Оценки китайских специалистов программы развития ВМС Пакистана

По данным СМИ КНР, 3 декабря 2018 г. в западной части Индийского океана с борта ракетного катера PNS Himmat (китайско-пакистанский проект «Азмат») была запущена противокорабельная ракета (ПКР) Harba.Следует отметить, что за стрельбами наблюдали все высшие офицеры ВМС Пакистана.

В отношении упомянутого ракетного катера  известно, что это третий корабль серии из четырех РК, однако именно этот катер был полностью собран и укомплектован пакистанскими специалистами на судостроительном предприятии в г.Карачи. Представляется возможным сообщить некоторые тактико-технические характеристики упомянутого выше ракетного катера:

– длина: 63 м;

– ширина: 8,8 м;

– осадка: 2,3 м;

– водоизмещение нормальное: 560 тонн;

– водоизмещение полное: 600 тонн;

– максимальная скорость: 30 узлов;

– экономическая скорость: 18 узлов;

– дальность плавания (на экономической скорости): 600 миль (по другим данным до 1000 миль);

– экипаж: 15 военнослужащих.

При указанных линейных размерах на корабле  установлено четыре дизельных двигателя суммарной мощностью 17000 л.с., которые передают крутящий момент через четыре вала на четыре винта и тем самым обеспечивают РК необходимую скорость.

По данным китайских источников, спуск РК PNS Himmat был осуществлен в сентябре 2016 г, а передача корабля флоту состоялась в июле 2017 г. Основным отличием ракетных катеров проекта «Азмат» является размещение ракет в строенных наклонных пусковых установках круглого сечения, расположенных на корме корабля.

Подобная схема удобна при осуществлении пусков из-за пределов ответного ракетного залпа противника. Следует отметить, что при необходимости на РК можно разместить две счетверенные ПУ для противокорабельного оружия.

Для самообороны экипаж катера может применять спаренные автоматические пушки калибра 37 и 25 мм, которые расположены в носовой части и на палубной надстройке катера. По желанию пакистанских военных данные артиллерийские системы могут быть заменены на шестиствольные пушки калибра 30 мм, однако в носовой части не представляется возможным установить автоматическое орудие калибра 76 мм.

В отношении испытанной ПКР следует отметить, что еще в октябре 2017 г. начальник штаба ВМС Пакистана – адмирал Мухаммед Закаулла в интервью национальным СМИ сообщил, что предприятия национального оборонно-промышленного комплекса (ОПК) под руководством представителей Главного управления закупки вооружений ВС Пакистана передали на первый этап испытаний крылатую ракету для подводных  лодок «Бабур» (принятие на вооружение запланировано на октябрь 2018 г), которая предназначена для поражения надводных и береговых целей.

По данным китайских источников, пакистанские специалисты ведут разработку компактных ядерных головных частей для рассматриваемой ракеты, что представляет собой серьезную угрозу для национальной безопасности Индии в случае начала вооруженного конфликта. Кроме того, адмирал М.Закаулла впервые упомянул о ракете Harba, которая по оценкам китайских специалистов создана на основе китайской ПКР С-602 (именно иранский вариант этой ПКР поразил катамаран арабской коалиции у берегов Йемена).

Китайские оружейники оказали помощь в разработке ПКР Harba, а именно передали пакистанским партнерам систему активного радиолокационного наведения, систему защиты от радиоэлектронных помех.  Также в настоящее время ведется доработка блок наведения в инфракрасном диапазоне для надежного поражения целей в ночное время.

Следует отметить, что ракеты пакистанского производства практически невозможно отличить от продукции ОПК КНР, однако по оценкам китайских специалистов, пока ПКР Harba обладает максимальной дальностью только 450 км, однако при доработке состава ракетного топлива данный показатель можно увеличить до 700 км.  Известно, что экспортные варианты ПКР китайского производства имеют максимальную дальность пуска не более 280 км вне зависимости от массы боевой части (от 165 до 300 кг.). В модификациях для ВМС НОАК однотипные ПКР имеют максимальную дальность пуска от 400 до 600 км.

