Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (18 – 24 декабря 2017 года)

В регионе на минувшей неделе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. Вооруженные конфликты продолжаются в Сирии, Ираке, Ливии, Йемене, Афганистане, Южном Судане и Сомали. Министр обороны РФ С. Шойгу 22 декабря доложил президенту России В. Путину о выводе значительной части российских войск из Сирии. Экстренная специальная сессия Генассамблеи ООН 21 декабря приняла резолюцию, призывающую не признавать Иерусалим столицей Израиля.

21-22 декабря в Астане прошел восьмой раунд переговоров по урегулированию в Сирии. В нем участвовали страны-гаранты режима прекращения огня — Россия, Турция и Иран, делегации правительства САР и сирийской вооруженной оппозиции, спецпредставитель генсека ООН по Сирии С. де Мистура, а также представители США и Иордании в качестве наблюдателей. В Астане Россия, Турция и Иран подтвердили намерение продолжить сотрудничество для полной ликвидации террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ). Страны-гаранты согласовали сроки проведения Конференции сирийского национального диалога (КСНД) — 29-30 января 2018 г. в Сочи. Помимо этого страны-гаранты приняли Положение о рабочей группе по освобождению задержанных/заложников, передаче тел погибших и поиску пропавших без вести. Также было утверждено заявление о гуманитарном разминировании в Сирии, включая объекты культурного наследия ЮНЕСКО. Первое заседание рабочей группы по обмену задержанных состоится уже на полях девятого раунда переговоров в Астане, который намечен на вторую половину февраля 2018 г.

Россия рассматривает КСНД не как разовое мероприятие, а как регулярную площадку, на которой будут обсуждаться вопросы разработки конституции, заявил спецпредставитель президента РФ по сирийскому урегулированию А. Лаврентьев. По его словам, согласование окончательного списка участников КСНД продолжается, число делегатов может быть увеличено. Представители сирийской курдской Партии демократического союза не примут участие в конференции в Сочи, представлять сирийских курдов будут нейтральные делегаты. Отметим, что прорыв в вопросе о представительстве сирийских курдов на КСНД определил телефонный разговор президентов России и Турции В. Путина и Р. Т. Эрдогана. «Это свидетельствует о том, что Анкара до последнего «подвешивала» решение этого вопроса, и основной причиной такого поведения вновь стало «курдское досье». Официальный Дамаск сообщил, что приложит все усилия для успеха КСНД. Сирийская объединенная оппозиция не хочет принимать «скорого решения» по участию в сочинской конференции, и намерена исходить из того, будет ли она проходить под эгидой женевского процесса или нет. Лидеры оппозиционного «Южного фронта» заявили, что не приедут в Сочи, подчеркнув, что любая из группировок вооруженной оппозиции, представители которой прибудут в Россию для участия в КСНД, будет считаться врагом «сирийской революции». В Вашингтоне заявляют, что не хотели бы, чтобы конференция в Сочи «подорвала политический процесс урегулирования (в Сирии) в Женеве».

21 декабря спецпредставитель ООН по Сирии С. де Мистура провел в Москве встречу с министрами обороны и иностранных дел России С. Шойгу и С. Лавровым. По ее итогам де Мистура подчеркнул, что альтернативы женевскому переговорному процессу по Сирии нет.

Министр обороны РФ С. Шойгу 22 декабря доложил президенту России В. Путину о выводе значительной части российских войск из Сирии. В этой связи глава российского государства заявил, что ВС РФ «внесли без всяких сомнений и преувеличений решающий вклад в разгром наиболее боеспособной группировки международных террористов». Ранее, 18 декабря президент САР Б. Асад сообщил, что борьба с терроризмом в Сирии не ограничивается уничтожением ИГ – «она будет завершена, когда ликвидируют последнего террориста, без учета названия террористической организации». Говоря о преимущественно курдских «Силах демократической Сирии»», Асад подчеркнул: «Все кто действует под иностранным управлением извне в своей стране, выступая против своей армии и народа, считаются предателями, как бы они себя не называли. Это наша оценка в отношении группировок, работающих в интересах американцев в Сирии».

