Модернизация подводного флота ВМС Турции

25 декабря 2017 г. турецкая пресса сообщила, что первая подводная лодка, разработанная в рамках программы создания национальной подлодки для ВМС Турции, будет спущена на воду в конце 2018 г. Речь идет о Piri Reis (Пири Рейс), которая станет первой подлодкой класса Reis («Лидер»). Строительство подлодки Piri Reis началось в октябре 2015 г. на военно-морской верфи «Гельджюк». В программе участвуют турецкие компании STM, Aselsan, Havelsan, Ayesaş, Mılsoft, Koç Bilgi Sistem, TÜBİTAK. Ожидается, что подлодка Piri Reis после испытаний войдет в состав ВМС Турции в 2020 г. В рамках программы планируется построить 6 подводных лодок до 2025 г. (каждый год состав ВМС Турции пополнит одна подводная лодка класса Reis). Эти подводные лодки будут оснащены воздушной независимой системой двигателей (Air Independent Propulsion, AIP) и могут оставаться под водой неделями без всплытия, в них будут использованы водородные топливные элементы. Подлодки класса Reis внесут важный вклад в боевую деятельность ВМС Турции[i].

Отметим, что Пири Рейс (1470-1555 гг.) османский мореплаватель, адмирал и картограф, который в 1547 г. дослужился до звания реиса (адмирала) в качестве командующего османским флотом на Индийском океане. В 1513 г. Пири Рейс закончил работу над большой картой мира для своего географического атласа «Бахрийе». Сам он не так много путешествовал, но, составляя карту, использовал около 20 картографических источников. Карта была обнаружена в 1929 г. в одном из древних константинопольских дворцов и вызвала большой интерес, потому что на ней было изображение обеих Америк (одно из самых ранних в истории). Примечательно, что на карте была изображена береговая линия Антарктиды — за 300 лет до ее открытия!

Напомним, что в октябре 2015 г., когда началось строительство подлодки TCG Piri Reis, турецкая пресса писала, что она станет самой большой подводной лодкой турецкого флота. В частности, длина подлодки Piri Reis составит 67,6 м (примерно на 3 м дольше, чем стандартные подлодки), высота 13,1 м (включая перископ), диаметр — 6,3 м, в то время как длина подлодок класса Ay составляет 61 м, длина подлодок класса Preveze – 62 м, длина подлодок класса Gür – 62 м. Водоизмещение подлодок класса Piri Reis составит в надводном положении 1845 т. и в подводном положении — 2013 т. Скорость в надводном положении составит 10-12 узлов, а в подводном положении – 20 узлов. Запаса хода в надводном положении составит 12 000 морских миль, а в подводном положении – 420 морских миль. Эти субмарины могут находиться под водой 30-40 дней. Подводные лодки класса подлодки Piri Reis могут заменить подлодкам немецкой постройки типа 209 (с конца 1960-х самый успешный экспортный тип подводных лодок в мире)[ii].

В октябре 2014 г. турецкий колумнист Хусейн Озай написал, что между Турцией и Германией начался «субмариновый» кризис, поскольку ФРГ задерживает поставку подводных лодок типа 214 TN (тип 214 является серией дизель-электрических немецких подводных лодок). 2 июля 2009 г. МО Турции и HDW — самая большая верфь Германии заключили соглашение о совместном производстве шести подлодок типа 214 TN с воздухонезависимой двигательной установкой. Согласно договору, данные субмарины совместно будут производиться в Турции, турецкое промышленное участие в проекте будет порядка 80 процентов от объёма сделки. Так как турецкий тип 214 будет иметь большое количество турецких систем на борту, этот вариант лодки было решено именовать типом 214 TN (Turkish Navy). Говорилось, что HDW будет собирать основные корпусные и механические узлы и секретные компоненты, такие как топливные элементы и двигательная установка в Германии, а затем перевозить их к месту сборки. Все электронные компоненты и системы вооружения (включая систему C4I) будут производиться и устанавливаться уже непосредственно в Турции. Эти субмарины могут погружаться на 400 метров и под водой самостоятельно действовать до 50 дней, запаса хода составляет 19 000 км. Это соглашение, которое было оценено 2.5 млрд евро (3.4 млрд долл. США), стало самым большим проектом по наращиванию обороноспособности Турции после закупки 116 самолетов F-35 со стоимостью, превысившей 10 млрд долл., и самой дорогой сделкой в истории ВМС Турции. По договору 2009 г. предусматривалось начать строительство первой из шести заказанных Турцией субмарин в 2011 г. и сдать ее Турции в 2015 г. Однако выяснилось, что из-за технических проблем строительство первой субмарины даже не началось (некоторые эксперты не исключали, что Германия не начала поставки этих субмарин в Турцию из-за Израиля, поскольку не хотела усиления ВМС Турции, учитывая плохие отношения между двумя этими странами)[iii].

