских отношениях при президенте США Б.Обаме, продемонстрировавшая глубину назревших между властями двух государств противоречий. С другой стороны, резолюция гласит, что израильские поселения в Иудее и Самарии не просто являются помехой для мирного урегулирования, но и противоречат нормам международного права. Спустя год сложился весьма любопытный контекст, позволяющий по-новому оценить израильскую поселенческую активность и подходы к ее восприятию со стороны международного сообщества. Мало того, с упомянутой годовщиной фактически совпало принятие нескольких важных решений, имеющих непосредственное отношение к данной проблеме.

В минувший вторник стало известно, что Израиль, действуя в рамках объявленного проекта развития Иудеи и Самарии, планирует строительство трех новых поселений, расширения нескольких уже существующих за счет возведения там 14 дополнительных кварталов, а также улучшение местной  инфраструктуры. По совместной инициативе, разработкой которой занималось Министерство строительства и жилищной политики, Министерство сельского хозяйства и Еврейский национальный фонд, в ближайшее десятилетие на указанной территории должно поселиться еще около 10 000 человек. Также данные официального сайта Министерства строительства и жилищной политики указывают, что для развития проекта планируется создание специальной межминистерской комиссии, которая займется анализом текущей ситуации и выработкой путей развития региона. В неё, помимо названных выше ведомств, войдут представители Министерства туризма, Министерства обороны и Министерства транспорта.

Упомянутое решение получило различные оценки с точки зрения приоритетности поставленных задач. Например, министр строительства и жилищной политики Йоав Галант считает ключевым вопрос обеспечения безопасности граждан страны. По его словам: «Иорданская долина представляет собой пояс безопасности на востоке Израиля». Председатель Еврейского национального фонда Даниэль Атар сообщил, что задуманное имеет своей целью развитие периферийных районов после значительного периода времени, когда они получали недостаточное финансирование.

Стоит отметить крайне неоднозначное восприятие указанного шага со стороны различных региональных источников. Например, израильская газета Haaretz отмечает, что бюджет на реализацию проекта еще не выделен, равно как нет никаких сведений по поводу выданных разрешений на строительство. Это заявление согласуется и с данными Министерства строительства, которое в своих публикациях пока не обозначило конкретных сроков или объемов расходов. Иорданское новостное агентство Petra пишет буквально противоположное, удивительным образом ссылаясь на ту же Haaretz. Мало того иорданские авторы умело снабдили сообщение и идеологической нагрузкой, завершив текст, состоящий из четырех абзацев фразой: «оккупационные силы усилили поселенческую активность на Западном берегу и в оккупированном Иерусалиме после решения президента США Д.Трампа признать Иерусалим столицей Израиля».

Слова американского президента по поводу Иерусалима, разумеется, по-прежнему воспринимается как корень всех зол, попустительствующий преступлениям «израильской военщины». Не зря на текущей неделе проблема широко обсуждалась в ООН. Впрочем, сама же организация вначале этой же недели обнажила серьезную методологическую неточность в оценке израильской поселенческой активности, вновь возвращающую нас к пресловутой фразе: «важно не как проголосовали, а как посчитали».

Расчеты в понедельник представил специальный представитель ООН по ближневосточному мирному процессу Н.Младенов, выступивший перед членами СБ ООН. В своем заявлении он обозначил поставленную задачу следующим образом: оценить ситуацию на местах с точки зрения исполнения резолюции СБ ООН № 2334. Хронологические рамки указанного мониторинга должны были охватывать период с 20 сентября по 18 декабря, но дипломат отметил, что без учета общей картины происходящего отчет не будет достаточно точным. Главный вывод, обнародованный болгарским дипломатом, также оказался предельно прост: за истекший период ни одно из требований резолюции Израилем выполнено не было. Подкрепил свои слова Н.Младенов данными, среди которых ключевыми пунктами для критики стали вопросы расширения Маале-Адумим и строительство нового поселения для жителей эвакуированной Амоны.

Все сказанное могло бы выглядеть устрашающе, если бы не одно «но», заключающееся в том, что на деле лишь малая часть из заявленной работы проведена. И эта информация присутствует в докладе, хотя акцент на ней не делается. Сам Н.Младенов указывает, что за весь 2017 г. правительством было объявлено только 2 тендера на 50 единиц жилья в зоне C, находящейся под полным гражданским и военным контролем Израиля. Мало того, он обращает внимание, что строительство предусмотрено преимущественно в тех районах, которые должны остаться под израильским контролем по итогам урегулирования, из чего следует, что напрямую мирному процессу это решение никак не препятствует. Также, важно отметить, что впервые с 2010 г., вновь опираясь на данные, изложенные Н.Младеновым, ни один тендер не предполагал строительство в Восточном Иерусалиме, а ликвидация палестинских построек стала рекордно низкой в сравнении с данными, начиная с 2009 г.

Подводя итог, отметим, что все сказанное выше выдает очередную и абсолютно нескрываемую попытку очернения Израиля на волне негативных настроений, появившихся после заявления Д.Трампа по Иерусалиму. Стоит отдельно упомянуть, что ошибочность действий ООН заложена в самой методологической составляющей анализа, где за основу берутся нужные цифры, а не те, что отражают реальное положение дел. Разумеется, Израиль не отказывается от инициатив по строительству, объявленных ранее, и прогнозировать такое развитие событий нет оснований, однако, правительство и не спешит с ним, что также можно рассматривать как свидетельство возможности подготовить и провести прямые переговоры без предварительных условий, на которых настаивает палестинская сторона.

52.2MB | MySQL:103 | 0,576sec