22 декабря президент США Д. Трамп заявил, что американцы вернули практически все территории, захваченные боевиками ИГ в Сирии. Тем не менее, в Вашингтоне постоянно подчеркивают, что возглавляемая США международная антитеррористическая коалиция продолжит оставаться на территории Сирии, пока переговоры в Женеве о политическом урегулировании ситуации в САР не достигнут прогресса.

«В соответствии с запросом сирийского правительства» Иран будет присутствовать в Сирии до полного уничтожения террористов в этой стране, заявил 18 декабря секретарь Высшего совета национальной безопасности ИРИ А. Шамхани.

На минувшей неделе сирийская правительственная армия и союзные ей силы при поддержке ВКС России продолжали вести боевые действия против вооруженных формирований террористических и экстремистских группировок. Так, сирийские войска расширяли зоны контроля на юге провинции Идлиб и к юго-западу от Дамаска. Бои велись также в провинциях Хама, Хомс, Алеппо, Дейр-эз-Зор и Эль-Кунейтра.

США заблокировали 18 декабря принятие Совбезом ООН резолюции, предложенной Египтом, которая не признавала изменение статуса Иерусалима и призывала отменить решение по данному вопросу. Документ получил 14 голосов в поддержку. США воспользовались правом вето. После этого арабские страны запросили проведение экстренной специальной сессии Генассамблеи ООН для принятия резолюции по Иерусалиму, отклоненной Советом Безопасности из-за американского вето. Сессия ГА ООН состоялась 21 декабря. На ней была принята резолюция, подготовленная Турцией и Йеменом, которая призывала не признавать Иерусалим столицей Израиля. Документ поддержали 128 стран, в том числе Россия. Девять стран проголосовали против, 35 воздержались, а 20 стран вообще не высказали свою позицию. Согласно принятому документу, имеющему рекомендательны характер, «любые решения и действия, которые предполагают изменение характера, статуса» Иерусалима, не имеют юридической силы и подлежат отмене.

Палестина готова возобновить прямые переговоры с Израилем на площадке международной конференции по ближневосточному урегулированию, сообщил 19 декабря советник главы Палестинской национальной администрации (ПНА) по внешнеполитическим вопросам и международным отношениям Н. Шаат, подчеркнув: «Этот процесс должен поддерживаться международным сообществом, а не американцами». Палестинцы не примут впредь никаких планов, предложенных США по урегулированию палестино-израильского конфликта, заявил 22 декабря глава ПНА М. Аббас.

20-22 декабря на палестинских территориях Западного берега реки Иордан и сектора Газа, а также в Восточном Иерусалиме вновь проходили массовые акции протеста в связи с решением президента США Д. Трампа признать Иерусалим столицей Израиля. По информации палестинских СМИ, в ходе столкновений с израильскими полицейскими и военными погибли 3 человека, а 689 человек получили ранения или пострадали от удушья.

На минувшей неделе массовые протестные выступления прошли в курдской автономии Ирака. Они охватили главным образом в районы, контролируемые партией Патриотический союз Курдистана – города Сулеймания и Халабаджа, Койя, Ранья и некоторые другие. Их участники требовали от властей автономии выплатить задолженности по заработной плате и обеспечить населению необходимые услуги жизнеобеспечения. Во многих местах акции протеста переросли в массовые беспорядки. Их участники поджигали офисы правящей в автономии Демократической партии Курдистана, других курдских партий. Отмечается, что протесты вызваны «беспрецедентными мерами жесткой экономии», которые приняли власти Иракского Курдистана (ИК) для «компенсации колоссального бюджетного дефицита». Это привело к приостановке всех крупных инвестиционных проектов, финансируемых правительством, и снижению зарплат для госслужащих. Власти ИК также уверены, что Багдад целенаправленно провоцирует массовые выступления в курдской провинции Сулеймания. Протестные акции обострили политическую ситуацию в курдской автономии. Ведущие оппозиционные политические партии ИК — Движение за перемены («Горран») и «Исламская группа Курдистана» — заявили об отзыве своих представителей из регионального правительства. Было заявлено: «Действующий кабинет министров потерпел неудачу, не смог управлять регионом и должен уйти [в отставку]». Ушел в отставку спикер парламента автономии (член  партии «Горран»).

