Смогут ли алжирские власти разрешить конфликт с интеллигенцией?

Руководство АНДР демонстрирует неспособность и нежелание найти общий язык с интеллигенцией, все чаще выступающей против действующего в стране политического режима.

Наглядным тому свидетельством служат протесты работников медицинского сектора, в том числе и врачей, которые тем самым пополнили протестный фронт, в котором состоят не только представители гражданской и в том числе «национальной» (в основном берберской) и «технической» интеллигенции (например, работники сферы образования и промышленности), но и военной (преимущественно отставные офицеры).

Основная причина выступлений – отказ властей в условиях кризиса повышать им зарплаты, социальные выплаты и для работающей части – улучшать условия труда.

Однако начавшиеся в декабре 2017 года протесты работников медицинского сектора заметно повысили градус противостояния.

Несмотря на жестокие избиения участвующих в несанкционированных шествиях и митингах врачей, фельдшеров, медсестер и других его представителей полицией (как, например, это было несколькими днями ранее в отношении работников столичной больницы имени Мустафы Паша), они только усиливают свои действия, и к ним ежедневно присоединяются все новые и новые представители отрасли по всей стране.

При этом с точки зрения властей их поведение становится все более вызывающим – так, например, 8 января работники медицинской сферы устроили массовый «национальный демократический» марш протеста во втором по величине алжирском городе Оран, в то время как другим важнейшим центром протестов остается столичная больница имени Мустафы Паша, возле которой то и дело возобновляется после очередного жестокого разгона митинг с требованием к властям отказаться от применения силы и выполнить условия протестующих.

Одновременно персонал государственных больниц и клиник объявил о начале бессрочной забастовки. В результате необходимая помощь оказывается лишь самым неотложным больным или пострадавшим.

Основное требование протестующих работников медицинской отрасли – «всеобъемлющий пересмотр условий гражданской службы в сегодняшнем варианте».

По словам представителей столичной больницы имени Мустафы Паша, «Мы наблюдаем полный провал гражданской службы и все это знают. Доказательством тому служит переполненность больниц севера страны именно из-за гражданской службы, которая не обеспечена реальной поддержкой на местном уровне как по деньгам, так и по оборудованию. В результате больные бегут из этих регионов, чтобы приехать лечиться в больницах больших городов, которые, к сожалению, зачастую уже не в состоянии предоставить весь объем необходимой помощи по причине все больше усиливающейся на них колоссальной нагрузки».

Сами представители алжирской медицинской сферы указывают, что отучившийся и успешно сдавший все экзамены студент может считаться действительно дипломированным врачом-специалистом лишь после прохождения «обязательной многолетней практики по распределению», обычно проходящей в отдаленных районных больницах без всякого намека на какие-либо удобства».

В результате, по их данным, выпускники-медики сталкиваются с огромными проблемами: учитывая отсутствие нормальных жилищных условий и низкой оплаты труда в регионах они оказываются не в состоянии взять с собой свои семьи, члены которых вынуждены продолжительное время жить в отрыве друг от друга. И на все это накладывается крайне низкий уровень оснащения больниц современным оборудованием и медикаментами, что дополнительно препятствует выполнению возложенной профессиональной миссии».

По словам алжирских медицинских специалистов, в результате они вынуждены сегодня жить по закону 1969 года, которым и была создана обязательная гражданская служба для врачей, хотя за прошедшие с того времени полвека ситуация решительно изменилась, и прежняя система уже не может функционировать эффективно.

В результате врач-резидент оказался лишен всех своих основных прав, закрепленных в национальной конституции при том, что «он имеет больше обязанностей и меньше прав, чем остальные граждане Алжира» и что при этом они «рассматриваются как военнообязанные призывники, призванные за гроши отрабатывать своё обучение в захолустье без всяких удобств и условий».

Кроме того, по их словам, «Во всем мире только алжирский врач-специалист фактически проходит две службы: чисто гражданскую и, по сути, военную, когда он выполняет, подобно солдату, предписания своего начальства и при этом лишен минимальных социальных гарантий даже по сравнению с рабочими».

 

Поэтому алжирские медики требуют «заменить гражданскую службу другой системой здравоохранения в интересах пациентов и профессиональной самореализации врачей-специалистов».

Их выступления и жестокая реакция полиции во многом связаны с ожидаемым рассмотрением национальным парламентом законопроекта, который должен закрепить существующее положение дел при постепенном дальнейшем снижении привлекательности работа медицинского персонала.

Также представители профильного профсоюза «Автономного коллектива алжирских врачей-резидентов» (Camra) выступают против дальнейшего пребывания на своем посту     министра здравоохранения АНДР Мохтара Хасбеллауи, который на встрече с ними «не выразил никакой даже чисто внешней готовности отстаивать наши корпоративные интересы, перенаправив нас к депутатам».

Между тем, положение достигло такой остроты, что представителей правящего режима критикуют за «дубиночный подход» к решению медицинской проблемы даже представители тех фракций в парламенте, которые традиционно поддерживают его, указывая на то, что такие действия могут спровоцировать «социальный взрыв».

Ситуация осложняется тем, что в последние дни врачи-педиатры объявили о намерении бойкотировать экзамены в медицинские учреждения и тем самым фактически сорвать образовательный процесс.

К ним угрожают присоединиться и другие их коллеги в случае, если власть продолжит с ними диалог при помощи полицейской дубинки.

Удовлетворить же их требования также представляется затруднительным ввиду имеющейся установки властей на то, что «уступки лишь порождают новые уступки», недопустимые в условиях объявленной тотальной экономии средств (принятие требований врачей будет означать заметное увеличение финансирования медицинского сектора).

А пока в стране все больше вызревает революционная ситуация, разрядить которую могут лишь сами власти, которые, однако, из двух испытанных средств – «кнута и пряника» выбирают лишь первое.

В результате на глазах ряды противников алжирского правящего режима пополняются все новыми протестующими.

Сложность ситуации для руководства страны состоит и в том, что на стороне местных эскулапов находится и абсолютное большинство пациентов (они также начинают присоединяться к их акциям протестов), и, соответственно, в случае продолжения в отношении их прежней «силовой» политики протестное движение интеллигенции может заметно разрастись за счет присоединения к нему всех недовольных, включая простых граждан, в том числе рабочих, торговцев и безработных.

52.19MB | MySQL:103 | 0,461sec