Израиль: дискуссии о применении смертной казни в отношении палестинских террористов

Вопрос введения смертной казни представляет собой спорную тему для многих государств. Независимо от того, применяется ли данная мера наказания в стране, всегда существуют ее противники и сторонники. В случае с Израилем дискуссии о возможности такого типа наказания в последние дни приобрели большой резонанс в связи с судебным заседанием по делу семьи Саломон, состоявшимся в среду. По его итогам террорист Омар аль-Абед, убивший летом этого года трех человек, был признан виновным.

В день заседания министр обороны Израиля А.Либерман сообщил в социальных сетях и на сайте своей партии «Наш дом-Израиль»: «Смертный приговор является единственным наказанием, подходящим для столь  гнусного деяния.  Еврейская кровь не должна проливаться безнаказанно. Террористам нигде не должно быть места, в том числе и в тюрьмах». Однако к словам министра явно не прислушались. Окончательный приговор оглашен не был, но сторона обвинения настаивает на нескольких пожизненных заключениях: по одному за каждого убитого, а также еще одному по совокупности других преступлений, среди которых покушение на убийство других членов семьи и подстрекательство к насилию.

Как отметил А.Либерман в своем комментарии: «террористы, намереваясь совершить теракт, твердо уверены: они отсидят в санаторных условиях, а потом их освободят в рамках какой-нибудь сделки». Другими словами, отказ от применения смертной казни в таких случаях, не просто потенциально развязывает руки террористу для совершения аналогичных атак в будущем, но и повышает риск других преступлений – похищений израильтян, которых затем можно будет обменять на заключенных. При этом палестинцы, как всегда, будут настаивать, что за несколько сотен освобожденных израильские власти смогут рассчитывать лишь на некую информацию, а не на возвращение граждан.

Надо сказать, что сторонников применения смертной казни к террористам в целом и в данном случае в частности, в Израиле сегодня довольно много. Практически сразу после совершения убийства трех членов семьи Саломон помимо А.Либермана к требованию смертной казни для преступника присоединились министр образования Нафтали Беннет и министр юстиции Аелет Шакед. Как отмечает израильская газета Haaretz, ссылаясь на членов семьи Саломон, представляющих интересы погибших родственников, о необходимости применения смертной казни в данном случае заявлял летом и  премьер-министр Биньямин Нетаньяху.

Возможность прибегнуть к данной мере в законодательстве страны есть, хотя исполнение ее на практике вновь касается вопроса полномочий государственных деятелей. С одной стороны, решение о смертной казни может быть вынесено единогласно тремя судьями военного суда, на что еще в июле в своем твиттере указывала министр юстиции. Однако, поскольку прокурор смертной казни не требует, то этот механизм использовать нельзя, а А.Либерман из министра, способного повлиять на ситуацию конкретным образом, превращается в еще один «голос общественности». Этот факт признал и сам глава оборонного ведомства, уже после оглашения итогов судебного заседания написавший в том же твиттере, что выражал свою точку зрения исключительно как лидер партии и гражданин государства.

Вместе с тем необходимость изменения существующей практики в НДИ осознают. В этой связи партия вновь начала работу над принятием закона, позволяющего применять к террористам смертную казнь, избегая ряд бюрократических барьеров. По замыслу его разработчиков, мера коснется всех террористов, независимо от того, нападают они на мирное население или израильских военных.

Этой инициативе предстоит длинный путь и простым он точно не будет. С одной стороны, еще в 2015 г. партия продвигала аналогичный документ, который был отвергнут в первом чтении 94 депутатами, проголосовавшими против. Мало того, одним из главных инициаторов этого провала стал Б.Нетаньяху, посчитавший представленный текст несвоевременным и недостаточно перспективным с правовой точки зрения. С другой стороны, параллельно с этим существует конкурирующий законопроект, предлагающий полностью отказаться от смертной казни.

Семья Саломон свою позицию обозначила четко и бескомпромиссно: высшая мера наказания и исключение любой возможности освобождения в рамках сделки с палестинцами. Более того, израильские издания, среди которых Yedioth Ahronoth и Times of Israel, цитируя родственников погибших, четко дают понять, что они считают себя введенными в заблуждение представителями правительства, обещавшими, что террорист будет казнен. С таким подходом согласны и многие другие члены семей убитых израильтян, по мнению которых, никто таким способом не пытается лишить как можно больше палестинцев жизни, а только обезопаситься от того, что террорист, выйдя из тюрьмы, продолжить убивать, будучи уверенным в своей безнаказанности. Помимо этого исследование, проведенное летом текущего года Israel Democracy Institute, свидетельствует, что лишь около 25 % граждан выступают за отказ от смертной казни.

Вместе с тем именно подозрения в том, что израильтяне ищут новый изощренный способ мести палестинцам, наводняют арабские новостные ресурсы в связи с рассмотренной ситуацией. Здесь основным поводом для провокаций становится ссылка А.Либермана на американский опыт применения смертной казни. На фоне решения по Иерусалиму теперь любой факт рассматривается катализатором для обвинений США и Израиля в очередном заговоре.

Помимо этого противники применения смертной казни к палестинским террористам есть и в Израиле. К их числу можно отнести главу ШАБАКа Надава Аргамана, который, по некоторым данным, заявил о своей оппозиции законопроекту НДИ на закрытой части заседания комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне на минувшей неделе. При этом в открытой части дискуссии он сообщил, что в ближайшие шесть месяцев страну ожидает высокий уровень террористической угрозы, связанный с реакцией на заявление президента США Д.Трампа по Иерусалиму. По его собственным словам, в уходящем году ШАБАКом было предотвращено 13 терактов смертников и более тысячи возможных акций террористов-одиночек.

В целом, в условиях, в которых государство существует сегодня, смертная казнь была бы релевантной мерой для террористов, убивающих израильтян. Об этом свидетельствует как точка зрения ряда важных политических фигур, так и мнение семей жертв террора. Вместе с тем можно прогнозировать, что наибольшие сложности на данном направлении создаст опасение вызвать негативную реакцию международной общественности, которая рада будет обвинить израильтян в очередном нападении на палестинцев.

52.21MB | MySQL:103 | 0,601sec