Система ПВО Саудовской Аравии перехватила 19 декабря баллистическую ракету, выпущенную йеменскими мятежниками-хоуситами по Эр-Рияду. Целью удара, по словам представителя хоуситов, должен был стать королевский дворец Ямама. Аналогичную ракету ПВО КСА перехватила в пригороде столицы 4 ноября. Ведомая саудовцами коалиция обвинила Иран в причастности к ракетному обстрелу Эр-Рияда. Со своей стороны, хоуситы пригрозили наносить удары по всем военным и нефтяным объектам КСА, назвав запуск ракеты по Эр-Рияду «началом нового этапа противостояния».

21 декабря президент России В. Путин в телефонном разговоре с саудовским королем Сальманом высказался в пользу разрешения йеменского кризиса мирными средствами, путем национального диалога. Путин осудил запуск ракеты в направлении Эр-Рияда хоуситами. Два лидера также обсудили сирийскую проблему и подчеркнули необходимость активизации усилий по ее политическому урегулированию. Стороны условились продолжить тесную координацию в целях поддержания стабильности на мировом рынке углеводородов. Ранее, 20 декабря, президент США Д. Трамп в разговоре с королем Сальманом выразил солидарность в связи с ракетной атакой на Эр-Рияд. Кроме того, два руководителя обсудили «противодействие Ирану» и важность взаимодействия с ООН для привлечения Тегерана к ответственности за его повторяющиеся нарушения международных норм. Также была признана «важность активизации политического процесса для прекращения войны в Йемене». Совет Безопасности ООН 22 декабря единогласно осудил последний ракетный обстрел Саудовской Аравии йеменскими мятежниками-хоуситами.

Командующий Ливийской национальной армией фельдмаршал Х. Хафтар объявил 19 декабря об «истечении легитимности политического соглашения» от 17 декабря 2015 г., подписанного между противоборствующими ливийскими фракциями в марокканском городе Схират. Кроме того, Х. Хафтар признал нелегитимным правительство национального согласия (ПНС), которое признает международное сообщество. «То есть, он фактически объявил о непризнании им всей той конструкции, которую ООН неуклюже пыталось слепить, именно слепить, из разрозненных и разнонаправленных ливийских антагонистов». Х. Хафтар заявил: «Мы считаем, что настало время сосредоточиться на подготовке к скорейшему проведению новых выборов законодательной и исполнительной властей». Глава ПНС Ф. Сарадж, дезавуировал обращение Х. Хафтара, назвав Схиратские договоренности «единственной платформой для урегулирования».

Необходимым условием сотрудничества между США и Пакистаном является активное участие Исламабада в борьбе с терроризмом, заявил 18 декабря президент США Д. Трамп. Он напомнил о том, что ежегодно США выплачивают Пакистану значительные суммы, и выразил надежду на то, что эти средства будут эффективно использованы для достижения поставленных целей по борьбе с терроризмом.

В Египте 19 декабря террористы выпустили ракету по группе египетских военных на территории аэропорта Эль-Ариш на севере Синайского полуострова. Обстрел был произведен в тот момент, когда на авиабазе, примыкающей к аэропорту, находились одновременно министры обороны и внутренних дел АРЕ, прибывшие в Эль-Ариш на совещание, посвященное безопасности региона. Министры не пострадали.

