О попытках главы ПНА М.Аббаса изменить состав посредников в урегулировании палестино-израильского конфликта

В то время как «цивилизованное» международное сообщество вцепилось в Дональда Трампа и Израиль по поводу признания за последним права на Иерусалим как государственную столицу, глава Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуд Аббас затеял свою дипломатическую игру, финал которой в значительно большей степени угрожает мирному процессу, чем американские решения. Палестинский лидер направил своеобразный аналог «великого посольства» в страны, которые, как ему кажется, могли бы заменить американские посреднические усилия в палестино-израильском урегулировании, поскольку, как мы помним, по его мнению, Вашингтон этот статус утратил. По словам высокопоставленного представителя ООП Ахмада Мадждалани, целью отправки делегаций было: «найти нового международного посредника в мирном процессе в рамках ООН, чтобы заменить американское участие».

19 декабря группа представителей Рамаллы во главе с Н.Шаасом посетила Москву, где встретилась с главой российского внешнеполитического ведомства С.Лавровым. Судя из комментария, размещенного на сайте МИД России, можно предположить, что патетики в беседе было много, что не помешало ей завершиться типичным для российской стороны заявлением: «развязки по всем вопросам окончательного статуса палестинских территорий, включая судьбу Иерусалима, должны быть найдены в ходе прямых палестино-израильских переговоров». На удивление сдержанным оказалось и появившееся спустя два дня заявление официального представителя МИД России М.Захаровой, в котором она также сообщила о необходимости возобновить переговорный процесс «на базе хорошо известных решений международного сообщества». Наконец, на второй план тема Иерусалима переместилась и в телефонном разговоре С.Лаврова с его коллегой из Иордании А.Сафади, где гораздо большее внимание было уделено сирийской проблематике.

Несмотря на то, что российскую реакцию на сложившиеся обстоятельства можно считать сдержанной, палестинцы по традиции попытались представить сказанное как поддержку их точки зрения. Одновременно с этим для того, чтобы заинтересовать Кремль, они стремятся сыграть на российских амбициях, отмечая существенно возросшее влияние государства на Ближнем Востоке на волне сирийских событий. С другой стороны, в их действиях присутствует намерение вбить клин между Израилем и другими посредниками, что, как считают в израильской газете Haaretz, выражается в попытках показать, что израильские власти не потерпят никакого другого коспонсора, кроме США.

Еще одой точкой притяжения интересов посланников М.Аббаса стал Пекин, которому, по утверждению ряда израильских и мировых изданий, уготовано чуть ли не заменить собой США. О переговорах в Китае представлено довольно мало информации, однако, видение мирного процесса было озвучено на брифинге для прессы официальным представителем МИД КНР Хуа Чуньин 21 декабря. По ее словам: «Китай занимает последовательную позицию по палестинскому вопросу. Мы поддерживаем и активно продвигаем мирный процесс на Ближнем Востоке. Мы поддерживаем справедливые усилия палестинского народа, направленные на восстановление законных национальных прав».

Помимо этого представительница китайского внешнеполитического ведомства сообщила, что 21-22 декабря в стране был организован симпозиум с участием палестинцев и израильтян. Первых на нем представлял упомянутый выше А.Мадждалани. Во главе израильской делегации был вице-спикер Кнессета, член комиссии по иностранным делам и обороне Ехиль Бар («Сионистский лагерь»). Событие стало, скорее, формальным, однако, продемонстрировало наличие у Китая амбиций в данной сфере. Впрочем, потенциал для действий на ближневосточном направлении у КНР все же ограничен, поскольку Китай не входит в число традиционных игроков, не имеет достаточного опыта и понимания политических процессов, углубляясь в которые можно нанести ущерб собственным экономическим интересам.

Наконец, в пятницу М.Аббас встретился в Париже с французским президентом Э.Макроном для обсуждения итогов голосований по Иерусалиму в ООН. Однако палестинские позиции в полной мере не были поддержаны во Франции, да и пойти по стопам своего предшественника Э.Макрон явно не намерен. Как он сказал еще перед приездом главы ПНА: «сейчас не время для выдвижения французской мирной инициативы». Местная пресса также оказалась довольно скептически настроенной по отношению к приезду и действиям М.Аббаса. Например, газета Le Figaro назвала палестинского лидера «загнанным в угол».  Несмотря на то, что на пресс-конференции по итогам переговоров Э.Макрон сообщил, что поддерживает палестинскую позицию и намерен продолжить эту практику на площадке ООН и ЕС, французский лидер также подчеркнул, что официального признания палестинской государственности от Парижа сейчас ждать не стоит. Отвечая на вопрос представителей прессы, он сказал: «Было бы решение о признании Палестины эффективным сегодня? На данный момент я так не думаю, поскольку это будет реакцией на односторонние действия, а я не хочу основывать какое-либо решение Франции по такому серьезному вопросу на реакции на американское решение по Иерусалиму. Мы сделаем серьезную ошибку, допуская интернационализацию ситуации, которую не удалось разрешить на месте».

В пятничной встрече вообще прослеживается несколько важных тенденций. С одной стороны, продолжает расти желание ЕС укрепить свою вовлеченность в урегулирование. Эту тенденцию видят и Рамалле, не случайно М.Аббас намеревается посетить Брюссель в январе. С другой стороны, к односторонним шагам или активным действиям отдельные представители Евросоюза, судя по всему, не готовы, что усложняет попытки Израиля воздействовать на ситуацию, складывающуюся в Европе. На необходимость для Израиля в наступающем году снизить ожидания относительно ЕС указывает и создатель объединения ELNET, колумнист Jerusalem Post Раанан Элиаз, связывающий реакцию европейских государств на решение США по Иерусалиму с тем, что так они фактически оказались зажатыми в его рамках, теряя способность к усилению в регионе. Важной, что сама ELNET, чья работа направлена на укрепление отношений Израиля и ЕС, анализируя двусторонние отношения ближневосточного государства с различными европейскими партнерами, успела отметить противоречивость французской политики, в которой никак не может ужиться желание укрепить связи с Израилем и несогласие с ним в вопросе палестино-израильского конфликта.

В целом усилия М.Аббаса, как уже говорилось выше, в гораздо большей степени угрожают мирному урегулированию, нежели шаги Д.Трампа. Если последний лишь идет по пути формального закрепления статуса, сложившегося на местах, то глава ПНА пытается дестабилизировать налаженные каналы коммуникации, без которых перейти к прямым переговорам не представляется возможным. После выдвижения французской мирной инициативы стало очевидно, что не только Израиль, но и большинство других заинтересованных сторон, включая ЕС, не готовы к тому, чтобы расширить ближневосточный «квартет» за счет всех желающих. Например, это недавно дала понять глава европейской дипломатии Ф.Могерини, с точки зрения которой, целесообразным может быть лишь более активное включение региональных представителей из Иордании и Египта. В этой связи можно прогнозировать продолжение маневров М.Аббаса, направленных не на реальные поиски урегулирования, а создание видимого ажиотажа и неразберихи вокруг него. Мало того, он будет стремиться не просто продолжать свою тактику односторонних действий в ООН, чему организация по-прежнему попустительствует, но и привлекать всех, кого только можно, к участию в мирном процессе, затрудняя тем самым выдвижение какого-либо четкого плана действий.

62.83MB | MySQL:102 | 0,472sec