Известно, что наведение ПКР на такую дальность невозможно выполнить при помощи бортовой радиолокационной станции самого ракетного катера и с этой целью китайские специалисты предусмотрели размещение на РК проекта «Азмат» системы тактической связи и обмена данным под обозначением HN-900, которая предназначена для  обработки сигналов от самолета дальнего радиолокационного дозора и наведения ZDK-03. Подобный самолет способен обнаружить крупноразмерную надводную цель на дальности до 400 км и принять ее на автоматическое сопровождение на дальности 250 км. При таких показателях сам ZDK-03 и истребители прикрытия будут находится вне зоны действия корабельных систем ПВО вероятного противника.

По данным китайских источников, вдоль побережья Пакистана будет создана сеть РЛС дальнего обзора и наведения, которые также позволят грунтовым комплексам, ракетным катерам, фрегатам и эсминцам выполнять пуски ПКР без использования собственных станций, что затруднит перехват ракет вероятным противником.

По данным китайских источников, практически все система наведения пакистанской ПКР будут дорабатываться с учетом возможностей систем радиоэлектронной борьбы фрегатов и эсминцев ВМС Индии, которые будут составлять авианосно-ударную группу. Китайские специалисты связывают затягивание процесса передачи РК PNS Himmat именно с процессом доводки ПКР Harba.

Кроме ракеты Harba пакистанские оружейники активно работают над созданием ПКР берегового базирования, которую можно будет применять как с грунтовых носителей, так и с самолетов истребительной авиации и надводных кораблей. Следует отметить, что в арсеналах подразделений береговых ракетных войск ВС Пакистана находятся подобные ракеты под обозначением «Бабур 2», которые на испытаниях в октябре 2016 г. подтвердили возможность поражения движущихся надводных целей.

Как указывают китайские аналитики, большинство образцов ракетного вооружения ВМС Пакистана, предназначенного для борьбы с надводными целями имеет диаметр более 533 мм, что не позволяет использовать ракеты типа «Бабур» или Harba с подводных лодок. Китайские специалисты вполне успешно освоили технологию изготовления подобных боеприпасов, для которых необходимо изготавливать специальный пенал, обеспечивающий запуск из торпедного аппарата в подводном положении.

Подводя промежуточный итог, необходимо отметить, что все присутствовавшие на испытательных стрельбах высшие чины командования ВМС Пакистана выразили удовлетворение достигнутыми результатами пуска, поскольку с повышением темпа гонки вооружений в регионе официальный Исламабад вынужден догонять индийских военных, которые получают достаточно современные ракеты из РФ и планируют приобретать крылатые ракеты в США.

Проведенные стрельбы ПКР Harba необходимо рассматривать и в свете заключенного между Исламабадом и Пекином контракта на поставку трех сторожевых кораблей проекта 054В, которые позволят ВМС Пакистана сохранить паритет с ВМС Индии на морском театре. Очевидно, что пакистанские оружейники стремятся создать ракетное вооружение, которое позволит сдерживать агрессивные замыслы военно-политического руководства официального Нью-Дели.

По данным китайских источников, пакистанские военные моряки ведут активную совместную работу с китайским проектировщиками с целью внести коррективы в:

– схему компоновки силовой установки;

– систему электропитания корабля.

Кроме того, представители ВМС Пакистана направили запрос китайским подрядчикам о поставке трех многофункциональных радиолокационных станций разведки воздушной обстановки и наведения (двудиапазонные) «Тип-366», которые позволят обнаруживать малозаметные воздушные цели на дальности 280 км, тогда как крупноразмерные самолеты вероятного противника могут быть обнаружены на дальности до 500 км.

62.84MB | MySQL:102 | 0,541sec