Обзор гуманитарной ситуации в Сирии: ноябрь-декабрь 2017 г.

Гуманитарная ситуация в Сирии на конец 2017 года продолжала оставаться политизированной и сложной, при наличии целого ряда комплексных проблем, требующих долгосрочных решений и нетривиальных подходов.

Среди наиболее острых гуманитарных проблем на середину декабря текущего года можно выделить следующие.

Во-первых, сохраняется высокая динамика внутренних перемещений гражданского населения в районе города Бу-Кемаль, прежде всего ввиду  сложной военно-политической ситуации и непрекращающихся боевых действий против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Население продолжает мигрировать по мере освобождения последних подконтрольных террористам небольших поселений, и зачастую эти перемещения носят массовый характер, что требует быстрых и масштабных гуманитарных интервенций. Только за ноябрь 2017 года в районе Бу-Кемаля и вдоль Евфрата зафиксировано более 62 тысяч новых внутренне перемещённых лиц (ВПЛ). При этом, с ноября 2016 года, общее число ВПЛ в двух провинциях — Дейр эз-Зор и Ракка — составило 570 тысяч человек. Из них 490 тысяч получает регулярное гуманитарное содействие по линии правительства, ооновских агентств и неправительственных организаций. Сложность заключается ещё и в отсутствии свободного доступа гуманитарных организаций по причине отсутствия условий безопасности.

Во-вторых, гуманитарная ситуация в провинции Ракка продолжает ухудшаться. Условий для возвращения подкинувших этот город 300 тысяч человек так и не создано: многие районы города не имеют доступа к питьевой воде, электричеству и другим базовым службам. Нет доступа к медицинским услугам: 90% из 72 больниц провинции Ракка сегодня не функционирует, и имеется лишь одна региональная больница полного цикла с предоставлением всех видов медицинских услуг.  Многие районы города и окрестной по-прежнему могут быть заминированы: только в ноябре по этой причине погибло более 200 человек. При этом, наспех созданная в окрестностях Ракки сеть лагерей и временных поселений для беженцев работает неэффективно и не может рассматриваться в качестве долгосрочного решения: не случайно, за последние месяцы население 5 крупнейших лагерей в провинции Ракка численностью от 7 до 35 тысяч человек сократилось в среднем на 35-40%. Гуманитарная проблема в провинции Ракка носит долгосрочный характер и аккумулирует дополнительный негативный потенциал, что, думается, даст о себе знать уже в обозримой перспективе.

В-третьих, на фоне успешных действий правительственных сил по зачистке от сторонников «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в России) района Восточная Гута под Дамаском, здесь обрадовался  новый гуманитарный очаг, а ситуация активно используется противниками официального Дамаска на политическом фронте. По данным правозащитных и гуманитарных организаций, с декабря 2012 года в Восточной Гуте блокированo 400 тысяч мирных жителей, не имеющих выхода к транспортной инфраструктуре, доступа к продовольствию, медикаментам и пр. При этом, с учетом регулярно ведущихся здесь боевых действий, возможности гуманитарных организаций в этой районе существенно ограничены и сведены к минимуму. В частности, российские военные из Центра по примирению враждующих сторон в Сирии взяли на себя часть функций по доставке в эти районы гуманитарной помощи. Очередной конвой с партией гуманитарной помощи из России объемом 2.5 тонны был доставлен сюда 21 декабря с.г. Кроме того, по данным Детского фонда ООН по состоянию на декабрь, 12% детей младше 5 лет в Восточной Гуте находятся на грани истощения, а 134 ребёнка нуждаются в срочной медицинской эвакуации.

В-четвертых, в аналогичной ситуации находится гражданское население других блокированных анклавов — Фоа и Кефрайя (контролируются правительственными войсками в провинции Идлиб в окружении «Джебхат ан-Нусры» и так называемой «умеренных» оппозиции), а также лагерь Ярмук под Дамаском. По данным спецпосланника ООН по гуманитарной помощи Яна Эгелана, если ранее для 10-20% населения этих анклавов поступала гуманитарная помощь ООН, то в декабре гуманитарные грузы не удалось доставить никому.

В-пятых, отдельного анализа заслуживает ситуация вокруг лагеря Эр-Рубкан в районе американской военной базы Эт-Танф на юге Сирии, несколько десятков тысяч жителей которого фактически оказались заложниками возникшей ситуации, без доступа к гуманитарной помощи. Переговоры по выводу заблокированных заложников Эр-Рубкана в другие регионы Сирии пока не достигли результатов.

На этом фоне, политический подтекст гуманитарной ситуации в Сирии продолжает осложняться по мере поэтапного перехода от военной фазы конфликта к процессам мирного урегулирования. Главной интригой в декабре стало обсуждение и принятие 19 декабря новой резолюции Совета Безопасности ООН, регламентировавшей возобновление межграничных гуманитарных и восстановительных операций ООН. По-сути, резолюция вновь открыла двери для оказания прямой гуманитарной помощи по каналам ООН жителям Сирии в приграничных районах с Турцией и Иорданией напрямую из этих стран, без запроса разрешения у официального Дамаска. Суть в том, что большая часть этих приграничных районов (помимо курдских территорий) контролируется противниками официального Дамаска, представляющими конгломерат различных радикальных организаций — от «Джебхат ан-Нусры» до т. н. «умеренной» оппозиции. Соавторами резолюции выступили Египет, Япония и Швеция. Россия не стала блокировать эту резолюцию, однако при голосовании воздержалась, предупредив агентства ООН о необходимости «оповещения» официального Дамаска о планируемых гуманитарных конвоях через турецкую или иорданскую границу. В то же время, официальная позиция Дамаска, поддерживаемая Россией, о неизбежности постепенного сворачивания в перспективе  пограничной операции и перехода на официальный и законный канал согласования с Дамаском всех гуманитарных поставок в страну (как того требуют общеизвестные гуманитарные принципы и понятия) будет наталкиваться на сопротивление прежде всего США и их союзников. Таким образом, острые политические баталии на тему гуманитарных перспектив вокруг Сирии ещё впереди.

Гуманитарная ситуация, как видим, требует комплексного решения. Проблема внутренне перемещенных лиц, их размещения, безопасности и доступа к гуманитарной помощи — первоочерёдная задача. Но более важная, стратегическая цель — создать устойчивые условия для их полноценной социальной и экономической интеграции или возвращения.  В докладе заместителя генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам М.Ловкока от 19 декабря 2017 отмечается, что количество новых внутренне перемещённых лиц в Сирии в ноябре составило 375 тысяч человек, а в октябре — 440 тысяч человек. Из общее число в этом году достигло 2.6 млн человек, а реальную помощь по линии ООН в течение года  получило лишь 27%.

На этом фоне, очевидно, что существующий узел сложных гуманитарных проблем, зачастую политизируемых в определенных интересах, будет тормозить переход Сирии от гуманитарных задач к полноценному восстановлению и устойчивому развитию. По расчетам ООН, реконструкция Сирии будет стоить 212 млрд долларов США. Однако, без решения стоящих на повестке сложнейших гуманитарных задач, привлечение инвесторов и финансовых институтов на поддержку проектов развития представляется малоперспективным.

62.83MB | MySQL:102 | 0,532sec