Приложение

О ситуации вокруг проблемы Западной Сахары

Конфликт о принадлежности Западной Сахары по праву считается наиболее трудноразрешимым на северо-западе Африки. Он возник в середине 1970-х гг. В 1974 г. Марокко потребовало в ООН передать ему Западную Сахару, ссылаясь на исторические права. Свои претензии на часть западносахарской территории выдвинула также Мавритания. В 1975 г. Международный суд в Гааге вынес следующий вердикт по вопросу о Западной Сахаре: хотя в доколониальный период на этой территории и жили племена, поддерживавшие определенные связи, как с Марокко, так и с Мавританией, однако подобные связи не могут служить препятствием к осуществлению западносахарцами права на самоопределение. Переговоры между Марокко, Мавританией, Алжиром и Испанией по будущему статусу территории не привели к достижению взаимоприемлемого соглашения. В ноябре 1975 г. Испания, Марокко и Мавритания подписали соглашение о передаче власти в Западной Сахаре с 26 февраля 1976 г. временной мароккано-мавританской администрации. В ответ, поддерживаемый Алжиром Фронт ПОЛИСАРИО (Народный фронт освобождения Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро, создан в 1973 г.), провозгласил 27 февраля 1976 г. создание Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР). Начались военные действия отрядов Фронта с армиями Марокко и Мавритании.

В 1979 г. Мавритания и Фронт ПОЛИСАРИО подписали мирное соглашение, в котором отказались от взаимных территориальных претензий. После этого в Рабате объявили о полном присоединении к Марокко сахарских провинций. Война в Западной Сахаре продолжалась до сентября 1991 г., когда при посредничестве ООН Марокко и Фронт ПОЛИСАРИО достигли договоренности о прекращении огня. В настоящее время под управлением Марокко находится более 2/3 сахарской территории, где, по состоянию на 2015 г., проживают примерно 425-430 тыс. человек, в основном переселенцев-марокканцев. Остальную часть Западной Сахары («Свободную зону») контролирует Фронт ПОЛИСАРИО. Здесь проживают до 40 тыс. человек. Кроме того, около 100 тыс. выходцев из Западной Сахары проживают в лагерях беженцев на территории Алжира. В распоряжении Фронта имеются крупные военные формирования, насчитывающие примерно 5 тыс. человек.

С середины 1970-х гг. сахарская проблема превратилась в основной вопрос марокканской политики. В Рабате однозначно считают Западную Сахару неотъемлемой частью территории королевства и полагают абсолютно неприемлемым рассматривать любой вариант урегулирования проблемы, в котором имеется хоть какое-то упоминание о возможности самоопределения Западной Сахары. Эту позицию сахарскому вопросу разделяют все основные политические силы страны, что позволяет говорить о наличии общенационального консенсуса. За годы марокканского управления территорией здесь были построены промышленные предприятия, морские порты, школы, международный аэропорт и другие объекты. Рабат целенаправленно продолжает курс на дальнейшее освоение Западной Сахары. Сахарская проблема считается главным фактором, влияющим на состояние национальной безопасности Марокко. В этом регионе сосредоточена основная группировка королевской армии (до 100 тыс. человек).

Вместе с тем, «огромные финансовые вливания Марокко в освоение и развитие сахарских территорий, а также покупку лояльности коренного населения, сделанные за последние десятилетия, легли непосильным бременем на бюджет страны». В 2013 г. король Марокко Мухаммед VI объявил начало десятилетней программы развития Западной Сахары стоимостью 13 млрд евро.

Западносахарская проблема остается основным «раздражителем» в мароккано-алжирских отношениях. Марокко обвиняет АНДР в оказании Фронту ПОЛИСАРИО разнообразной помощи. Со своей стороны, Алжир не скрывает поддержки ПОЛИСАРИО и права сахарского населения на самоопределение. На юго-западе АНДР в районе Тиндуф размещены руководящие органы САДР и Фронта ПОЛИСАРИО, базы подготовки партизан, основная масса сахарских беженцев. Просматривается политико-экономическая и стратегическая заинтересованность Алжира в благоприятном для него решении сахарской проблемы. Руководство АНДР, как видится, добиваясь утверждения в Западной Сахаре дружественного правительства, рассчитывает получить кратчайший выход к побережью Атлантического океана, что положительно сказалось бы на экономике страны. Кроме того, Алжир негативно относится к усилению Марокко (главному сопернику за лидерство в Магрибе) за счет присоединения к королевству богатой природными ресурсами и занимающей важное военно-стратегическое положение территории, расценивает марокканский контроль над Западной Сахарой как прямую угрозу своей национальной безопасности.

