О Вооруженных силах ОАЭ. Часть 4

Военно-воздушные силы

В неофициальной табели о рангах военных специальностей,  авиация в эмиратах занимает почетное первое место. Летать в ОАЭ любят, летают много, страна обладает огромным воздушным гражданским флотом, одного из лучших мировых перевозчиков, компании Emirates, кроме нее действуют компании Ettihad и Fly Dubai. Аэродромы могут похвастаться современным дизайном и совершенной инфраструктурой, а режим т.н. «открытого неба» привлекает огромное количество авиакомпаний и чартерных перевозчиков со всего мира. Действует сеть аэроклубов для любителей, осуществляющих начальную летную подготовку.

Летчики популярны, их рейтинг по праву возглавляет министр обороны, шейх Мухаммед бен Рашид аль-Мактум, сам пилот, и крайне разносторонняя личность, чей авторитет непререкаем в стране и, если и не превосходит таковой правителя Абу-Даби, шейха Халифы бен Зайеда аль-Нахайяна, то, по крайней мере, не уступает ему.

ВВС ОАЭ выросли из подразделений аэродромно-технического обслуживания британских ВВС, расквартированных после Второй мировой войны на территории т.н. «Договорного Берега», применительно к будущим эмиратам, речь идет, прежде всего, о Шардже. Там находился военный аэродром, на котором базировались связные и патрульные самолеты, небольшое количество истребителей. Шарджа играла роль промежуточного аэродрома между Аденом, Маскатом и Багдадом. После ухода (формального) британцев из Залива, все наземное оборудование и имущество были переданы местной стороне.

До начала 1980-х годов, ВВС ОАЭ представляли собой территориальные воздушные формирования, оснащенные, главным образом легкими учебно-тренировочными самолетами и подчинявшиеся командованию тех округов, где они базировались. Ситуация изменилась с началом ирано-иракской войны когда, было принято решение об увеличении состава ВВС и их оснащении боевыми самолетами. Вначале, также учебно-боевыми, типа «Хок», британского производства, являющихся легкими штурмовиками. В результате, на сегодня численность ВВС ОАЭ составляет 4500 человек, а боевой состав насчитывает около 150 новейших многофункциональных истребителей-бомбардировщиков французского и американского производства.

Организационно, в ВВС входят два командования: Центральное и Западное и Объединенное командование, выполняющее функции Главкомата и главного штаба этого вида ВС.

Объединенное командование (ОК) находится на территории Абу-Даби, авиабаза «Зафра», ему подчинено истребительно авиакрыло, состоящее из трех эскадрилий, двух легких ударных и учебной. В подчинении у ОК находится также 102-я эскадрилья, приписанная к авиабазе «Миндхат» и имеющая на вооружении легкие штурмовики «Хок». ОК также подчинен летный отряд ВИП-перевозок, оснащенный самолетами «Боинг-747-422» и «Кинг-Эйр-350», и военно-транспортная эскадрилья на самолетах С-130Н, «Геркулес».

Командование армейской авиации включает в себя 10-ю бригаду, оснащенную вертолетами АН-54 «Апач» и АС-550 «Фенек», которая тоже базируется на авиабазе «Зафра».

В Аль-Эйне расположена академия ВВС имени шейха Халифы бен-Зайеда. Там же размещена 63-я эскадрилья на учебно-тренировочных самолетах «Хок Мк-63» и пилотажная авиагруппа «Всадники», недавно выступившая на авиасалоне «МАКС-2017» на легких УТС МB-339. К академии приписана 4-я эскадрилья, использующая швейцарские турбопоршневые УТС «Пилатус  PC-7».

