Комментарии Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара) в отношении волнений в Иране. Часть 1

Турецкий Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV), базирующийся в Анкаре, к настоящему времени занял одни из лидирующих позиций среди местных аналитических центров, пользуясь заметной даже стороннему наблюдателю поддержкой руководства страны.

Привычной стала публикация Фондом как материалов фундаментального свойства, так и «живых реплик» в отношении актуальных проблем текущей международной повестки. Отдельно стоит отметить, что Фонд наряду с, в массе своей, бесплатными материалами, базирующимися в открытом доступе, начал публиковать и платный контент. В частности — книги, распространение которых осуществляется через несколько книжных интернет-магазинов страны.

Такие вещи являются свидетельством того, что следящая аудитория Фонда достигла определенного уровня, с которого у публикации печатных платных материалов возникает хотя бы «нулевая» окупаемость. Разумеется, присутствует и серьёзный элемент престижа: издаваемый ежемесячно журнал Kriter — журнал, а книги, отправляемые прямо на стол к власть предержащим, – это совсем уже другой уровень.

Не мог не откликнуться оперативно Фонд и на события, происходящие в эти дни в Иране сразу несколькими публикациями. Сделаем их небольшой обзор по состоянию на первую неделю января с.г.

  1. Редакционный материал под заголовком «5 вопросов: протесты в Иране» (опубликован 3 января)

Вопрос №1: На фоне какой региональной и глобальной конъюнктуры в последние дни в Иране возникли протесты?

Ответ: Экономические трудности в Иране, переживаемые в последние годы, секретом не являются. Особенно на фоне положительных ожиданий, возникших после подписания ядерной сделки в отношении ближайшего снятия санкций и возможностей экономического развития и роста. Однако, ввиду позиции нового американского президента Д.Трампа, вне зависимости от снятия санкций (которое, кстати, также оказалось под большим вопросом – В.К.), доступ Ирана к мировой финансовой и торговой системе был заблокирован. С другой стороны, про стране прокатилась волна банкротств инвестиционных компаний, действующих по кооперативному принципу, стали наблюдаться задержки с выплатой заработных плат. Показатели экономики, включая безработицу, инфляцию и т.д., начали резко ухудшаться.

В этой связи, на протяжении уже ряда месяцев в стране наблюдалась небольшая протестная активность. Однако, массовый характер протестов с проявлениями насилия – реальность лишь последних дней. Показательно, что протесты вспыхнули не в крупнейшем городе Ирана – его столице Тегеране, а в религиозном центре Мешхеде. Далее они распространились на Нишапур, Решт, Йезд, Керманшах, Кашан, Лурестан, Имамшахр, Исфахан, Хамадан, Ахфаз, Арак и на прочие соседние провинции и города страны. В более крупных городах – традиционных протестных центрах, таких как Тегеран и Тербиз, волнения носили заметно меньший характер и не имели большого резонанса.

Если смотреть в глобальном разрезе, то волнения, вспыхнувшие в Иране, вписываются в период сплочения против него США, Израиля, Саудовской Аравии и ОАЭ. Напротив, если говорить о Турции, то страна наращивает своё сотрудничество с ИРИ по целому ряду вопросов – в частности, в поисках путей политического урегулирования в Сирии и в Северном Ираке, в плане совместной борьбы с Рабочей партией Курдистана. Также,  SETAV предлагает не забывать про голосование в ходе заседания Генеральной Ассамблеи ООН по резолюции, осуждающей одностороннее признание США Иерусалима в качестве столицы Государства Израиль, внесенной по инициативе Турции и Йемена (видимо, здесь авторы имеют своей целью продемонстрировать, что США и Турция не находятся по иранской «проблеме» в одном лагере – В.К.).

Вопрос №2: Какие группы принимают участие в протестах, каковы источники их мотивации и политические цели?

Ответ: Люди, принимающие участие в протестах не являются членами официальных политических партий, ассоциаций, объединений или же профсоюзов. В ходе протестов не замечено ни флагов, ни вымпелов. Важная часть иранской оппозиции (реформисты) подчеркнуто дистанцировались от протестов. С другой стороны, есть свидетельства об участии в протестах членов организации «Моджахеды иранского народа», которая, как ожидается, будет исключена в ближайшее время США и ЕС из списка террористических организаций. Как можно видеть из получивших распространение в интернете видеоматериалов, люди пенсионного возраста, а также пострадавшие от банкроств служащие, не получающие 2-3 месяца зарплату, уступили протестные площадки поколению, рожденному в 1990-х годах.

В ходе протестов преобладают слоганы «Мы ошиблись, совершив революцию», «Будь проклят Роухани», «Хаменеи, твой срок вышел», «Оставьте арабов, занимайтесь нами», «Будь проклята Россия», «Не хотим правления мулл» и так далее. Одновременно, раздается критика против участия Ирана в войнах по доверенности в регионе и требования направить финансовые ресурсы, расходуемые на Сирию и Йемен, на решение проблем внутри страны.

Таким образом, следует говорить о том, что от экономических требований, протестующие стали переходить и к требованиям политическим, однако, о формировании единой политической платформы пока говорить не приходится. В слоганах доминируют элементы призывов против системы. Помимо всего прочего, сообщается об актах сожжения портретов религиозного лидера страны Али Хаменеи.

52.17MB | MySQL:103 | 0,433sec