Со временем двусторонние отношения еще более ухудшились и в сентябре 2017 г.  министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль заявил, что Германия заморозила «почти все» поставки оружия Турции. «Мы приостановили все крупные запросы [об экспорте оружия], которые нам направила Турция. Их на самом деле не так уж мало. Берлин будет вынужден отправить союзнику по НАТО оружие, если это потребуется. Однако в настоящий момент это невозможно. Почти весь экспорт оружия в Турцию был заморожен», — заметил он, подчеркнув, однако, что сотрудничество Берлина и Анкары продолжается только по «нескольким экспортным товарам». В частности, по словам министра, это касается тех сделок, в которых ФРГ вовлечена в международные схемы, или же договоров, в которых прямо не затрагивается оружие, например, поставка «невооруженных грузовиков». С начала года правительство Германии одобрило экспорт вооружения в Турцию общей стоимостью более 25 млн евро[iv].

После  ухудшения двусторонних отношений турецкая сторона была вынуждена сделать в некоторые корректировки в строительстве подлодок типа 214 TN. Это касалось и названия класса подлодок. Если ранее было решено подлодки типа 214 TN называть Cerbe, то после возникновения проблем с Германией, его переименовали Reis (сражение у острова Джерба (Cerbe) между Османской империей и объединёнными силами европейского флота (в основном испанцев), произошло у побережья Туниса 914 мая 1560 г., итогом сражения стала решительная победа турок под командованием Пияли-паши). Однако изменения, которых предприняла турецкая сторона в строительстве подлодок типа Cerbe (Reis) в основном не были положительными. Были сокращены маневренные возможности, тактическая и максимальная скорость, ухудшена гидродинамическое равновесие и другие параметры. Кроме того, увеличился срок производства подлодок класса Reis, которые пополнят состав ВМС Турции через 62 месяцев после начала строительства. В частности, срок строительство и оборудование этих подлодок занимает 42 месяцев, гавань приемочные испытания – 9 месяцев, испытания на море – 11 месяцев.

Сейчас в составе ВМС Турции остались 12 подлодок, по 4 классов Ay, Preveze и Gür. В связи с этим турецкая пресса писала, что Турция по этому показателю заняла первое место в среди стран НАТО[v]. Подводные лодки класса Reis станут важным шагом в процессе модернизации подводного флота Турции. Кроме того, Турция может использовать опыт строительства этих подлодок для создания других национальных подлодок (Milli denizaltı, MiLDEN) в будущем.

В частности, в мае 2017 г. в ходе прошедшей в Стамбуле международной оборонной выставки IDEF-2017 турецкая судостроительная компания STM продемонстрировала проект новой дизель-электрической подводной лодки, разработанный в рамках программы MiLDEN для ВМС Турции. Предполагается, что длина подлодки проекта TS1700 составит 60,14 метра, диаметр – 6,5 метра, водоизмещение – 1740 тонн. Она сможет погружаться на глубины свыше 300 метров. Экипаж составит 25 человек. Кроме того, на борту предусмотрено место для размещения шести бойцов сил специальных операций. TS1700 хотят оборудовать воздухонезависимой силовой установкой, которая позволит развивать в подводном положении максимальную скорость до 20 узлов. Предполагаемая автономность составит 90 суток. Представитель STM сообщил, что разрабатываемая ДЭПЛ не относится к классу малых подлодок и сможет запускать через восемь торпедных аппаратов до 16 торпед и ракет. Новая субмарина предназначена для борьбы с подлодками противника, ведения разведки, поддержки специальных операций, постановки мин, поражения наземных целей. Предполагается, что подлодку оборудуют электронно-оптической мачтой и системой радиоэлектронной разведки, системой защиты от торпед. Поскольку вертикальные пусковые установки на представленном макете отсутствовали, специалисты делают вывод, что подлодку оснастят запускаемыми через торпедный аппарат ракетами[vi].

Кроме создания новых подводных лодок, в Турции огромное внимание уделяют спасению экипажей подлодок. В конце января 2017 г. состав ВМС Турции пополнило спасательное судно TCG Alemdar (A-582), которое является первым судном класса Alemdar типа Submarine Rescue Mother Ship (MOSHIP, дословно – материнский корабль, матка) ВМС Турции. Оно предназначено для обеспечения поддержки аварийной подводной лодки и эвакуации экипажа на глубине до 600 метров. Также оснащено современными спасательными системами и оборудованием, позволяющие выполнять подводные ремонтные работы и подъём затонувших кораблей. Контракт на строительство судна был подписан 28 октября 2011 г. между SSM и Istanbul Shipyard (частная верфь в Стамбуле, Турция). Спущено на воду 29 апреля 2014 г. В первой декаде января 2017 г. состоялись ходовые испытания в Мраморном море. Водоизмещение 4200 тонн. Длина 91,0 метр, ширина 18,5 метра, максимальная осадка 7,8 метра. Максимальная скорость 18 узлов. Дальность плавания 4500 морских миль на скорости 14 узлов. Экипаж 131 человек. Спасательное судно TCG Alemdar (A-582) свою первую операцию провело в начале ноября 2017 г.[vii].