Главной ударной силой ВВС ОЭА являются 58 истребителей Dassault «Мираж 2000-9» и 79 истребителей-бомбардировщиков Lockheed F-16F/E Desert Falcon, модификации «Блок-60» — одной из самых современных (ВВС ОАЭ выступили первым иностранным заказчиком этой версии самолета, имеющей увеличенную дальность и новейшее радиоэлектронное оборудование). Транспортная компонента представлена 8 тяжелыми самолетами Boeing C-17, Globemaster-3 и 3 Airbus A-330 MRTT, а также 12 модернизированными «Геркулесами» модификации С-130J. Кроме них, на вооружении состоят самолеты-заправщики А-330 и легкие транспортники CN-235 (11 единиц). Активно используются и ранние варианты транспортных C-130H (30 ед.).  Патрульные задачи решают 8 Dash 2-315, а функции дальнего радиолокационного обнаружения выполняют два новых Saab Erieye 340.

Вертолетный парк включает в себя: 12 тяжелых вертолетов CH-47C/D, «Чинук», 4 единицы CH-47F, 30 ударных АН-64 «Апач», 40 многоцелевых UH-60M Black Hawk, 8 Augusta Westland, AW 319, 6 штук SAR-99 «Пума» (поисково-спасательные) и 12 AS-550 «Фенек».

Задачи ПВО страны возложены на расчеты ЗРК «Пэтриот», новейшие модификации которого РАС-9 заказаны в США, всего около 40 ПУ и 10 РЛС различного назначения, в идеале, должны будут сформировать противоракетную оборону. Возможности ЗРК «Пэтриот» по перехвату скоростных целей, наподобие головных частей баллистических ракет, в последнее время вызывают ряд вопросов.

ВВС ОАЭ располагают всем арсеналом современных авиационных средств поражения, включая корректируемые и управляемые боеприпасы, ракеты большой дальности, а также новейшими образцами ракетного вооружения класса «воздух-воздух», включая такие ракеты, как AMRAAM.

Основными авиабазами ОАЭ являются: «Батин», «Зафра», «Аль-Эйн», боевые самолеты также могут базироваться на аэродромы Рас-Эль-Хайма и Фуджейры. Последняя, с момента ее сооружения в середине 1980-х. годов регулярно используется ВВС и ВМС США в качестве пункта базирования.

Летчики ОАЭ регулярно принимают участие в маневрах «Щит Залива», проводимых странами ССАГПЗ. Несколько экипажей ВВС ОАЭ приняли участие в агрессии стран НАТО против Ливии и в боевых действиях в Йемене, не снискав, впрочем, никаких лавров на почве бомбежек гражданского населения этих стран.

Обладая значительным техническим потенциалом и неплохим годовым налетом, ВВС ОАЭ в случае масштабного регионального конфликта, с участием того же Ирана, например, будут уязвимы по двум основным причинам. Малая численность подготовленных пилотов в условиях современного воздушного и противовоздушного боя означает, что их участие в боевых действиях ограничится несколькими днями. Кроме того, аэродромы ОАЭ, включая гражданские, также немногочисленны и сосредоточены на малой площади, что делает их легкой целью для массированного ракетного удара, способного вывести из строя взлетные полосы и рулежные дорожки, разрушить топливные хранилища и повредить радиолокационное, связное и навигационное оборудование. Без всего этого, современные ВВС бессильны и никакие перебазирования на участки автострад в этом не помогут. Кроме того, организация ударов по иранской территории также не сулит ничего хорошего, ПВО Исламской Республики в последнее время значительно увеличило свои возможности, а воздушный бой иранцы всегда вели неплохо, как правило, превосходя тех же иракцев, которые обладали гораздо большим, чем летчики ОАЭ, боевым опытом и налетом.

Создание эмиратами военных баз на африканском континенте ставит перед ВВС ОАЭ новые задачи: проведение дальних миссий, воздушное патрулирование над международными водами, проведение дозаправки в воздухе и выполнение транспортных рейсов —  опыта всего этого тоже мало. По всей видимости, стране придется закупать новые самолеты-заправщики, дополнительное радиолокационное оборудование, и, как и другим видам ВС, решать кадровую задачу. Век боевого летчика короток даже в мирное время, подготовка его весьма затратна, а экспансия ОАЭ в Африке и на юге Аравийского полуострова требует увеличения числа моряков, летчиков, пехотинцев, медиков, технического и обслуживающего их персонала.

33.62MB | MySQL:69 | 0,963sec