Попытки найти приемлемые для всех участников конфликта пути урегулирования западносахарского конфликта, предпринимавшиеся в 1990-х гг. и в начале ХХI в., успеха не имели. В 2007 г. Марокко представило в ООН проект документа по урегулированию проблемы Западной Сахары, который предусматривал предоставление этой территории широкой автономии, но в качестве неотъемлемой части королевства. Этот документ объявлен в Рабате как «всеобъемлющее и окончательное решение сахарской проблемы», «компромиссный вариант, признанный международным сообществом серьезным предложением», с помощью которого можно урегулировать сахарскую проблему». Марокканский план, в частности, предполагал формирование в Западной Сахаре собственного парламента, который сможет принимать законы, не противоречащие королевскому законодательству. Местное правительство будет заниматься вопросами образования, туризма, социальной сферы и т. п. Рабат же сохранит контроль за внешней политикой, финансами, обороной, пограничной службой и почтой. Король Марокко останется высшим религиозным авторитетом для населения Сахары. Территория не будет иметь собственного флага. США и Франция в целом позитивно расценили марокканский план, но официально сохраняют позицию нейтралитета. Алжир и Фронт ПОЛИСАРИО отнеслись к этому документу отрицательно. Лидеры Фронта продолжают настаивать на проведении референдума по определению будущего территории, в ходе которого его коренное население должно выбрать один из трех вариантов: (1) предоставление Западной Сахаре независимости, (2) вхождение территории в состав Марокко на правах автономии, (3) полная интеграция Сахары с Марокко. Однако Рабат идею проведения референдума категорически отрицает.

На сегодняшний день большинство стран мира считают целесообразным проведение референдума о статусе сахарских территорий. «Между тем, говорить о том, что вокруг Марокко устанавливается какая-то «дипломатическая изоляция» и «всеобщее осуждение» по западно-сахарскому вопросу, не приходится. На его стороне не только родственные монархические режимы из Персидского залива, особенно КСА, но и многие страны Западной Африки».

Совбез ООН регулярно принимает резолюции по Западной Сахаре (последняя принята 28 апреля 2017 г.), в которых обязуется «способствовать возобновлению переговоров между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО в целях организации референдума о самоопределении западносахарского народа» и призывает стороны возобновить переговоры, прерванные в 2012 г.

В Западной Сахаре с 1991 г. действует Миссия ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (MINRUSO), которая также наблюдает за соблюдением мирных соглашений 1991 г. В состав Миссии насчитывает 483 человека из 32 стран. В их число входят гражданские специалисты, военные наблюдатели, эксперты, полицейские и др.

В августе 2017 г. генсек ООН назначил нового эмиссара этой организации по западносахарской проблеме. Им стал бывший президент Германии Х. Кехлер. ООН сделает все для запуска переговорного процесса по урегулированию конфликта вокруг Западной Сахары, заявил 19 декабря генеральный секретарь ООН А. Гутерриш.

Время от времени обстановка на отдельных участках линии соприкосновения ВС Марокко и сил Фронта ПОЛИСАРИО обостряется. В этих ситуациях ООН делает «все возможное и невозможное, чтобы не допустить эскалации конфликта».

Периодически Фронт ПОЛИСАРИО инициирует демонстрации и другие акции протеста в сахарских городах. В целом же в настоящее время Фронт и руководство САДР находятся в сложном положении, пережили ряд расколов. Некоторые исследователи считают, что «созданный как освободительное движение, Фронт ПОЛИСАРИО довольно быстро переродился в вооруженную сепаратистскую организацию, действовавшую по указке извне и преследовавшую, по сути, захватнические цели».

Таким образом, реальные перспективы урегулирования конфликта вокруг Западной Сахары отсутствуют, что представляет потенциальную опасность для стабильности в Северо-Западной Африке.

28.36MB | MySQL:67 | 0,681sec