Отметим, что корабли типа MOSHIP предназначены прежде всего для спасения экипаж подлодок (Denizaltı Kurtarma Ana Gemisi) и турецкая сторона планировала построить 4 таких корабля, после чего два корабля типа MOSHIP будет действовать в Северной зоне (Черное и Мраморное моря, Черноморские проливы) и два в Южной зоне (Эгейское и Средиземное моря). Турецкие военные подсчитали, что для успешных действий кораблям типа MOSHIP нужно максимум 72 часов, чтобы поднять экипаж поврежденной подлодки или обеспечить жизнеспособность подводной лодки, оказавшейся на мелководье до того, пока специалисты MOSHIP решат существующие проблемы[viii].

Добавим, что в конце сентября 2014 г. в Мерсине во время военных учений была использована атмосферная подводная система (ADS, аtmospheric diving system). Подводный робот ADS (внутри которого находился человек в специальном костюме) на глубине 100 метров осуществил операцию по спасению членов экипажа поврежденной подводной лодки. Подводный робот ADS способен проводить поисково-спасательные операции на глубине до 365 метров и остаться под водой до 48 часов (нормальный рабочий режим — 6 часов). По сообщению турецкой стороны, в мире только 6 стран имеют такую систему, в том числе и Турция[ix].

И наконец, Турция работала и продолжает работать над созданием таких подлодок, которые не имеют экипаж. Еще в мае 2009 г. турецкая пресса сообщила, что две турецкие компании по содействию TÜBİTAK создали два типа беспилотных подводных лодок — Barbaros и Çanakkale, для борьбы с минами. Отмечалось, что после двух мировых войн еще остались мины и опасность от них не миновала[x]. В марте 2016 г. в Турции был создан первый беспилотный подводный аппарат (ROV), который способен работать на глубине до 600 метров.  ROV оснащен камерой, сонаром (гидролокатор) и освещением и может использоваться не только в морях, но и в внутренних водах[xi].

Турция постепенно усиливает и модернизирует свой подводный флот, в состав которого находятся устаревшие подводные лодки. Это очень важно, поскольку длина сухопутных границ Турции составляет 2949 км, в то время как длина морских границ составляет 7816 км (по другим сведениям – 8333 км). Поэтому для Турции важно иметь сильный надводный и подводный флот. Основатель современной Турции Мустафа Кемаль Ататюрк еще свое время заявил: «Являясь наземной силой, лишенной помощи своего флота мы никогда не можем защищать наш полуостров (Малая Азия) от врага, который без труда может приблизить свои сухопутные войска».

Однако темпы модернизации подводного флота Турции не высоки, Турция отстала от графика реализации проекта строительства подводных лодок класса подлодки Reis. Причина — внутренняя и внешняя политика властей Турции, из-за чего Германия задержала поставки субмарин типа 214 TN, а в этом году вовсе заморозила «почти все» поставки оружия Турции. Мы уже сообщили, что в январе 2015 г. Сенат США после двухлетних обсуждений не одобрил выделение Турции 2 фрегатов класса Oliver Hazard Perry (USS Halyburton и USS Thach) из-за ухудшения турецко-израильских отношений и одновременно одобрил выделение одного фрегата Мексике, и 4 фрегатов Тайваню. Это означает, что политика турецких властей отрицательно воздействует и на надводного флота Турции. Из-за этого Турция в регионе отстала от Израиля, флот которого продолжает пополняться подводными лодками типа «Дольфин», оснащённых крылатыми ракетами, которые, предположительно, способны нести ядерные боеголовки.

[i] Reis, 2018 yılı sonunda denizle buluşacak, Akşam, 25.12.2017

[ii] Piri Reis denizaltısı için ilk kaynak atıldı, Milliyet, 10.10.2015

[iii] Габриелян Айк, Немецко-турецкие разногласия в военной сфере, Институт Ближнего Востока, 26.11.2017

[iv] Германия заморозила крупные поставки оружия Турции, Росбалт, 12.09.2017

[v] NATO’nun denizaltı lideriyiz, Sabah, 29.04.2013

[vi] IDEF 2017: Concept submarine offer for Turkish MiLDEN, Shephard, 12.05.2017

[vii] Denizaltı Kurtarma Ana Gemisi, ilk operasyonunu gerçekleştirdi, Star, 03.11.2017

[viii] Modernizasyon Projeleri/Yardımcı Gemi Projeleri, Denizaltı Kurtarma Ana Gemisi (MOSHIP), www.dzkk.tsk.tr

[ix] Atmosferik Dalış Sistemi denizaltına nefes veriyor, Anadolu Ajansı, 25.09.2014

[x] Türkiye insansız denizaltı üretti, Haber Aktuel, 05.05.2009

[xi] İlk yerli insansız su altı aracı üretildi, Sabah, 12.03.2016

52.24MB | MySQL:103 | 0,587sec